В начале прошлого года в экономическом блоке правительства все ждали очередной реорганизации системы поддержки малого и среднего бизнеса. Ходили даже слухи чуть ли не о готовящемся создании специального министерства. Аппаратно-бюрократическая интрига разрешилась в июне 2015 года, когда президент РФ подписал указ о формировании на базе уже существовавших структур — Агентства кредитных гарантий и МСП Банка — Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства в форме АО со стопроцентным госучастием. С тех пор прошел год. Первые итоги работы новой организации «Бизнес-журнал» попросил подвести Наталью Ларионову, члена правления и заместителя генерального директора Корпорации «МСП».
— Вы выходец из Минэкономразвития, где ранее возглавляли департамент развития малого и среднего предпринимательства (МСП), а значит, давно «в теме». Почему вообще появилась необходимость в создании новой организации? Какие задачи ставятся перед ней?
— Система поддержки и развития малого и среднего бизнеса в России более или менее сформирована. Но до создания Корпорации «МСП» она носила разрозненный характер. Судите сами. За нормативно-правовое регулирование господдержки отвечало Минэкономразвития, оно же вело (и продолжает вести) программу, в рамках которой создано свыше 500 объектов инфраструктуры поддержки в регионах. Программой кредитования и предоставления гарантий малому и среднему бизнесу занимался Внешэкономбанк вместе с дочерним МСП Банком. Кроме этого, ряд федеральных органов власти реализовывал те или иные дополнительные программы: например, Минсельхоз отвечал за программу поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве. Всей этой системе не хватало ядра и центра — но не для того, чтобы централизованным образом принимать решения, а чтобы организовать и координировать процесс по уже принятым решениям. Так, с введением 18-процентной квоты в закупках государственных и крупнейших компаний для малого и среднего бизнеса стало очевидно: чтобы добиться исполнения этой квоты, требуется активно работать как с заказчиками, так и с поставщиками. Чтобы раскрыть потенциал, заложенный в установленных нормах, требовалось заняться тонкой отладкой всех процессов. Поэтому решено было создать единый центр, осуществляющий эту отладку.
Работа Корпорации «МСП» выводит направления господдержки, которые существовали раньше, на новый уровень. Во-первых, корпорация реализует мероприятия так называемого закупочного блока, связанные с обеспечением квоты малого и среднего бизнеса в закупках крупнейших компаний. Мы занимаемся достраиванием нормативно-правового регулирования и в каждодневном режиме работаем с заказчиками и поставщиками. Во-вторых, Корпорация «МСП» выстраивает трехуровневую систему финансово-кредитной поддержки, предоставляет самостоятельные гарантии по кредитам от 100 миллионов рублей. МСП Банк занимается гарантиями по кредитам от 25 до 100 миллионов. И, наконец, региональные гарантийные фонды, в партнерстве с которыми мы работаем, осуществляют гарантийную поддержку по кредитным заявкам до 25 миллионов. Третий блок связан с имущественной поддержкой. Мы структурируем работу с субъектами РФ по предоставлению имущественных объектов в регионах и муниципалитетах и ведем мониторинг этой деятельности по всей стране.
Алло, мы ищем таланты
— Квотирование закупок крупнейших компаний — совсем новое направление господдержки. Заинтересован ли крупный бизнес в том, чтобы вести дела с мелкими поставщиками? И самое главное: хватит ли мощностей малого бизнеса, чтобы закрыть конкурсные лоты?
— По данным на 30 мая 2016 года, объем закупок, по которым крупнейшие компании уже проводят конкурсы, составляет 510,8 миллиарда рублей. Это огромные возможности для малого и среднего бизнеса, созданные фактически с нуля. Конечно, «малыши» и раньше поставляли продукцию и услуги крупным и даже государственным компаниям, но происходило это стихийно и спорадически. Сейчас появились все условия для того, чтобы малый и крупный бизнес работали вместе системно. Для этого сформирована нормативно-правовая база, появились программные решения для проведения торгов, налажен регулярный мониторинг. В этом году Корпорация «МСП» хочет открыть возможности для субъектов малого и среднего бизнеса не менее чем на 1 триллион рублей поставок. Для сравнения: вся программа Минэкономразвития по поддержке предпринимательства составляет около 10 с половиной миллиардов рублей. Даже наша трехуровневая программа гарантийной поддержки по кредитам — это в совокупности всего 65 миллиардов. Другими словами, деньги сейчас лежат именно в закупках крупнейших компаний. Уже сегодня на нашем сайте можно посмотреть, что, где и на какую сумму в течение года закупают 226 крупнейших заказчиков с госучастием. Причем это не разовое предложение к участию, а долгосрочный тренд: каждый год крупнейшие российские компании будут предлагать малому и среднему бизнесу 18% своего заказа. Это значит, что бизнес сейчас можно планировать вдолгую.
Тем не менее пока еще закупки — поиск компромисса между двумя крайностями. Одна из них — заказчики, крупный бизнес. Чтобы малый бизнес действительно начал массово принимать участие в заказах, нужно загодя помочь крупнейшим корпорациям определиться с тем, какую продукцию выставлять на конкурсы, как правильно сформировать программу партнерства, какие мероприятия проводить для партнеров и так далее. Так как квота весьма велика, корпорации не могут закрыть все лоты бумагой и скрепками, как это было раньше. Сейчас общая номенклатура товаров, которые закупаются у малого и среднего бизнеса, выросла существенно — до 98 тысяч наименований.
Но возникает другая проблема. Совершенно справедливо, что крупнейшие компании ищут поставщика, который вовремя и по конкурентоспособной цене сможет поставлять качественную продукцию. И выясняется, что найти российские малые и средние компании, которые удовлетворяли бы сразу трем критериям — срокам, ценам, качеству, — очень сложно. Поэтому корпорация поставила себе вторую задачу: сформировать систему «доращивания» поставщиков. Иными словами, мы будем «доводить до кондиции» субъекты малого и среднего бизнеса, которые хотят стать поставщиками крупнейших компаний. А также создавать условия для появления и развития малого бизнеса в тех отраслях, где сейчас его нет, но есть потребность со стороны заказчиков в соответствующих продуктах и необходимость создать в этих отраслях конкурентную среду.
Не так давно я была на встрече с иностранными автопроизводителями, у которых есть бизнес в России. Они откровенно говорят, что в Европе и Северной Америке малый и средний бизнес их «избаловал». В США, Германии, Сербии, Боснии много компаний, производящих автокомпоненты: на любой тендер сбегается огромное количество «малышей», желающих его выиграть. В России же на объявленный конкурс просто никто не приходит. Для крупных иностранных компаний этот факт стал шоком, они к такой ситуации оказались не готовы. Причем решить проблему поиска и доращивания поставщиков нормативно-правовыми актами нереально. Самое главное — чтобы предприниматель действительно решил менять и развивать свой бизнес. Если у руководителя компании нет понимания, что его дело должно расти хотя бы в перспективе на три года, ему не помогут ни директивы сверху, ни льготные деньги.
— Как происходит поиск и отбор кандидатов на роль поставщиков?
— С 1 августа на базе ФНС появится реестр субъектов малого и среднего бизнеса. Как правило, российские предприниматели боятся всяких реестров и перечней. Но этот реестр скорее открывает новые возможности. Во-первых, он сократит бюрократию. Сейчас, если вы хотите принять участие в конкурсе на закупки или подать заявку на оказание поддержки, сначала придется доказать проверяющему органу, что вы действительно являетесь субъектом малого бизнеса: предъявить документы, подтверждающие оборот, численность персонала, уставные документы. Реестр же сможет идентифицировать предпринимателя и его бизнес автоматически, за счет данных, которые и так передаются в налоговую службу. Во-вторых, важно, что предприниматель по желанию может внести в этот реестр более подробные данные о себе — например, о том, какую он производит продукцию. В России, как ни удивительно, вообще нет мощных агрегаторов, которые давали бы понять, что именно производит та или иная компания. Можно узнать, у кого какая выручка, кто владеет бизнесом. Но быстро найти все предприятия, которые производят, к примеру, фланец, невозможно. Реестр же позволит через личный кабинет внести данные о виде продукции, о том, были ли вы поставщиками по закону о госзакупках или 223-ФЗ, какими сертификатами вы обладаете; последнее важно для оценки качества крупнейшими компаниями. Чем быстрее предприниматели освоят инструментарий, который дает им реестр, тем больше выгоды они получат. Вводимая в него информация — лучшая, причем бесплатная, реклама, если вы хотите стать поставщиком крупных корпораций. В идеале этот механизм работает так: заказчики заходят на сайт ФНС и целевым образом ищут себе поставщиков — например, производителей того же фланца. Если компания пока еще не может участвовать в закупке (скажем, ей надо получить еще какой-либо сертификат или докупить оборудование), тогда Корпорация «МСП» совместно с региональными властями будет помогать ей расти, чтобы стать поставщиком.
— В чем конкретно эта помощь будет заключаться?
— Если речь идет о финансовой поддержке, то это льготное кредитование по конечной ставке 10–11%, финансовые гарантии по кредитным заявкам, о которых я уже говорила. В области технологического роста можно обратиться к системе инжиниринговых центров, центров прототипирования, центров кластерного развития, созданной в регионах РФ. Компания может буквально сказать, какая деталь ей нужна, и ей помогут создать промышленный образец или подобрать оборудование. Малый бизнес может обратиться в инжиниринговый центр и за общим повышением эффективности предприятия. Существует такой вид оценки эффективности, как индекс технологической готовности предприятия. Это анализ управленческой, финансовой, технологической и технической цепочек предприятия — не углубленный и дорогой, а анализ первого уровня, который позволяет провести диагностику компании и подсказать болевые точки. Такой стартовый анализ для субъектов малого бизнеса на 95% бесплатен (платеж в 5% все же придется внести).
На подхвате
— Наверное, в кризис разговор с малым бизнесом об амбициях складывается не очень живо…
— Напротив, мы считаем, что при текущей ситуации с валютным курсом для российского бизнеса открываются широчайшие возможности роста — прежде всего экспортные. Приведу пример. Небольшая российская компания производит корма и кормовые добавки для животных. После девальвации рубля она стала весьма конкурентоспособной по цене по сравнению с импортными аналогами. Компания вытеснила американские и европейские добавки с рынка и почувствовала себя уверенно. Но она честно признается, что на экспорт ее продукция не годится: это выигрыш по цене, а не по качеству. Такие ситуации нужно расценивать как вызов. Или компания сейчас, при текущем курсе рубля, начинает серьезно вкладываться в свое развитие, чтобы стать по-настоящему конкурентоспособной через 10–20 лет, или она никуда не продвинется, а будет просто снимать сливки с рынка, чувствуя себя комфортно в нынешнем положении. К сожалению, пока далеко не все осознают необходимость идти по первому пути. Но тех, кто решается на рост и развитие, корпорация готова поддерживать по программам льготного кредитования и предоставления финансовых гарантий. Мы сотрудничаем с Российским экспортным центром (Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и Росэксимбанк страхуют сделки, а мы выдаем гарантии) и, более того, можем «подхватить» компанию еще до момента заключения экспортной сделки. Часто кредит нужен раньше, на стадии производства экспортного продукта.
— А что делать тем, кто занят не в промышленности, а, скажем, в секторе услуг? Вправе ли такой бизнес рассчитывать на особую поддержку?
— Во-первых, экспортировать можно что угодно. Например, Россия успешно экспортирует франчайзинговые решения в области детских садов или пивных баров. Во-вторых, неважно, занимаетесь ли вы промышленным производством, высокими технологиями или сектором услуг. Корпорация готова помогать и поддерживать любой вид бизнеса. Тем не менее специализированное решение для обслуживающих предприятий мы все же готовим. Этим летом, в конце июля, будет запущен Бизнес-навигатор МСП, который поможет найти правильное место дислокации бизнеса, если предприниматель хочет открыть кафе, ресторан, парикмахерскую, курсы английского языка…
Вот как это будет выглядеть. На навигационные городские сервисы будет наложено исследование рынка, привязанное к конкретным улицам: подсчет транспортных потоков, потоков пешеходов, размещение поблизости различных организаций и компаний из сектора услуг. Можно выбрать район города и запросить, где в нем лучше открыть, например, кафе. Система подскажет оптимальное расположение, а также оценит, сколько человек зайдет в течение дня в это кафе и каков будет средний чек. Плюс будет рассчитываться простой бизнес-план: примерная выручка, минимальный необходимый персонал и другие показатели. Заодно Бизнес-навигатор МСП покажет, какие в этом конкретном месте существуют инструменты господдержки. В 70 регионах России есть государственные микрофинансовые организации, рассчитанные на компании потребительской сферы, которые предоставляют займы по ставке 10% и ниже, в 81 регионе — региональные гарантийные организации. Здесь же появится информация о возможной имущественной поддержке — то есть можно будет увидеть помещение неподалеку из перечня регионального и муниципального имущества, которое можно недорого взять в аренду. Плюс действуют центры поддержки предпринимательства, консультирующие по открытию бизнеса. В первую очередь это решение будет реализовано для 76 городов России с населением от 250 тысяч человек; к концу года число городов вырастет до 169.
— Похоже, для такой деятельности критически важно налаживать взаимодействие с региональными властями. Насколько регионы заинтересованы в локальной поддержке малого и среднего бизнеса?
— Да, мы действительно очень тесно работаем с регионами. Например, они помогают собирать статистику для Бизнес-навигатора МСП, а в дальнейшем сами будут заниматься поддержкой и развитием этого решения. Совместно с региональными властями мы занимаемся поиском и доращиванием поставщиков для заказчиков. В регионах есть инфраструктура, есть финансовые возможности, плюс регионы свои компании знают, что называется, в лицо. За период работы Корпорации «МСП» в субъектах РФ созданы гарантийные организации с общей капитализацией свыше 40 миллиардов рублей. Они являются собственностью региональных властей, но встраиваются в нашу систему гарантийной поддержки и действуют по единым стандартам. Предприниматель обращается в ту или иную структуру (корпорацию, МСП Банк, региональные гарантийные организации) в зависимости от того, какой объем гарантий ему нужен. В наших планах развернуть систему в следующем году таким образом, чтобы предприниматель даже не задумывался, куда ему обратиться.
Особое направление взаимодействия с регионами — имущественная поддержка. К сожалению, никогда не проводился мониторинг того, сколько по всей стране и в каждом муниципалитете выделено объектов имущественной поддержки, в каком они состоянии, востребованы ли предпринимателями. В рамках соглашения, которое Корпорация «МСП» подписывает с каждым регионом, она получает право на ревизию этого имущества и мониторинг поддержки. Сейчас мы совместно с Минэкономразвития разрабатываем приказ, который позволил бы жестко структурировать всю систему имущественной поддержки. Прежде всего необходимо привести в порядок перечни имущества. Сейчас предприниматели получают подчас написанный «на коленке» список с указанием одного лишь адреса. А мы хотим добавить сюда полную информацию, начиная от индекса и заканчивая кадастровым номером объекта. Это очень большая работа, поскольку речь идет о 22 тысячах муниципалитетов. 24 субъекта РФ вообще не имеют таких перечней.
Не все регионы ведут активную работу с МСП. Предлагаю предпринимателям просто зайти на сайт корпорации, где расписаны все варианты возможной поддержки. Сейчас мы налаживаем работу колл-центра, чтобы предпринимателям было еще проще обращаться за помощью. А с 1 июня в 36 субъектах РФ можно будет получить информацию о вариантах поддержки и через окна многофункциональных центров предоставления государственных услуг. Если вы планируете привлечь кредит, но вам не хватает залогового обеспечения, если хотите стать поставщиком крупнейших компаний, но не понимаете, что они покупают и как устроена система закупок, — значит, вам точно к нам.
Начать дискуссию