Один из страшных снов предпринимателей - кассовый разрыв. Но так ли страшен кассовый разрыв и в чем его плюсы для бизнеса? Об этом нам рассказала Снежана Манько, к.э.н., FCCA, консультант по корпоративным финансам.
Кассовый разрыв - временный недостаток денежных средств, когда в бизнесе не достаточно денег, чтобы оплатить текущие обязательства (выплатить зарплаты, сделать закупку товаров и услуг, заплатить налоги и т.д.).
В компании начинают считать и отслеживать финансовые показатели
Если до кассового разрыва в финансах компании был беспорядок (не организован учет взаиморасчетов с клиентами, нет контроля дебиторской задолженности, не формируется управленческая отчетность и т.д.), то в срочном поиске ответа на вопрос, где взять деньги, в компании проводится инвентаризация ресурсов и обязательств (у кого собрать, что продать, кому задержать платеж и пр.), выполняется анализ, составляются управленческие отчеты/
И встает вопрос, а можно ли было предвидеть кассовый разрыв и в чем его причины?
Ставится задача навести порядок в финансах.
В компании начинают управлять финансовым циклом
Финансовый цикл - период времени между оплатой поставщикам и получением денег от клиентов. Управление финансовым циклом включает работу с дебиторской задолженностью (ускорение собираемости оплат от клиентов, внедрение скидок за досрочную оплату, определение политики предоплат и постоплат, штрафных санкций за просрочку платежей и др.), кредиторской задолженностью (рассрочки платежей, постоплаты, скидки за объем закупки и пр.), ускорением производственного процесса (срока выполнения обязательств).
Выполняется одна из ключевых задач финансового менеджмента - сокращение финансового цикла до минимума.
Чем меньше финансовый цикл, тем быстрее оборачиваются деньги в компании, тем быстрее компания получает прибыль и денежный поток для покрытия кассового разрыва и ведения деятельности.
В компании начинают планировать движение денег
Кассовые разрывы возникают из-за разницы в датах поступлений и выплат денежных средств.
Платежный календарь - простая таблица с графиком планируемых платежей и поступлений денег, с прогнозом остатка денег на конец каждого дня - самый простой и быстрый инструмент планирования денег, который внедряется, если ранее не был внедрен.
В календаре видно - если на какую-то из дат выплат запланировано больше, чем плановый остаток денег на начало дня и плановые поступления в этот день, то планируемый остаток на конец дня отрицательный (Деньги на конец дня = Деньги на начало дня + Поступления за день - Выплаты за день).
Когда кассовый разрыв виден при планировании, есть время заранее принять меры:
- обеспечить поступление средств от клиентов,
- привлечь финансирование,
- отложить несрочные покупки на более позднее время,
- договориться с поставщиками об отсрочках платежей,
- спланировать денежные потоки так, чтобы в планах и далее - по факту не было отрицательного остатка, который свидетельствует о кассовом разрыве.
В компании рассматривают дополнительные источники финансирования и их стоимость
Займы от учредителей, кредиты банков, банковские овердрафты, товарные кредиты от поставщиков, привлечение инвесторов (займы от инвесторов или продажа доли в капитале), формы поддержки от государства и др. - каждый из этих источников имеет разную стоимость, сроки и порядок привлечения.
То, на какие источники краткосрочного и долгосрочного финансирования, помимо собственной прибыли и средств учредителей, может рассчитывать компания в своей деятельности часто определяет возможности ее развития.
В компании задумываются об устойчивости бизнес-модели
Если кассовые разрывы не редкость, а постоянная реальность, в которой существует компания, возникает вопрос - как организована бизнес-модель и выстроены бизнес-процессы, можно ли их сделать более эффективными, чтобы не испытывать нехватку денег или компания осознанно функционирует в такой модели?
Постоянная нехватка средств - это действительно временные кассовые разрывы или причина более серьезная - финансовая неустойчивость и риск банкротства компании? Ответы на эти вопросы на практике зачастую приводят к изменению бизнес-модели.
Как правило, кассовые разрывы имеют краткосрочный характер, являются шоком для компании и менеджмент находит быстрые решения, чтобы исправить ситуацию.
В большинстве случаев это удается сделать и более не попадать в такие финансовые ситуации (или же попадать уже осознанно с минимальными негативными последствиями), практикуя финансовое планирование и управление финансами компании.
Начать дискуссию