Согласно данным Центробанка, за октябрь-ноябрь 2016 года на краудфандинговых площадках было завершено сделок на сумму 338,4 млн руб.
Более половины из них пришлись на инвестиции физических лиц в пользу юридических. Население выдало займы бизнесу на сумму более 173 млн руб. Указанный показатель вырос по сравнению с периодом июль-сентябрь на 51%, а количество контрактов возросло на 64%. ЦБ объясняет такой рост увеличением активности одного из самых крупных участников рынка, на долю которого пришлось 62% общей суммы заключенных контрактов.
Чуть менее четверти всех заключенных сделок пришлось на финансирование проектов в сфере культуры и благотворительных проектов, что составило 81,5 млн руб.
В сегменте P2P было заключено сделок на сумму 46,1 млн руб., что наполовину больше, чем в третьем квартале.
Малому бизнесу полюбился краудфандинг
В России действуют две схемы привлечения финансов в рамках краудфандинга. В рамках первой схемы инвестор либо входит в капитал компании и потенциально получает доход, либо осуществляет предоплату несуществующего пока продукта. Данный тип взаимодействия между заемщиком и инвестором довольно рискованный для последнего, так как, во-первых, стартап может быть нежизнеспособным, во-вторых, для защиты интересов большого числа мелких инвесторов необходимо иметь совершенно специфические компетенции, которыми маленькие компании обладать не могут в принципе.
Вторая схема привлечения финансов в рамках краудфандинга состоит в том, что частный инвестор выдает займы частным и корпоративным заемщикам. Несмотря на то что заем – куда более формальный и определенный инвестиционный инструмент, P2B-сегменты взаимного кредитования также различаются по уровню риска, указывают эксперты. В P2P, где занимает частное лицо, суммы инвестиций крайне малы, доходность может составлять сотни процентов, но и риск высок, так как заемщик, чаще всего, не имеет ни дохода, который можно оценивать, ни залога. При этом сам инвестор имеет очень ограниченные возможности по истребованию долга.
В P2B, где частные инвесторы кредитуют бизнес, ситуация значительно лучше. У инвестируемой компании или ИП есть денежный поток, бухгалтерский учет, понятная цель и залог. Все это не без труда, но проверяется сотрудниками площадки перед публикацией информации о заемщике. Кроме того, юридическое лицо более подвержено правовым методам давления в случае невозврата займа. И это позволяет, по мнению экспертов, удерживать уровень просрочки на достаточно низком уровне.
«На рынке P2B-кредитования отношение к малому бизнесу на порядок лучше, чем в банках, – маленькие компании с простой моделью понятны частным инвесторам и не вызывают недоверия. Например, на нашей площадке компания из сегмента МСБ набирает заем самого распространенного размера в 1 млн рублей за 1-2 дня после публикации, а доля отказов в финансировании – менее 10%.
Согласно статистике площадки взаимного кредитования «Город Денег», свыше 80% компаний, нашедших финансирование на площадке, являются небольшими компаниями, которые оформляют займы с целью пополнения оборотных средств, а также с целью покупки транспорта, оборудования и других основных средств.
Стоимость денег на краудфандинговой площадке немаленькая – 30% годовых, однако банки предоставляют займы малому и среднему бизнесу по аналогичной ставке.
59% займов выданы юридическим лицам, 35% – индивидуальным предпринимателям, 6% – физическим лицам; 82% займов брали заемщики-мужчины и только 18% – заемщики-женщины.
Более половины компаний, оформивших займы в «Город Денег», представлены торговыми организациями, 27% – работают в сфере услуг, 5% – в строительстве, 4% – в сфере производства, 3% – транспортные компании, 3% – компании, работающие в сфере высоких технологий.
По федеральным округам заемщики распределились следующим образом: ЦФО – 51%, ПФО – 19%, СЗФО – 14%, УФО – 7%, СФО – 5%, ЮФО – 3%.
По оценкам экспертов, в 2016 году российский рынок взаимного кредитования (P2P и P2B-сегменты) вырос в 4 раза и сохранит этот темп в 2017 году.
Начать дискуссию