CRM

Каким компаниям не нужна CRM-система?

Принято считать, что спрос на CRM-системы на российском рынке только формируется, что многие руководители еще не осознали, как это полезно, иметь CRM. И в принципе, так-то оно так. Но при этом очень многие руководители осознали, насколько это статусно. Как шестой Iphone: хотим его, даже не зная, что он умеет. И в этом – проблема.

Принято считать, что спрос на CRM-системы на российском рынке только формируется. При этом очень многие руководители осознали, насколько статусно иметь CRM-систему. Как шестой Iphone: хотим его, даже не зная, что он умеет. И в этом – проблема.

Примерно в 27% случаях мы отказываем компаниям, обратившимся к нам за покупкой и внедрением CRM. Потому что не хотим, чтобы в будущем у клиента сформировался негативный опыт работы с нами и в принципе с CRM-подходом (а CRM – это подход к работе, а не просто программное обеспечение). 27% – очень высокий показатель. Он означает, что российские бизнесмены и менеджеры не в достаточной степени представляют себе, что такое CRM, в чем преимущества работы в системе, каков ее функционал и, самое главное, к какой цели должно привести ее внедрение. Деловое сообщество в сегменте малого и среднего бизнеса предполагает, что CRM решит все проблемы компании и внедрится сама собой. Но внедрение CRM – процесс, требующий вовлечения ресурсов не только интегратора, но и компании-заказчика, а работа с CRM – подход, которому нужно учиться. Эффективная работа с системой возможна только при определенном уровне зрелости бизнеса. И не каждая компания готова к CRM.

Я считаю, что CRM-система – это то, что нужно любой компании, просто в некоторых случаях в бизнес нужно внести изменения, поработать над процессами, над восприятием и сотрудников, и руководства. Давайте поразмышляем: каким компаниям не нужна CRM-система на данном этапе развития?

1. Нет конкуренции – нет CRM.

Есть компании крупные, которым CRM не нужна. Это предприятия, конкурентов практически не имеющие, – монополисты отрасли. Решающий фактор успеха для них – само наличие продукта и возможности его продавать. Пока поток клиентов стабилен и пока на рынке нет сильных конкурентов, руководители и не подумают о необходимости CRM. А вот с момента появления конкуренции успех станет определяться наличием клиентской базы и умением ею управлять. В отрасли начнется борьба за клиента, и соревноваться игроки смогут, по сути, в двух направлениях: мериться либо ценами, либо качеством обслуживания. Ценами, конечно, не хочется. И появляется потребность в CRM как в инструменте, помогающем развиваться максимально дешево и быстро. CRM-система (а точнее – хорошая, настроенная работа с ней) позволяет существенно улучшить качество обслуживания с минимальными издержками. Дальше – больше: расширяем ассортимент и диапазон услуг, повышаем лояльность клиентов, эффективность рекламных кампаний, ну и увеличиваем объемы бизнеса.

2. Клиент проходил мимо.

Есть сферы бизнеса, в которых клиент важен, но собирать клиентскую базу и работать с ней нет смысла. В таких компаниях ставку делают на ассортимент и расположение. Например, клиентами являются случайные прохожие, как у ларька «Кофе с собой» возле университета. Тут ни качество, ни вежливость особенно не повлияют на успех. Студенты, выходящие из корпуса или спешащие на пару, будут покупать кофе. Вести клиентскую базу не зачем, да и не представляется возможным. Хотя, конечно, некие начала работы с клиентами должны быть и в таком бизнесе. Например, постоянного покупателя можно спросить: «Вам как обычно?», увеличив, таким образом, его лояльность. Он приведет к вам однокурсника, да и сам будет заходить чаще.

Бывает иначе: качественная работа с клиентами могла бы повысить эффективность работы всей компании, способствовала бы росту прибыли, но руководство этого не понимает. В итоге в бизнесе принято отношение к клиенту а-ля ларек с кофе: о клиенте забывают сразу после покупки. Такой компании о CRM думать рано. Сначала нужно, так сказать, поработать над собой, прийти к пониманию важности клиента. Иначе внедрение CRM либо вообще провалится, либо встанет в кругленькую сумму и при этом вызовет жесткое отторжение со стороны сотрудников.

3. Нам надо меньше клиентов!

Случается, что бизнес не заинтересован в росте клиентской базы. В одном случае руководство довольно тем, что есть, и о журавле в небе даже не думает, понимая, что с ростом связан и усиленный контроль над качеством, и тут потерять вожжи очень легко. По идее, именно CRM-система помогла бы руководству управлять растущей клиентской базой. Но руководство не хочет. В другом случае лояльность покупателей к компании основана на долгосрочных договорах, и мощности бизнеса в принципе рассчитаны на небольшое количество клиентов. Например, IT-компания на аутсорсинге обслуживает пять крупных клиентов и не имеет возможности брать дополнительные проекты. Ее ресурсов едва хватает, чтобы вести имеющиеся проекты.

Я рекомендую таким компаниям смотреть в будущее, учитывать перспективу развития, а не ориентироваться только на текущую ситуацию. Но, к сожалению, не каждый руководитель морально к этому готов.

4. Технологии не в почете.

CRM, как уже было сказано, не просто программное обеспечение, а целый комплекс. Это технология или, если угодно, совокупность принципов ведения бизнеса. И реализовать эти принципы можно только с помощью (и на основе) других современных технологий. Например, для хорошего быстродействия нужен сервер, адекватные по мощности машины, нужен лицензионный программный продукт. Компании-интеграторы оперируют определенными терминами. В IT-отрасли есть свои стандарты. И т.п. В туристической компании CRM-система могла бы принести много пользы: долгосрочная ценность клиента высока, вплоть до того, что один клиент может приносить компании доход на протяжении всей жизни. Понятно, что качественная работа с клиентом здесь принести хорошую прибыль. Но, увы, руководители туристических компаний не сильно доверяют технологиям, не готовы выделять для внедрения CRM адекватный бюджет.

А вот IT и телекоммуникационные компании инвестируют в технологии огромные средства, так как сами работают с ними и прекрасно понимают их важность. В таких компаниях внедрение CRM дает хороший эффект, потому что руководители осознают важность проекта, готовы вкладывать в него ресурсы и доверяют интегратору, обладающему должным опытом реализации проектов.

* * *

В завершение – небольшой тест, с помощью которого Вам будет легко понять, нужна ли Вашей компании CRM-система. Мы разработали его на основе общения с двумя тысячами наших клиентов, фактических и потенциальных. Отметьте плюсами те пункты, которые Вы считаете актуальными для Вашего бизнеса.

  1. Вам необходимо сохранять информацию о контрагентах в единой базе, к которой имеют доступ те, для кого это необходимо. Так сотрудники смогут быстро найти данные.

  2. У Вас есть необходимость сравнивать клиентов и выбирать наиболее значимых для компании. Например, сегментировав клиентов по суммам продаж, частоте сделок, оценке лояльности, Вы сможете сконцентрировать большую часть ресурсов на работе с наиболее перспективными клиентами.

  3. Вам нужно сохранять историю общения с клиентом, чтобы фиксировать все договоренности, устные и письменные.

  4. Вам нужна система, по которой данные будут передаваться от сотрудника к сотруднику, исключая потери и искажения.

  5. Вам нужна система, через которую руководители смогут ставить задачи своим подчиненным и контролировать исполнение. Контролерами и наблюдателями можно будет назначать и других сотрудников.

  6. Вам нужно учитывать время, которое уходит у сотрудника на ту или иную задачу.

  7. Вашей компании важно наличие регламентированных бизнес-процессов, выстроенных в определенной последовательности.

  8. Вы хотите иметь возможность выяснить с помощью CRM-системы, на каких этапах бизнес-процесса время расходуется не рационально.

  9. Вам нужна такая система аналитики, которая позволит быстро считать «воронку продаж» в разрезе компании в целом, конкретного подразделения, сотрудника.

  10. Вы хотите объективно отслеживать уровень обслуживания клиентов, знать мнение клиентов о сервисе в компании и о продуктах.

  11. Вы хотите знать, сколько компания зарабатывает на каждый вложенный в рекламу рубль, чтобы отобрать наиболее эффективные инструменты маркетинга.

  12. Вы хотите контролировать жалобы клиентов, их состояние, срок «отработки», анализировать типы жалоб, сравнивать их количество и динамику за период.

Если Вы набрали меньше 6ти плюсов, думать о CRM Вам пока рано. Растите свой бизнес, нарабатывайте конкурентные преимущества, работайте над бизнес-процессами. И время CRM скоро придет!

Ну а тем, кто набрал свыше 6ти плюсов - хорошей прибыли и максимального эффекта от внедрения системы!

Ольга Артюшкина,

Директор офиса внедрения и сопровождения

Филиала компании «1С-Рарус» в Санкт-Петербурге

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Комментарии

2
  • Elena Vish

    Моё личное мнение, CRM — лишняя, обременительная вещь для небольших компаний. Особенно таких, где персонал труднообучаем работе с подобными системами. Таких компаний немало. Сотрудники только всё перепутают, испортят, удалят нужное. Как тот русский из анекдота, который один шар потерял, а второй сломал.

  • Дарья Пугачева

    Добрый вечер, из всех популярных систем не увидела систему Receptioner (receptionerapp.com). Да хоть и эта система только начала свою деятельность, но мне она симпатична, у данной системы мне очень нравится оплата, которая рассчитана так, что разные организации платят только за использование и количество бронирований, поэтому у каждой организации будет индивидуальна сумма для оплаты. Также если Вы сами не сможете сделать все, то у нас есть VIP поддержки, которая сделает все за вас и также будем Вам помогать во всем. Оплата производится каждые 7 дней и только за пользование. Например, если Вы не пользуетесь системой, то и оплаты не будет. Оплата также производится не наперед, а только после использования. На официальном сайте receptionerapp.com можно увидеть данные для связи и подробную информацию, связь у них происходит через почту, Instagram и Facebook, если возникнет какая-то проблема, но у них не нашла номера телефона.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Интересные материалы

УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру