Интернет-магазины уже давно превзошли количеством обычные магазины. Поэтому актуальными стали вопросы о том, в чем особенность торговли таким способом. Какие есть нюансы и «подводные камни»? Например, существует список товаров, которыми запрещено торговать через интернет. Есть специальные правила возврата товаров, купленных через Интернет-магазин. С нового года такие магазины получат право не печатать кассовые чеки, а высылать их покупателям по электронной почте.
Правовое понятие Интернет-магазина
Интернет-магазин – имеющий уникальное доменное имя сайт, позволяющий покупателю заказать и приобрести товар, предварительно ознакомившись с существующей информацией о покупке (товарах, ценах, продавце, месте его нахождения, способах и условиях оплаты, доставке товара и др.). Стоимость товаров, проданных через интернет-магазины, определяется по времени выписки счета или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем.
Это определение дано в Приказе Росстата от 04.08.2016 № 388.
Еще одно определение Интернет-магазина содержится в «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст).
Секреты успешного учета на маркетплейсах: мастер-класс 2024!
Управление бухгалтерией на маркетплейсах - непростая задача, особенно с учетом всех нюансов Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркета. Освойте все особенности работы с этими платформами на курсе «Бухгалтерия маркетплейсов-2024». Настройка 1С и составление налоговых деклараций станут для вас привычным делом.
3500 ₽
16350 ₽ Скидка 79%
Правовое регулирование торговли через Интернет-магазин
Отдельного закона, который бы регулировал торговлю именно через Интернет-магазины в России нет. Но и острой необходимости в нем тоже нет. Ведь, по сути, Интернет-магазин – это просто витрина с фотографиями товаров, ценниками и другой сопутствующей информацией. Поэтому на него распространяются общие положения ГК РФ о розничной купле-продаже, Закона о защите прав потребителей, Закона о персональных данных и т.д.
Вместе с тем, специфика в работе Интернет-магазине все же есть. Товары в нем продаются особым способом –дистанционным. Мы их видим и выбираем не воочию, а на экране монитора, планшета или телефона. В связи с этим данный вид торговли регулируется, прежде всего, следующими нормами:
Гражданский кодекс РФ: Статья 497. «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара;
Закон о защите прав потребителей: Статья 26.1. «Дистанционный способ продажи товара»;
Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612. «Правила продажи товаров дистанционным способом».
Специальные нормы о торговле через Интернет-магазин
Последний из упомянутых документов – Правила № 612 – самый подробный документ о правилах торговли через Интернет-магазин. Например, в них оговорены следующие особенности Интернет-торговли.
Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством (п. 5).
Предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора. Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании (п. 12).
Продавец должен обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных (п. 16);
Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор (п. 18).
Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если он может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 21).
Что нельзя продавать в Интернет-магазине: возможный список запрещенных товаров
При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (разносная торговля) не допускается продажа:
продовольственных товаров (исключение: мороженое, безалкогольные напитки, кондитерские и хлебобулочные изделия в упаковке изготовителя товара);
лекарственных препаратов;
медицинских изделий;
ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней;
экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;
программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
оружия и патронов к нему.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»
Примечание редакции:
по мнению Роспотребнадзора, данный запрещенный список распространяется и на Интернет-магазины (письмо от 08.04.2005 № 0100/2569-05-32). Это мнение косвенно подтверждается и судебной практикой (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.09.2011 N 33-13810/2011).
Однако это спорное утверждение. По крайней мере, в силу того, что разносная торговля, о которой идет речь в приведенной норме, и торговля дистанционным способом – это разные виды торговли. Для второго вида есть свои Правила – Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, и в них есть своя норма о том, продажа чего таким способом не допускается (п. 5).
Что нельзя покупать в Интернет-магазине: за авторучку-видеокамеру можно сесть в тюрьму
Гражданин оформил в Интернет-магазине заказ на приобретение закамуфлированной под авторучку видеокамеры – специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации.
За это приговором суда он был признан виновным в покушении на совершение преступления по ст. 138.1. «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» УК РФ.
Гражданин обратился в Конституционный Суд РФ, полагая, что данная статься противоречит Конституции, поскольку сформулирована не ясно, не определенно, двусмысленно.
КС РФ отказал в принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно указанной статье уголовная ответственность наступает за производство, сбыт или приобретение таких специальных технических средств, которые заведомо предназначены (разработаны, приспособлены, запрограммированы) для негласного (тайного, неочевидного, скрытного) получения информации, затрагивающей права личности, гарантированные ст. 23, 24 и 25 Конституции РФ.
Виды, свойства и признаки таких спецсредств определены соответствующими законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами Правительства РФ и свободный оборот данных средств не разрешен, если он совершается без соответствующей лицензии и не для нужд органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, ст. 138.1 УК РФ по своему содержанию не является неопределенной и не нарушает права гражданина в указанном им аспекте.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 20.03.2014 № 587-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Попова Максима Владимировича на нарушение его конституционных прав положением статьи 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Проказин Е.А., редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера», «Время Юриста» «Чем регулируется Интернет-торговля»
Комментарии
1