Первое, с чем сталкивается компания, решившая внедрить CRM, – это выбор системы. Этап очень важный! Ошибка в выборе может добавить бизнесу дополнительных сложностей: система может вносить неудобства или быть только статьей расходов. Реальная цель внедрения CRM-системы – сделать общение с клиентами удобнее и эффективнее, чтобы, в конечном счете, способствовать росту прибыли. CRM должна быть действующим и полезным инструментом!
Для оптимального выбора CRM-системы предлагаю вам небольшой чек-лист, по которому вы сможете ориентироваться.
Формирование целей компании
Этот этап пронумерован “0” потому, что он - база. То, что следует сделать еще до непосредственного выбора системы. Сформируйте четкие цели, которые Ваш бизнес должен достичь в определенный период времени - например, 3 года. Каких конкретных показателей Вы хотите достичь? Лучше, если это будут показатели верхнего уровня: увеличить долю рынка, повысить уровень качества, увеличить прибыль.
От каких подразделений непосредственно зависит достижение Ваших целей? Вместе с руководителями этих отделов сформулируйте пул задач, которые необходимо сделать для достижения целей. Какие из этих задач связаны с работой с клиентами и сотрудниками, с отслеживанием эффективности бизнеса? Для решения каких из них нужен инструмент, работающий со взаимоотношениями с клиентами, помогающий анализировать и контролировать работу менеджеров, показатели отвала, автоматизировать бизнес-процессы продаж, маркетинга, рекламы, качества?
Не нашли таких задач? В таком случае, Вам CRM-система не нужна.
Тем, кто нашел такие задачи, предлагаю выделить из них наиболее приоритетные и приступить к выбору системы.
Непосредственно выбор системы
Здесь, на мой взгляд, есть несколько значимых критериев:
а) Возможность совместной работы CRM и учетной системы, интеграция с другими решениями.
Удобно, когда CRM без проблем синхронизируется с существующей учетной системой. Например, обмен данными между CRM и бухгалтерской системой позволит быстро обмениваться документами в электронном виде. Такой документооборот можно сделать автоматическим.
Идеальная интеграция – это создание единого информационного поля, когда CRM и другие IT-решения работают вместе и обмениваются данными. Здесь даже можно говорить о комплексной автоматизации.
Отдельно нужно сказать об интеграции с системой телефонии, приложениями, программами и т.п. Это помогает автоматизировать рутинные операции типа поиска клиента в базе - контакт с клиентом возможен прямо из CRM. Интеграция предоставляет новые возможности маркетингу: например, в три клика делать массовые рассылки по интересным сегментам клиентской базы и оценивать эффективность такой кампании. Можно настроить автоматические уведомления клиентов о статусе заказа, новой акции, задержке рейса, горящем предложении и т.п.
б) Возможность доработок и масштабирования, открытый код
Эффективный бизнес растет, его процессы могут меняться, расширяться. В соответствии с этим должна меняться и CRM. Это как одежда, из которой взрослеющий человек вырастает: ее нужно обновлять или перешивать. В случае с CRM перешивать будет дешевле и быстрее, чем менять на новую. Поэтому заранее подумайте о возможности внесения в систему изменений. Написать новый модуль дешевле и быстрее, чем менять всю систему, поэтому лучше, когда код открыт для доработок.
в) Обеспечение безопасности данных
Хорошая система должна страховать и от риска кражи данных нечестным сотрудником, и от случайного удаления, и от искажения данных при каких-либо операциях. Например, в CRM можно дать доступ к клиентской базе только тем сотрудникам, кому это необходимо в силу специфики работы, отображать, кто и когда менял данные, сохранять резервные копии, предыдущие версии данных.
г) Простота и удобство использования
Гениальная система всегда проста в использовании. Это означает, что она понятна для всех пользователей. Удобно, когда интерфейс можно настроить для различных групп - каждому свой.
д) Возможность удаленной работы
У многих CRM-систем таковая есть, и организация удаленного рабочего места обычно требует максимум нескольких часов. При этом постоянный канал связи с офисом не обязателен, обмен данными может происходить периодически, при появлении интернета или при подключении к локальной сети.
Сформулировав для себя критерии подбора, составьте short-лист систем, наиболее привлекших Ваше внимание. Не стоит включать в этот список больше пяти систем. Можно сделать таблицу, в которой перечислить все параметры и по ним давать системам оценки – например, по пятибалльной шкале или по принципу «да/нет», в зависимости от параметра. Удобно сделать эту таблицу в Google и дать доступ всем потенциальным пользователям, чтобы они могли участвовать в обсуждении.
Некоторые CRM-системы дают бесплатный пробный период. Конечно, редко когда триальная версия обладает полным функционалом, но представление составить можно. Во время пробного периода:
- прочтите инструкцию, обучающие мануалы;
- составьте команду тестирования, включите в нее несколько сотрудников , поручите им активно пользоваться системой;
- составьте список требований к системе с акцентом на результат, которого вы хотите достичь;
- определите для команды тестирования правила, сформулируйте критерии, по которым вы будете сравнивать ее работу с работой сотрудников, не использующих систему.
- фиксируйте результаты, в конце тестирования обсудите, что понравилось, что нет.
Выбор поставщика
Итак, Вы определились с системой. Теперь нужно решить, какая компания займется внедрением. Какие детали я советую Вам учесть:
а) Возможность работать со специалистами в вашем регионе
Если у вас нет штатного специалиста, способного внедрить и обслуживать CRM, вам понадобится помощь стороннего интегратора. Удобно, когда таких компаний в регионе много – есть выбор.
б) Наличие технологии работы и возможности дальнейшего сопровождения
Обратите внимание на технологию внедрения продукта. В ней должны быть разные этапы: от анализа потребностей вашей компании до исследования завершенного проекта. Важно, чтобы технология включала работу с персоналом, обучение.
Изучите также качество сопровождения и оперативность технологической поддержки, линии консультаций. Узнайте режим поддержки, форматы обслуживания, попросите отзывы.
Ну и, конечно, внимательно читайте договор об оказании услуг и проектную документацию, которую поставщик обязан предоставить.
На что еще стоит обратить внимание при выборе поставщика услуг? На число и квалификацию персонала (конкретно специалистов, работающих в направлении CRM), на репутацию на рынке (можете поговорить с клиентами компании, поищите информацию). Выбирая поставщика, посетите семинары и демо-дни компаний, которые есть на рынке.
Стоимость владения системой
Покупая автомобиль, вы понимаете, что отныне вам придется выделять бюджет на его обслуживание: бензин, парковка, мойка, страховка, ремонт и т.д. С CRM похожая ситуация. Стоимость владения системой всегда выше стоимости самой программы. Из чего же складывается стоимость владения?
- Лицензии. Обычно CRM-система приобретается для определенного количества пользователей. Чем больше подразумевается пользователей – тем шире и дороже такая лицензия. Стоимость зависит и от выбранного функционала. Если сразу купить лицензию на большое количество пользователей, то в итоге это выйдет дешевле, чем если вы будете докупать лицензии постепенно. С другой стороны, некоторым компаниям достаточно лицензии на пять пользователей и нет необходимости вкладывать бюджет в расширенные версии.
- Внедрение. В разных компаниях стоимость внедрения различается. Причем часто разумней выбрать более дорогого поставщика, но с наибольшим опытом и наиболее компетентными специалистами. Стоимость работы обычно рассчитывается одним из двух способов: плата за час работы специалиста по прайсу или плата за результат проекта, вне зависимости от времени, затраченного интегратором на проект. Для простых решений первый вариант может быть выгоднее.
- Сопровождение. Оно иногда бесплатно, но чаще все-таки стоит денег. Это может быть абонентская ежемесячная плата, или почасовая оплата произведенных работ, или даже ежемесячная сумма в виде процента от стоимости сопровождаемой программы. В разных компаниях разнится и набор услуг, которые включены в сопровождение. Практически всегда в пакеты по сопровождению CRM включены регулярные обновления релизов, консультации (по телефону или через e-mail), определенное гарантированное количество экстренных выездов специалиста в ваш офис.
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.
Сегодня CRM - это уже не просто информационная система. Это настоящий подход к бизнесу, который способен менять компанию к лучшему и способствовать росту Вашей прибыли.
Выбирая CRM-систему, помните, что она, как и Ваш бизнес, должна развиваться. Старайтесь смотреть в будущее и предусмотрите “пространство для маневра” не только бизнеса, но и системы. Ставьте в приоритет потребности именно вашей компании. Узнайте у интегратора, за какой конкретно результат он отвечает. Мотивируйте сотрудников к изучению нового инструмента CRM. И при грамотном подходе Вы уже через пару месяцев заметите результат.
Комментарии
9Огромное спасибо за материал!
От себя лишь хочу порекомендовать CryptoCRM – https://www.cryptocrm.ru/
Уже год с ними работаем и не знаем хлопот. И что для нашего бизнеса самое главное – уверены в безопасности своих данных.
Ой, ой, чем докажете? Смахивает на банальную рекламу.
Это больше совет, нежели реклама.
Могу показать, как это реализовано на примере своего бизнеса, но это не в открытом доступе.
Очень интересно. А можете статью нам написать про это?
В принципе можно.
Завтра обсудим с сотрудниками.
Отлично, разместим в рамках проекта Предприниматели, напишите письмо главреду «Клерка»
Хорошо. Большое спасибо за предложение!
Спасибо за материал! Еще читала другой текст про то, каким компания crm система не нужна, она тоже очень понравилась, хорошо аргументировали. И все-таки, на мой взгляд, не хватило хотя бы небольшого ТОПа для новичков и профи, интересен ваш выбор crm. Я сейчас в поиске, и читаю отзывы на актуалтрафике, стратпаке, отзывмаркетинге. Можете, пожалуйста, лучше битрикс или amo ?
Когда пишут CRM, рядом обычно для солидности ставят слово "Учет".
Но тот учет, который дает результаты финансово-хозяйственной деятельности - это accounting.
Есть в аббревиатуре CRM буква A? Нет? Значит, CRM - это не accounting, и результаты финансово-хозяйственной деятельности CRM не определяет.
CRM - это электронная записная книжка в компьютерном варианте. Записать, чтобы не забыть. Только не забыть, куда записали и что. Чтобы не забыть, надо записать. И так далее.
Какая разница, как будет выглядеть записная книжка? Как кому нравится, на вкус и цвет...