Проверка контрагентов

Тени исчезают в полдень, а риски остаются

Уставный капитал 10 000,00 рублей, юридический адрес по месту массовой регистрации (естественно не совпадающий с фактическим местонахождением) – являются ли эти сигналы признаками неблагонадежного партнера? В разгар лета ifactoring.ru расскажет о рисках, которые могут ждать тех, кто пренебрегает тщательной проверкой своих будущих покупателей и о том, как можно заниматься разведывательной деятельностью во благо интересов своей компании.
Тени исчезают в полдень, а риски остаются
Фото Александры Мальцевой, Кублог

Уставный капитал 10 000,00 рублей, юридический адрес по месту массовой регистрации (естественно не совпадающий с фактическим местонахождением) – являются ли эти сигналы признаками неблагонадежного партнера? В разгар лета ifactoring.ru расскажет о рисках, которые могут ждать тех, кто пренебрегает тщательной проверкой своих будущих покупателей и о том, как можно заниматься разведывательной деятельностью во благо интересов своей компании. 

Бесспорно, самым эффективным решением для выявления рисков, возникающих в торговых отношениях, является их комплексная оценка. Она включает в себя сбор и анализ полученной информации, на основании которой делается вывод о добросовестности и надежности контрагента. Подобная экспертиза позволяет, в первую очередь, снизить риск потери выручки по поставкам с отсрочкой платежа, но также минимизируются налоговые и репутационные риски, возникающие у компаний, работающих с непроверенными контрагентами. Возможные риски и их последствия представлены на рисунке 1. 

Рис.1. Риски и их последствия 

При всей очевидности проблемы количество фирм-однодневок[1], по данным системы СПАРК-Интерфакс, за последние 5 лет сократилось в России в 2,5 раза. Важно, что сократилось не только общее число компаний с высокой степенью риска, но и их доля в общем количестве зарегистрированных предприятий - с 45% в 2010 году до 15% в 2015 году.  

Рис.2. Количество компаний с высокой степенью риска в России, тыс. шт 

Несмотря на обнадеживающий тренд, сегодня насчитывается 600 тыс. компаний - потенциальных мошенников, и это все же очень много. Если не уделять внимание качеству своих бизнес-партнеров, подписывая договоры с мыслью, что возможные потери можно будет компенсировать экспоненциальным ростом объема продаж, то можно получить не только кассовые разрывы и «мертвую» дебиторку, но даже административную или уголовную ответственность. Наличие финансовых операций с «однодневками» расценивается, как сознательное уменьшение налогооблагаемой базы и преследуется законом. Так, привлечение к административной ответственности может обернуться приостановлением, в судебном порядке, деятельности организации на срок до 90 дней и дисквалификацией должностных лиц, а признанное уголовное правонарушение и вовсе лишением свободы.

Методы оценки контрагентов

Факторинговая компания НФК провела среди своих действующих и потенциальных клиентов исследование, в рамках которого, в том числе, интересовалась методами проверки и оценки новых покупателей. В каждой компании к этому вопросу подходят индивидуально, используя различные инструменты. Объединяет их единое мнение о том, что глубокая и всесторонняя проверка будущего покупателя необходима для повышения сохранности бизнеса. Возможно, именно потому, что эти компании пользуются факторингом, их отличает осознанный подход к риск-менеджменту и кредитованию покупателей.  

Помимо проверки регистрационных данных и финансовой отчетности (если ее удается получить напрямую от будущего покупателя или из разных источников данных, например, СПАРК), компании стараются узнать максимум негативной информации о своем будущем должнике:  

  • судебную историю (в том числе статистику участия в арбитражных делах по вопросам оплаты за поставленный товар);  
  • налоговую историю (сведения о выполнении обязательств по отчислениям в бюджет);  
  • входит ли компания в какие-либо черные списки (например, список недобросовестных поставщиков или работодателей).  

Некоторые компании даже выезжают на торговые точки к своим будущим клиентам (если это розничные магазины) и оценивают их внешний вид, расположение и проходимость покупателей.  

В целом, в современной практике российских компаний существует 3 подхода к оценке и проверке будущих партнеров. 

Передача проверки потенциального контрагента сторонней компании. Абсолютно весь спектр работ, в данном случае выполняет сторонняя организация – подрядчик. Решение не очень популярно среди представителей бизнес-среды (к получению подобной услуги прибегали всего 6% от опрошенных НФК компаний). Основная причина – достаточно высокая стоимость услуги: от 9 до 18 тыс. рублей за проверку одной компании. Тем не менее, услуга неоценима при проверке будущего клиента, находящегося в некоторой географической удаленности. В инструментах компании-подрядчики, как правило, практически не ограничены.  

Самостоятельная проверка потенциального контрагента . Многие компании идут именно по этому пути, в первую очередь из-за его условной бесплатности. О том, как в различных компаниях настроен процесс проверки новых партнеров и какие для этого  сервисы и ресурсы используются чаще, мы уже рассказывали.  

Общение с компаниями из реального сектора еще раз доказало, что хотя компании и стали уделять внимание вопросам экономической безопасности, до сих пор чаще всего этим занимаются не специальные подразделения, а инициаторы сотрудничества с новым партнером, т.е. сотрудники отделов продаж (такая практика сохраняется в 35% опрошенных НФК компаний).  

Рисунок 3. Ответственные службы и сотрудники за оценку контрагента 

Отдельная служба безопасности, в обязанности которой, в том числе, входит сбор информации о будущих и текущих партерах компании, есть у 29% опрошенных. Встречаются даже случаи, когда оценку контрагентов проводят сотрудники маркетинга - они собирают информацию из открытых источников, просматривают «черные списки» контрагентов, изучают налоговую и судебную историю потенциальных партнеров. При необходимости, к анализу могут быть подключены сотрудники юридической службы, которые осуществляют выезд к контрагенту для проверки его физического местонахождения и проведения личных переговоров с руководством. И несмотря на то, что треть опрошенных компаний используют специальные (в том числе платные) сервисы, все без исключения компании признаются, что у них есть потребность в большем объеме информации, чем они могут самостоятельно получить из платных информационных баз или при использовании открытых источников.  

Самостоятельная проверка с привлечением сторонней организации – это симбиоз, который повышает эффективность проверок за счет использования в ряде случаев или по определенным вопросам услуг специализированного подрядчика. Информация может запрашиваться точечно и не по всем контрагентам, что позволяет экономить бюджет.  

В эту же категорию можно отнести и факторинг. Ведь факторинговая компания перед тем, как выплатить финансирование, в обязательном порядке проверяет всех покупателей и устанавливает лимит, по сути являющийся размером риска, который можно принять по конкретному дебитору. Ирик Аглиуллин, коммерческий директор компании «Монарх-Урал»: «Для нас лимит – это, в первую очередь, индикатор. Глядя на лимит, мы понимаем, какой у клиента потенциал, какое финансовое положение и т.д. И если раньше, до конца 2014 года, мы брали на себя риски предоставления отсрочки даже при отказе в предоставлении лимита, то сейчас уже нет. Если в НФК сказали нет, значит только предоплата».  

То, что бизнес сегодня все больше задумывается о рисках в части взаимодействия как с новыми клиентами, так и в отношениях с проверенными покупателями, нас радует. Во многом, это определено текущей экономической ситуаций и ростом проблемной задолженности коммерческих предприятий в течение последних 2 лет[2]. Однако, ряд компаний по-прежнему довольно беспечно полагают, что «старые проверенные Клиенты» их не подведут и «точно расплатятся». Но мы все знаем, чем заканчиваются такие истории.  

Рисунок 4. Динамика просроченной дебиторской задолженности организаций за 2014 - 2016 гг., млрд. руб. 

 

Напоследок хочется акцентировать внимание наших читателей на том, что в основе эффективной проверки контрагентов лежит комплексный подход, который должен включать в себя выезд и в т.ч. для подтверждения соответствия заявленного юридического адреса организации ее фактическому месту пребывания, проведение встреч с представителями контрагента и проверку финансовой отчетности, направленные на выявление возможных рисков. Берегите свой бизнес (свой здоровый сон в летнюю ночь) и тщательно оценивайте риски, прежде чем «заводить» новые сотрудничества.  

[1] Согласно Индексу должной осмотрительности, подготовленному системой "СПАРК-Интерфакс”, на основании анализа более 20 факторов. Точность прогноза 93%-95%. 

[2] Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Начать дискуссию