С введением электронного полиса ОСАГО представители транспортного бизнеса заметно оживились. У них появилась надежда, что вскоре и другие, необходимые для успешной работы бумаги, можно будет передавать через телекоммуникационные каналы связи. Ведь очевидно, что перевод юридически значимых документов в электронный вид значительно упрощает и ускоряет бизнес-процессы. Но какие документы требуют подключения к электронному документообороту (ЭДО) в первую очередь?
Генеральный директор «Ауди Центра Варшавка» ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Кирдяшов считает, что переходить на электронный документооборот пора давно, но в России практика применения таких документов, в том числе для автовладельцев, почему-то не развита. По его мнению, возможно сейчас, когда внедрение электронных полисов ОСАГО продемонстрирует насколько проще стало взаимодействие автовладельцев, продавцов машин, страховых компаний и государственных органов в лице ГИБДД, проблема перехода к ЭДО в транспортной сфере сдвинется с места: «На очереди – ПТС. Нужно отметить, что сегодня большая часть документов в госавтоинспекции доступна в электронном виде через портал госуслуг. К примеру, в столичном регионе на данный момент действует сайт Автокод, где потенциальный покупатель транспортного средства (ТС) может изучить обезличенную базу, отражающую историю автомобиля. Однако ресурс предназначен лишь для владельцев ТС из Москвы и Московской области, причем данные раскрыты не в полном объеме. На мой взгляд, для потенциальных покупателей автомобилей этих сведений недостаточно, поскольку база должна пополняться информацией о его предыдущих владельцах, в том числе из всех регионов России, и по возможности стран ближнего зарубежья».
На развитие электронного документооборота рассчитывают и представители компаний по аренде автомобилей (каршеринг). Сегодня договоры в их бизнесе заключаются исключительно на бумаге. Олег Грибанов, генеральный директор каршеринговой компании Darenta, сетует: «Сейчас очень много времени уходит не на работу с поиском арендаторов и арендодателей, а на оформление бумажных актов приема-передачи. Также неплохо было бы автоматизировать и договоры. В данный момент в России требуется оформление бумажных договоров между автовладельцев и арендатором. Если удастся перейти к электронным договорам, то отечественный рынок аренды автомобилей станет динамичнее и выгоднее. Путешествовать по России станет проще и дешевле».
Но несмотря на все размышления о будушем ЭДО в каждом конкретном бизнесе, представители большинства транспортных компаний сходятся во мнении о необходимости перевода в электронный вид, в первую очередь, товарно-транспортной накладной (ТТН). Владимир Гаськов, генеральный директор «Лестэр ИТ», отмечает, что практика работы с электронными товарно-транспортными накладными уже существует в других сферах бизнеса, равно как и другие виды ЭДО: «На железной дороге накладная уже имеет электронный вид. А наиболее инновационные транспортные компании переводят в цифру и другие коммуникации с клиентами, в том числе, и обмен юридически значимыми документами. Наши клиенты используют личный интернет-кабинет, в котором они могут обмениваться со своими клиентами большим набором электронных документов с применением ЭЦП: договорами, заявками на перевозки, протоколами, инструкциями, счетами, актами, актами сверки, заявками ГУ-12».
С необходимостью развития ЭДО в транспортной сфере, и особенно введения электронной ТТН, согласны и провайдеры электронного документооборота. Так, Михаил Безрук, руководитель проектов компании E-COM, замечает: «Логичным развитием событий может стать введение электронных товарно-транспортных накладных. Сейчас даже предприятия, полностью перешедшие на электронный документооборот, не могут отказаться от бумажных ТТН, потому что их требует при проверке на дороге сотрудник ГИБДД. Соответственно, многие компании прежде чем выставлять электронные счета-фактуры, ждут, когда водитель, который по маршруту может заехать еще в пару городов перед возвращением, привезет подписанную приемщиком груза бумажную ТТН. Электронные ТТН сильно упростили бы жизнь этим компаниям».
В том числе, перевод товарной накладной в электронный формат позволил бы более эффективно и быстро подтверждать ставку 0% НДС на международные перевозки, так как налоговая служба в этом случае может автоматически увидеть акты приема-передачи груза, уверен Сергей Юшкевич, генеральный директор международной логистической компании «БСА-Транс». Однако, внедрение ТТН в систему электронного документооборота требует решения целого ряда вопросов, на которые необходимо обратить пристальное внимание, считает Юшкевич: «Например, как будут подтверждать осуществление доставки, если на выгрузке нет ключа? Как будут наши налоговые и надзорные органы относиться к данному документу? По части международных перевозок, также есть вопросы: бланк ЦМР строго оговорен в КДПГ (Конвенция о международных перевозках) и неизменен уже десятки лет. По этим вопросам подход транспортников скорее консервативен: синюю печать на ТТН/ЦМР пока еще ЭЦП не заменяет. В этом отношении даже госорганы, благодаря процедурам электронного взаимодействия с предприятиями более продвинуты».
Специалисты компании E-COM настроены более оптимистично. Подключение ТТН к системе электронного документооборота не кажется им столь большой проблемой. Ведь функционирует же в электронном виде ОСАГО и ЕГАИС! Решение вопроса с переходом ТТН в формат ЭДО может происходить на основе уже имеющихся баз данных и электронных систем, считает Михаил Безрук: «Существует у нашей полиции единая электронная «библиотека» ЕИКТС – информационно-телекоммуникационная система, основанная на интегрированной транспортной среде органов внутренних дел. Она, в свою очередь, состоит из региональных ИМТС (интегрированные мультисервисные телекоммуникационные системы), эдаких местных серверов, объединенных в федеральную сеть баз данных. Именно через этот местный сервер сотрудник ГИБДД проверяет электронный сертификат ОСАГО, либо обращается к базе данных Российского союза автостраховщиков. Т.е. по большому счету у МВД есть как система баз данных, так и инструменты сотрудников на посту для обращения к ней. Нужно дополнить эту систему функционалом обмена ТТН, чтобы при отправке груза бухгалтерия через сервис ЕИКТС могла передавать электронную ТТН по тому же принципу, как сейчас передает отгрузочные документы по алкоголю через ЕГАИС. Кладовщику останется только на всякий случай распечатать водителю в дорогу бумажную копию ТТН с отметкой об электронной подписи (если вдруг на трассе не будет работать Интернет). Получая груз, вторая сторона также в электронном виде с цифровой подписью возвратит ТТН компании-отправителю, что поможет сократить процесс обмена документами на дни и недели».
Конечно, все это выглядит немного фантастично. Но, с другой стороны, кто-нибудь в конце 1990-х предполагал наличие даже у пенсионеров банковских карт, или несколько лет назад задумывался об ЭСФ, ну а уж об электронных больничных листах и е-ОСАГО и говорить нечего. Пока же для представителей транспортной сферы бизнеса полный переход бумажного документооборота в электронный остается вопросом будущего. Но при этом, как надеются специалисты, самого что ни на есть ближайшего.
Начать дискуссию