Управление финансами

Так ли страшен кассовый разрыв и могут ли быть в нем плюсы

Если кассовые разрывы не редкость, возникает вопрос — как выстроены бизнес-процессы и можно ли их сделать более эффективными, чтобы не испытывать нехватку денег?
Так ли страшен кассовый разрыв и могут ли быть в нем плюсы

Один из страшных снов предпринимателей -  кассовый разрыв.  Но так ли страшен кассовый разрыв и в чем его плюсы для бизнеса? Об этом нам рассказала Снежана Манько, к.э.н., FCCA, консультант по корпоративным финансам.

Кассовый разрыв - временный недостаток денежных средств, когда в бизнесе не достаточно денег, чтобы оплатить текущие обязательства (выплатить зарплаты, сделать закупку товаров и услуг, заплатить налоги и т.д.).

В компании начинают считать и отслеживать финансовые показатели

Если до кассового разрыва в финансах компании был беспорядок (не организован учет взаиморасчетов с клиентами, нет контроля дебиторской задолженности, не формируется управленческая отчетность и т.д.), то в срочном поиске ответа на вопрос, где взять деньги, в компании проводится инвентаризация ресурсов и обязательств (у кого собрать, что продать, кому задержать платеж и пр.), выполняется анализ, составляются управленческие отчеты/

И встает вопрос, а можно ли было предвидеть кассовый разрыв и в чем его причины?

Ставится задача навести порядок в финансах.

В компании начинают управлять финансовым циклом

Финансовый цикл - период времени между оплатой поставщикам и получением денег от клиентов. Управление финансовым циклом включает работу с дебиторской задолженностью (ускорение собираемости оплат от клиентов, внедрение скидок за досрочную оплату, определение политики предоплат и постоплат, штрафных санкций за просрочку платежей и др.), кредиторской задолженностью (рассрочки платежей, постоплаты, скидки за объем закупки и пр.), ускорением производственного процесса (срока выполнения обязательств).

Выполняется одна из ключевых задач финансового менеджмента - сокращение финансового цикла до минимума.

Чем меньше финансовый цикл, тем быстрее оборачиваются деньги в компании, тем быстрее компания получает прибыль и денежный поток для покрытия кассового разрыва и ведения деятельности.

В компании начинают планировать движение денег

Кассовые разрывы возникают из-за разницы в датах поступлений и выплат денежных средств.

Платежный календарь - простая таблица с графиком планируемых платежей и поступлений денег, с прогнозом остатка денег на конец каждого дня - самый простой и быстрый инструмент планирования денег, который внедряется, если ранее не был внедрен.

В календаре видно - если на какую-то из дат выплат запланировано больше, чем плановый остаток денег на начало дня и плановые поступления в этот день, то планируемый остаток на конец дня отрицательный (Деньги на конец дня = Деньги на начало дня + Поступления за день - Выплаты за день).

Когда кассовый разрыв виден при планировании, есть время заранее принять меры:

  • обеспечить поступление средств от клиентов,
  • привлечь финансирование,
  • отложить несрочные покупки на более позднее время,
  • договориться с поставщиками об отсрочках платежей,
  • спланировать денежные потоки так, чтобы в планах и далее - по факту не было отрицательного остатка, который свидетельствует о кассовом разрыве.

В компании рассматривают дополнительные источники финансирования и их стоимость

Займы от учредителей, кредиты банков, банковские овердрафты, товарные кредиты от поставщиков, привлечение инвесторов (займы от инвесторов или продажа доли в капитале), формы поддержки от государства и др. - каждый из этих источников имеет разную стоимость, сроки и порядок привлечения.

То, на какие источники краткосрочного и долгосрочного финансирования, помимо собственной прибыли и средств учредителей, может рассчитывать компания в своей деятельности часто определяет возможности ее развития.

В компании задумываются об устойчивости бизнес-модели

Если кассовые разрывы не редкость, а постоянная реальность, в которой существует компания, возникает вопрос - как организована бизнес-модель и выстроены бизнес-процессы, можно ли их сделать более эффективными, чтобы не испытывать нехватку денег или компания осознанно функционирует в такой модели?

Постоянная нехватка средств - это действительно временные кассовые разрывы или причина более серьезная - финансовая неустойчивость и риск банкротства компании? Ответы на эти вопросы на практике зачастую приводят к изменению бизнес-модели.

Как правило, кассовые разрывы имеют краткосрочный характер, являются шоком для компании и менеджмент находит быстрые решения, чтобы исправить ситуацию.

В большинстве случаев это удается сделать и более не попадать в такие финансовые ситуации (или же попадать уже осознанно с минимальными негативными последствиями), практикуя финансовое планирование и управление финансами компании.

Начать дискуссию