Контролируемые сделки

Заплатят все: по долгам компании перед налоговиками ответят гендиректор или бухгалтер

Новая редакция Налогового кодекса позволяет сотрудникам налоговой взыскивать неуплаченные компанией налоги с ее акционеров, гендиректора или бухгалтера
Заплатят все: по долгам компании перед налоговиками ответят гендиректор или бухгалтер

В конце 2016 года в 45-ю статью Налогового кодекса РФ были внесены изменения (401-ФЗ), согласно которым уплата налога за налогоплательщика может быть произведена «иным лицом». Что имелось в виду под «иным лицом» и чем это грозит бизнесу? Давайте разбираться.

Ранее, до вступления в силу изменений, в статье 45 НК РФ  было предусмотрено, что Федеральная налоговая служба имеет право взыскивать недоимку по налогам через суд не только с организации-налогоплательщика, но и с его аффилированных организаций, если должник переводил им свою выручку, денежные средства или другие активы. В новой редакции законодатели заменили слово «организациям» словом «лицам». Исчезла привязка нормы к юридическим лицам и ее действие расширилось на физлиц.

Это значит, что налоговики смогут взыскать все налоги организаций-налогоплательщиков со всех аффилированных лиц без исключения. К ним относятся собственники компаний, учредители и акционеры. Кроме того, ответственность за долги компании могут возложить на бухгалтера, финансового директора или генерального директора. Все они будут отвечать перед бюджетом своим личным имуществом. Новый порядок вступил в силу со дня официальной публикации закона — 30 ноября 2016 года. 

На текущий момент какие-либо официальные комментарии со стороны налоговых органов отсутствуют. Существует статья разъяснительного характера Жанны Селяниной, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса, «Комментарий по изменениям ст. 45 НК РФ».  Данная статья не может претендовать на официальную позицию налоговых органов, но в качестве информации для понимания ситуации она будет очень полезна. Разберемся в ней подробнее.

Изначально появление изменений связано с желанием перекрыть схемы по выводу имущества компаний на физических лиц, что нередко бывает перед или после налоговых проверок. «Ранее многие организации применяли схемы вывода имущества и денежных средств на заранее созданные, подконтрольные им компании. Подобные схемы вывода стали пресекать налоговики, доказывая эту взаимосвязь. Компании, поняв, что суд поддерживает позицию налоговых органов, изменили данную схему вывода имущества и денежных средств на физических лиц».

С кого взыщут долги? Госпожа Селянина вполне конкретна: «В компании работают главный бухгалтер, финансовый директор, коммерческий директор и другие лица административного ранга, которые живут в своих квартирах, ездят на своих машинах, отдыхают на своих дачах, купленных в кредит или на заработную плату, доставшихся в наследство. В данном случае претензий к этим лицам не будет. Но если вдруг в один прекрасный день на личные счета вышеперечисленных лиц напрямую или через транзитные организации начнут поступать денежные средства, превышающие их доход, или же у них в собственности окажутся здания, транспортные средства, оборудование, принадлежавшее организации, где они работают, у налоговой инспекции возникнут вопросы. В таком случае из разряда обычных работников они перейдут в разряд аффилированных лиц. С этого момента они и их близкие родственники попадут под подозрение в участии в выводе денежных средств и имущества предприятия. Если это будет доказано, взыскание налогов с этих лиц будет проводиться пропорционально размеру поступивших на их счета денежных средств или стоимости имущества, переданного в их собственность».

Может возникнуть вопрос, как налоговики узнают об изменениях в финансовом состоянии всех вовлеченных лиц. Дело  в том, что теперь перед проведением выездной налоговой проверки, проводится предпроверочный анализ организации. Речь идет о сборе данных не только об организации, но и об «имуществе, счетах и доходах руководителя, учредителя, главного бухгалтера и близких родственников всех вышеперечисленных».

По мнению Селяниной, в результате этой налоговой новации добросовестные налогоплательщики ничего сверхъестественного не увидят, а для организаций, которые не хотят платить налоги, просто перекроют еще одну очередную схему. Да, статья и вывод, конечно, хороши, но не стоит оставлять их без здравой критики. Складывается впечатление, что налоговая начинает очередную «охоту на ведьм».  Бизнес и так запуган всякими ограничениями, прессингом со всех сторон, в том числе и налоговых органов, чтобы данные изменения сейчас могли быть введены в действие без тяжелых последствий.

Не совсем понятно, почему законодатель скрыто применил к этим лицам превентивные меры в виде субсидиарной ответственности по долгам компании. Как правило, данные работники связаны с компанией-работодателем только трудовыми отношениями, а не имущественными. Не получится ли так, что главные бухгалтеры, финансовые директора вообще не будут фигурировать в этих компаниях в качестве работников, опасаясь серьезных последствий в отношении себя. Снова бизнес будет погружаться в теневой сектор. Кто от этого выиграет? Полагаем, что никто. 

Правительство России неоднократно подчеркивало, что необходимо прекратить «кошмарить» бизнес, но на практике пока все получается наоборот.

Источник: Forbes

Комментарии

2
  • Елена


    Складывается впечатление, что налоговая начинает очередную «охоту на ведьм».

    что сказать: удачки им

  • Крысавица
    Пора, что ли, профессию менять? Это настоящие махинаторы откупятся, а простые бухгалтеры, как водится, пойдут "паровозиком". Мало нервотрёпки с постоянно изменяющимся законодательством, так теперь ещё того и гляди окажешься на улице и с голым задом.

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.