Четыре вида льготных налоговых режимов (УСН (6% от оборота компании), УСН (15% с прибыли), ЕНВД (предусмотрен для определенных видов деятельности), ПСН) были введены с целью снижения налогового бремени для субъектов предпринимательской деятельности. Сделано это было, в первую очередь, для стимулирования экономики, поскольку такие условия являются наиболее выгодными для создания микропредприятий.
Однако такое послабление в контексте налогового законодательства для определенной категории субъектов предпринимательской деятельности нельзя расценивать как однозначно положительное, поскольку ряд более крупных представителей бизнеса также решил перейти на описанные выше спецрежимы, из-за чего государство недополучает колоссальные суммы в бюджет.
Особенности спецрежимов
Помимо значительного снижения налоговой нагрузки, льготные налоговые режимы имеют ряд других значительных преимуществ. Взять, к примеру, УСН – при таком налоговом режиме зафиксировано малое количество налоговых проверок. В этом смысле субъектам среднего и крупного бизнеса, которые не применяют спецрежим, приходится нелегко: речь идет о постоянных проверках со стороны налоговых органов и отсутствии каких-либо льгот. При таких условиях осуществление предпринимательской деятельности существенно усложняется, что в ряде случаев приводит к искусственному дроблению бизнеса.
Столь жесткое отношение налоговых органов к субъектам более крупного бизнеса фактически вынуждает их уходить «в тень» посредством дробления бизнеса. Данная тенденция легко прослеживается по информации на сайте ФНС: по состоянию на 10.04.17 суммарное количество субъектов микробизнеса в России – 5 732 426, представителей малого бизнеса в разы меньше, всего 266 948, среднего – 20 424, и крупного – 32 014.
Следует понимать, что в этой ситуации проигрывает не только государство, но и реальные представители микро и малого бизнеса. В сложившихся условиях им приходится конкурировать с теми, кто лишь маскируется под данных участников рынка, что рано или поздно может привести к повальному сокращению реальных предприятий, поскольку в сложившейся ситуации отсутствует экономическая целесообразность для дальнейшего развития этих субъектов. Масштаб проблемы действительно всеобъемлющий – речь идет о десятках миллиардов рублей, которые недополучает бюджет.
Как было отмечено ранее, данная система налоговых преференций работает только на микро и малые предприятия, в то время как средний и крупный бизнес подвергается нескончаемым проверкам и лишен льгот, именно это и послужило причиной для дробления бизнеса и ухода «в тень» от налоговиков.
Положения о льготных налоговых режимах требуют серьезной доработки для дальнейшего прекращения искусственного дробления бизнеса, который вредит всем участникам рынка, а также бюджету государства. Для прекращения ухода юридических лиц от уплаты НДС и налога на прибыль законодателю следует обратить внимание на существующие «лазейки» в данном вопросе и внести изменения в соответствующие правовые нормы.
Наиболее логичными представляются следующие изменения.
Сокращение количества льготных налоговых режимов
Для сокращения числа недобросовестных компаний, которые используют дробление бизнеса для уменьшения налоговой нагрузки необходимо оставить возможность применения льготных налоговых режимов только для индивидуальных предпринимателей, которые составляют большую часть субъектов микробизнеса.
Исключить возможность участия собственника в разных компаниях, которые имеют налоговые льготы
Также не следует забывать о возможности пересмотра налоговой политики государства в отношении представителей среднего и крупного бизнеса. Как пример, чуть более лояльное отношение налоговых органов может сыграть значительную роль в принятии решения компании не уходить «в тень» путем дробления бизнеса.
Источник: КСК групп
Начать дискуссию