При наличии реальной деловой цели, простое товарищество – один из эффективных способов налоговой оптимизации, который, к тому же, имеет для налогоплательщика хорошие судебные перспективы. Проанализировав постановления кассационных и апелляционных инстанций за 2016-2017 годы, можно сделать два вывода: первый — судебных дел мало и второй — налогоплательщикам часто удается отстоять свою позицию (что в современных реалиях не так-то просто).
В чем уникальность простого товарищества
Уникальность простого товарищества в том, что, являясь договором, а не юридическим лицом, обязанность налогоплательщика возникает именно у этого виртуального образования, причем условия налогообложения простого товарищества могут отличаться от систем налогообложения его участников.
Дело в том, что простое товарищество независимо от количества юридических лиц или ИП, входящих в него (но не менее двух, для упрощенцев обязательна база доходы-расходы) и не зависимо от применяемых ими систем налогообложения, является плательщиком НДС, т.е. применяет общую систему налогообложения.
При этом, его члены не теряют возможность применять свои системы налогообложения при осуществлении деятельности не в рамках договора.
Именно этот факт дает возможность простому товариществу, объединяющему членов на УСН и ОСН, официально перераспределять прибыль на низконалоговые субъекты в пропорциях первоначально внесенных вкладов.
Но простое товарищество не только позволяет оптимизировать налог на прибыль и товарищам на УСН выставлять счета с НДС и принимать его в зачет, но и решать вопрос с предельной суммой дохода для применения УСН (в настоящее время - 150 млн. рублей), так как простое товарищество не имеет ограничений по размеру выручки и распределяет между своими членами доход, облагаемый налогом в соответствии с применяемой участниками системой налогообложения.
К тому же, товарищ на УСН в рамках договора простого товарищества может принимать в расходы затраты, не только предусмотренные 346.16 НК РФ, но и принимаемые организациями на ОСН, а в деятельности вне рамок договора, не утрачивает право на льготы (например по социальным или региональным льготам).
Договор простого товарищества
Договор простого товарищества может заключаться как для извлечения прибыли, так и для любых других незапрещенных законом целей (естественно, договор не может заключаться с целью налоговой оптимизации).
Внесенное товарищами имущество и результаты совместной деятельности образуют общую долевую собственность. При этом, передача имущества не является реализацией, что освобождает от необходимости начисления НДС и налога на прибыль.
Упрощенцам передавать в простое товарищество основные средства и нематериальные активы (со сроком полезного использования выше 15 лет и до истечения 10 лет с их приобретения) до истечения трех лет с момента учета расходов невыгодно, так как пп. 3. п. 3 ст. 346.16 НК РФ в этом случае обязывает пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации (передачи) и уплатить дополнительную сумму налога и пени, с возможностью взамен рассчитать только сумму амортизации.
Так как само по себе простое товарищество не является налогоплательщиком, в НК содержится термин «лицо, исполняющее обязанности плательщика НДС», это лицо поименовано в единственном числе, именно оно и является товарищем, ведущим общие дела, несмотря на то, что ст. 1044 ГК любым участникам простого товарищества дается право вести общие дела (если договором не предусмотрено другое).
Ст. 174.1 НК РФ также прямо указывает, что один из товарищей обязан вести учет операций простого товарищества (управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета) и только он имеет право на налоговый вычет по НДС в рамках совместной деятельности.
Счета-фактуры в простом товариществе
Аналогично решается вопрос с выставлением счетов-фактур: от имени простого товарищества их выставляет только товарищ, ответственный за ведение налогового учета.
Некоторые налоговые консультанты считают, что это не так и противоречит основам гражданского законодательства и самой сути договора простого товарищества, однако, чтобы не вступать в юридические диспуты с ФНС в зале суда, мы рекомендуем толковать Налоговый кодекс буквально.
При этом, условия для получения налогового вычета для простого товарищества аналогичны для получения вычетов любой организации на ОСН (ст. 171 НК РФ), в том числе к вычетам принимаются только суммы налога, уплаченные для осуществления операций с НДС.
Для того, чтобы разделить операции, осуществляемые в рамках простого товарищества и самостоятельных договоров товарищей, номера счетов-фактур товарищества осуществляются через разделительный знак "/" и дополняется цифровым индексом, обозначающим совершение операции в соответствии с конкретным договором простого товарищества.
Нарушение этого формального основания нередко в судебной практике приводит к признанию налоговым органом операции совершенной в не рамках простого товарищества.
Прибыль в простом товариществе
Прибыль распределяется пропорционально вкладам товарищей, если договором не установлено иное.
Если договор простого товарищества прекращается (по любому основанию прекращения любого договора, например – истечение срока действия, выход товарища и т.д.), имущество товарищества распределяется по правилам ст. 252 ГК РФ, т.е. по соглашению сторон.
Именно это положение позволяет «обменяться» вкладами, внесенными при заключении договора, при этом в пределах стоимости долей, такая передача также не будет являться реализацией, а значит, не подлежит налогообложению.
Претензии налоговиков к простым товариществам
Возможности, предоставляемые простым товариществом, естественно, не соотносятся с фискальными целями ФНС, что привлекает к этому договору пристальное внимание налоговиков.
Поэтому претензии налоговиков к простым товариществам прямо вытекают из их преимуществ:
1. Договор простого товарищества заключался только для возможности применения УСН. Постановление № Ф09-939/17 от 24 марта 2017 г. Арбитражного суда Уральского округа вынесено в пользу налогового органа.
Суд указал, что договор простого товарищества заключен формально, только с целью сохранения налогоплательщиком право на применение УСН с базой доходы-расходы.
Аргументами в пользу ФНС оказались:
- отсутствие у остальных товарищей реальной хозяйственной деятельности и возможности ее осуществлять;
- взаимозависимость товарищей;
- одни и те же ip-адреса;
- один главный бухгалтер;
- внесение вкладов товарищами векселями с поддельными подписями.
2. Организации и ИП заключили договор простого товарищества исключительно для получения возможности возмещения НДС.
Так в Постановлении № 17АП-2064/2017-АК от 29.03.2017 года Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд указал: «в рамках камеральной налоговой проверки установлены обстоятельства, которые указывают на отсутствие экономической, разумной цели заключения договора простого товарищества для обоих индивидуальных предпринимателей, кроме цели возмещения НДС из бюджета, без перехода на общую систему налогообложения в установленном налоговым законодательстве порядке».
Доводами в пользу налогового органа также послужили:
- отсутствие ведение раздельного учета;
- отсутствие отдельного расчетного счета для совершения операций простого товарищества;
- показания второго товарища, которая не смогла объяснить смысл заключенного договора;
- почерковедческая экспертиза, показавшая, что подпись на договоре простого товарищества выполнена не ИП-товарищем, а иным лицом.
Интересно постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда № 18АП-978/2016 от 20 февраля 2016 года, вынесенное в пользу налогоплательщика, в котором одним из основных аргументом в пользу реальности деловой цели заключения договора простого товарищества явились письма контрагентов одного из товарищей с требованием выставлять счета с НДС.
Таким образом, заключение договора простого товарищества явилось одной из возможных реакцией организации на возможную потерю контрагентов и не имело целью возмещение НДС.
3. Простое товарищество создано исключительно для оптимизации налога на прибыль, путем перераспределения дохода в низконалоговые субъекты. Основной аргумент налогоплательщика – реальность и деловая цель договора простого товарищества.
4. Договор простого товарищества является прикрытием иных договорных отношений между организациями (аренда, купля-продажа и т.д.).
5. Прибыль простого товарищества распределяется между товарищами не пропорционально первоначальным вкладам. Даже несмотря на возможность предусмотреть эти положения в договоре, рекомендуем распределять прибыль в рамках первоначально внесенных взносов.
6. Необоснованное применение налоговых льгот по УСН в части применения пониженной ставки налога в связи с осуществлением определенного вида деятельности.
В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.02.2017 № Ф06-16240/2016 суд указал, что налогоплательщик, заключивший договор простого товарищества, правомерно применял пониженную ставку по УСН в 7,5%, установленную в Иркутской области для организаций, в которых доход от строительной деятельности превышает 70%.
7. Договор простого товарищества маскирует безналоговую передачу имущества. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции Ф06-7280/2016 по делу № А06-3318/2015 от 26 апреля 2016 года вынесено в пользу налогоплательщика.
ФНС настаивала на том, что внесение взаимозависимыми товарищами вкладов, фактически являлось куплей-продажей товара.
Но суд с этой позицией не согласился, так как налоговый орган не смог доказать, что «заключение договора простого товарищества привело к занижению размера налоговой обязанности вследствие, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат или возмещение налога из бюджета. В случае заключения договора купли-продажи общество также имело бы возможность учесть расходы по приобретению товара как для целей применения УСНО, так и при исчислении налога на прибыль организаций».
Как в будущем сложится практика по применению этого способа налоговой оптимизации, покажет время, а пока – пользуемся с умом.
Начать дискуссию