Две постоянные участницы мирового рейтинга богачей — это Лилиан Беттанкур и Кристи Уолтон, чьи состояния практически равны и превышают 40 млрд долл. Истории их богатства — это одни из главных легенд мирового бизнеса, повествующие о важности многолетнего труда вкупе с умелым применением бизнес-смекалки. Но совсем недавно на этом «женском» небосклоне появилось третье имя со своей особой историей. Правда, как оказалось, новая звезда зажглась ненадолго.
Удачное замужество
Кристи Уолтон, конечно, нельзя назвать бизнес-леди. История ее состояния — это история семьи ее мужа, Джима Уолтона, который унаследовал от своего отца огромный бизнес — глобальную торговую корпорацию Wal-Mart. Одной из самых богатых женщин мира Кристи сделал несчастный случай: одиннадцать лет назад ее 58-летний муж, управляя легкомоторным самолетом, погиб в авиакатастрофе, и она получила в свое распоряжение его гигантское состояние, насчитывавшее на тот момент 18 млрд долл. За последующие 10 лет эта сумма увеличилась более чем вдвое. И причина тому — отнюдь не деловая хватка миссис Уолтон, а инвестиционная дальновидность ее покойного мужа. Незадолго до гибели он вложил значительные суммы в компанию First Solar, занимавшуюся развитием солнечной энергетики, и с тех пор стоимость этих акций, по сообщениям зарубежных СМИ, выросла примерно на 500%. Однако несомненной заслугой Кристи Уолтон является то, что она за 10 лет не растеряла семейного состояния и смогла удержать лидирующие позиции Wal-Mart на мировом рынке.
Родоначальником этой торговой империи был свекор Кристи, отец Джима Уолтона — Сэм. В 1940 г. он был простым клерком с зарплатой 75 долл. в месяц и надеялся когда-нибудь открыть собственное дело. К мечте ему пришлось идти очень долго: сначала он совместно с братом открыл несколько магазинов в городе Бентонвилл, штат Арканзас, а затем принялся разрабатывать концепцию «магазина будущего» — нового универсального формата, благодаря которому покупателям больше не понадобится бегать от одной торговой лавки к другой.
Компания Wal-Mart была основана в 1968 г., и ее появление ознаменовало начало эры глобального потребления. В рамках одного магазина, получившего название «супермаркет», любой покупатель мог приобрести практически все, что было необходимо для повседневной жизни: и продукты, и стиральный порошок, и витамины, и даже недорогую одежду. Впоследствии к этому списку прибавились еще автозапчасти и бытовая техника.
Эта торговая сеть с ежегодным оборотом более 400 млрд долл. уже несколько лет подряд возглавляет мировые рейтинги крупнейших ритейлеров. Число магазинов Wal-Mart, работающих в 28 странах мира, превышает 11 тыс., и на данный момент эта компания является крупнейшим работодателем на планете. Общее число ее работников уже перевалило за 2,2 млн человек — это больше, чем население Латвии или Словении.
Правда, одновременно с этим Wal-Mart является одной из главных мишеней для антиглобалистов и профсоюзов. То и дело в странах, где работает эта компания, возникают скандалы, связанные с нарушением прав ее сотрудников. Еще на нее постоянно жалуются поставщики, из которых менеджмент Wal-Mart постоянно «выжимает» низкие закупочные цены, и конкуренты — за то, что компания «злоупотребляет доминирующим положением на рынке», вытесняя более мелких игроков. Ну и до кучи к общему хору время от времени примыкают различные «зеленые» организации.
Все это не мешает Wal-Mart считаться одной из самых благонадежных компаний мира. Около 50% ее акций находится в свободном обращении, в частности торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Прибыль за одну акцию Wal-Mart Stores Inc. в 2014 г. составила 5,11 долл., что укрепило статус этих ценных бумаг как наиболее ликвидных на американском рынке.
О личности главы этой бизнес-империи известно немного. Она всегда находилась в тени своего мужа и никогда не стремилась быть героиней светской хроники. Сейчас она много времени уделяет благотворительности, спонсирует различные образовательные программы, поддерживает музеи и развивает органическое садоводство; также делает пожертвования в ассоциацию доноров и организации, занимающиеся сохранением исторических памятников, и оказывает финансовую поддержку различным университетам США.
Рекламы много не бывает
Время от времени в рейтинге самых богатых женщин мира на первую строчку выходит владелица парфюмерного гиганта L’Oreal Лилиан Беттанкур. И дело тут не в уменьшении состояния Кристи Уолтон, а в увеличении доходов парфюмерной промышленности.
Лилиан Беттанкур родилась 21 октября 1922 г., через 13 лет после того, как ее отец основал компанию L’Oreal. Она была единственным ребенком в семье и, повзрослев, унаследовала все права на семейный бизнес. С 15 лет она начала работать в компании и в дальнейшем сумела сделать ее одной из крупнейших корпораций мира.
Один из главных секретов успеха L’Oreal — большие вложения в рекламу. Известно, что компания тратит на продвижение принадлежащих ей брендов 30% прибыли, в том числе привлекая для рекламных кампаний первых красавиц и красавцев современности. «Лицом» L’Oreal в разное время были Катрин Денев, Джейн Фонда, Энди МакДауэлл, Пенелопа Крус, Летиция Каста, Клаудиа Шиффер, Мила Йовович, Бейонсе, Кейт Мосс, Михаэль Шумахер, Бен Аффлек. Столь внушительные инвестиции в рекламу можно назвать рекордными для рынка, однако такая игра, как оказалось, стоит свеч. Беттанкур доказала, что рекламы не может быть слишком много, а вот при недостаточно активном продвижении бренда о позитивных финансовых результатах можно забыть.
Одним из главных направлений общественной деятельности Лилиан Беттанкур тоже является благотворительность. Еще в 1987 г. вместе с мужем и дочерью она основала фонд Bettencourt Schueller, который занялся оказанием поддержки и развитием медицинских, культурных и гуманитарных проектов. Годовой бюджет этого фонда составляет 160 млн евро. Более половины своих средств он выделяет на научные исследования и образование, 33% — на гуманитарные и социальные проекты и 12% — на культуру и искусство. Кроме того, L’Oreal фонд является спонсором различных научных премий для ученых различных сфер.
Лиллиан Беттанкур всю жизнь старалась оставаться непубличной персоной. Но на склоне лет оказалась втянута в несколько политических скандалов. В июне 2010 г. достоянием общественности стали аудиозаписи, сделанные дворецким Беттанкур, на которых были записаны ее разговоры с финансовым консультантом. Собеседники обсуждали то, как бизнес-даме удалось избежать уплаты налогов, спрятав деньги на счетах в швейцарских банках, а также то, как французские политики помогали ей получать многомиллионные налоговые скидки. Вскоре этот скандал получил продолжение, когда бывший бухгалтер Беттанкур Клэр Трибу заявила в одном из интервью, что некоторые известные французские политики получали от владелицы L’Oreal крупные суммы «в конвертах».
Бизнесу Беттанкур все эти разоблачения особо не повредили: компания L’Oreal сохранила свои лидерские позиции во Франции и в мире. Секрет устойчивости этой империи остался все тем же: не жалеть затрат на рекламу.
Последняя капля
Совсем недавно в мировой рейтинг стремительно ворвалась еще одна женщина. В 2014 г. Элизабет Холмс, основательница компании Theranos, стала самой молодой женщиной-миллиардером в Соединенных Штатах. Конечно, ее состояние намного уступало стоимости бизнес-империй Уолтон и Беттанкур, зато всех этих высот она сумела добиться сама. За плечами Холмс не было ни состоятельного мужа, ни влиятельного отца, и это делало все ее достижения гораздо более значимыми. В 2015 г., когда Элизабет был всего только 31 год, ее состояние оценивалось в 4,5 млрд долл., правда, спустя всего год, американский журнал Forbes пересмотрел свою оценку активов молодой предпринимательницы и заявил, что ее состояние, увы, равно нулю.
Начало двухтысячных было временем стартапов и всевозможных прорывных технологий. Инвесторы по всему миру искали новые объекты для инвестиций, и найти финансирование для мало—мальски перспективного проекта, связанного с инновациями, по сути, не составляло большого труда. Молодой химик Элизабет Холмс, студентка Стэнфордского университета, быстро поймала эту волну и решила, что в такой ситуации выгоднее заниматься бизнесом, чем учебой. Она бросила университет и, используя родительские накопления, открыла компанию Theranos, которая сконцентрировалась на разработке новых методов проведения анализов крови. В частности, технология, которую вскоре запатентовала Холмс, позволяла использовать для десятков исследований буквально одну каплю крови пациента в отличие от стандартных проб, требующих порой заполнения нескольких пробирок. Самое главное — анализы, которые предлагала Theranos, были при этом еще и значительно дешевле, чем у конкурентов. Все это позволило Элизабет привлечь 400 млн долл. в качестве инвестиций и войти в список богатейших людей США.
Однако довольно быстро у компании начались серьезные проблемы. В мае 2013 г. старший биохимик компании, проработавший с Холмс 8 лет, покончил с собой, сказав жене, что «у компании ничего не получилось». А осенью 2015 г. в американской прессе стали появляться публикации, прямо обвиняющие Theranos в выдаче ошибочных анализов. Кроме того, утверждалось, что вместо озвученных «прорывных» технологий компания использует стандартные методы. Компания Холмс обвинялась также в закрытости, которая не позволяла провести независимую и объективную оценку ее реальных достижений.
По сообщению газеты New York Times, регуляторы рынка медицинских услуг представили отчет на 121 странице с описанием многочисленных нарушений, выявленных при проверке лаборатории: начиная с использования неквалифицированного персонала и несоблюдения температурного режима для хранения образцов крови и заканчивая представлением пациентам недостоверных результатов исследования. В докладе указывалось, что результаты собственных тестов Theranos не должны были отличаться от общепризнанных более чем на 20%, в то время как случайная выборка показала, что они отличались от эталонных порой на 146%.
В итоге Элизабет Холмс была вынуждена признать, что ее изобретения действительно не работают. На этом фоне стоимость ее состояния, по оценке Forbes, снизилась до нуля, а против самой бизнесвумен в настоящее время ведется расследование прокуратурой США.
Начать дискуссию