Станислав Город, адвокат
У каждого их нас есть свой опыт общения с работодателями. И наверняка каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался работодателем, который:
- не платит оговоренных денег или придумывает тысячу поводов, чтобы не платить, штрафуя или «депримируя»;
- отказывает в отпуске без объяснения причин и выплаты компенсаций;
- платит черныя, серыя и прочия зарплаты, с которой вас не пустят на порог ни одного приличного банка, а сотрудники Пенсионного фонда будут плакать от жалости к вам;
- увольнял, вволю попользовавшись вами в период так называемого испытательного срока.
Их тоже понять можно. Зачем, скажите на милость, оплачивать ваш труд, если куда лучше спустить его на декор своего кабинета? Зачем ставить конкретные, четко сформулированные задачи? Всегда лучше сказать, что вы все не так поняли, завалили всю работу... Всегда можно по-человечески попросить немного поработать сверхурочно, а потом добавить немного каждую ночь и кусочек субботы или воскресенья. Зачем, наконец, платить достойную зарплату, если можно ее только пообещать?
И этому не будет конца, пока мы не будем знать и защищать свои права.
Что мы вправе
Работник имеет право (ст. 21 ТК РФ) на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Что мы должны
Работник обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Права и обязанности работодателя
Работодатель имеет право:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- принимать локальные нормативные акты;
- создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
Работодатель обязан:
- соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
- обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;
- вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ;
- предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
- своевременно выполнять предписания федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
- создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (кстати, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.07.01 № 87-ФЗ на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака);
- осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
- возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.
Трудовые споры в КТС
Эти споры - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматривают два органа (ст. 382 Трудового кодекса РФ):
- комиссии по трудовым спорам (далее - КТС) и
- суд.
(Строго говоря, органы федеральной инспекции труда (в которые, согласно статье 3 Трудового кодекса РФ, можно обращаться по поводу своих нарушенных прав) не вправе рассматривать трудовые споры. Однако статья 373 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность обращения в государственную инспекцию труда по делам об увольнении).
КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников организации. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.
КТС рассматривают индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен иной порядок их рассмотрения.
Как правило, непосредственно в организации разрешаются споры о переводе на другую работу, об условиях труда и отдыха, по вопросам дисциплинарной и материальной ответственности и др.
Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
О порядке рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам сказано в статье 387 Трудового кодекса РФ.
КТС обязана рассмотреть спор в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Рассмотрение спора происходит в присутствии заявителя и представителей работодателя. По заявлению работника спор может быть рассмотрен в его отсутствие. Для объективного и всестороннего рассмотрения дела на заседание комиссии могут быть вызваны свидетели, приглашены специалисты, затребованы необходимые документы и расчеты. Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решение комиссии должно быть оформлено в письменном виде.
Заверенные копии решения комиссии вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.
Решение комиссии по трудовым спорам подлежит немедленному исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок комиссия по трудовым спорам выдает работнику удостоверение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
Удостоверение не выдается работнику, если он или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
Индивидуальные трудовые споры в суде
В соответствии с действующим законодательством индивидуальные трудовые споры рассматривают мировые судьи и районные суды. В рамках общего порядка разрешения трудовых споров районный (городской) суд выступает по отношению к комиссии по трудовым спорам в качестве второй инстанции в случаях обращения к нему с заявлением:
- работника, заявление которого не было рассмотрено в 10-дневный срок в комиссии по трудовым спорам;
- работника, работодателя или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
- прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам и иным нормативным правовым актам.
Суд не вправе пересматривать решения КТС по собственной инициативе. В то же время законодательство относит к компетенции суда непосредственное разрешение ряда трудовых споров в качестве первой инстанции. Так, непосредственно в судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
- работников организаций, где комиссии по трудовым спорам не созданы;
- работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;
- работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного имуществу работодателя.
Непосредственно в судах рассматриваются также споры:
- об отказе в приеме на работу лиц, приглашенных в порядке перевода от другого работодателя;
- об отказе в приеме на работу других лиц, с которыми работодатель в соответствии с законодательством был обязан заключить трудовой договор (например, с лицом, направляемым в счет квоты);
- лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц;
- лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Если человек считает, что он подвергся дискриминации (см. ст. 3 Трудового кодекса РФ), то он вправе обратиться в органы государственной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Выбор адресата остается за человеком (на что указал пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17.03.04 № 2). Иными словами, если вы считаете, что права ваши нарушены, то можете:
- сначала обратиться в КТС (кроме дел, которые непосредственно рассматриваются судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии либо
- сразу обратиться в суд.
Работник вправе обратиться в суд:
- в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
- в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки - по спорам об увольнении.
Если сроки были пропущены по уважительной причине (болезнь, переезд и т. д.), то суд может его восстановить.
День увольнения - это последний день работы. Только срок для обжалования увольнения начинает течь на следующий после вручения работнику приказа об увольнении день.
К компетенции мирового судьи отнесено рассмотрение дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ). Иными словами большинство трудовых споров должно рассматриваться мировыми судьями. В случае если мирового судьи еще нет, то индивидуальные трудовые споры рассматривает судья районного суда единолично. Споры об отказе в приеме на работу и о восстановлении на работе в случае незаконного перевода или увольнения неподведомственны мировому судье.
Иск к организации предъявляется в суд по местонахождению организации (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Иски о восстановлении трудовых прав могут рассматриваться в суде по местожительству истца, но только по тем вопросам, которые прямо определены в Гражданском процессуальном кодексе РФ. В суд по местожительству истца могут предъявляться иски о восстановлении трудовых прав, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста (п. 6 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ).
(Вы вправе обратиться в суд по месту своего жительства с иском о возмещении сумм заработной платы, не полученной им в связи с незаконным заключением под стражу).
Иск к организации по поводу деятельности ее филиала или представительства может быть предъявлен как по местонахождению организации, так и по местонахождению ее филиала или представительства (п. 2 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Судья может отказать в приеме заявления:
- при наличии вступившего в законную силу решения суда по тому же вопросу;
- неподведомственности спора вообще суду;
- по территориальному признаку.
Ответчиком будет являться работодатель (физическое лицо либо организация).
По ходатайству сторон по инициативе суда могут быть вызваны свидетели, приглашены специалисты, эксперты, затребованы необходимые для правильного разрешения дела документы.
При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 Трудового кодекса РФ). Под издержками понимают:
- суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам;
- расходы, связанные с производством осмотра на месте;
- расходы, связанные с исполнением решения суда.
Важно: работник освобождается от судебных расходов, если даже решение вынесено не в его пользу!
Удовлетворяя исковые требования, суд четко укажет, какие действия следует произвести ответчику во исполнение решения. Если истец отказался от иска в процессе судебного разбирательства или спор завершился мировым соглашением, то суд выносит не решение, а определение, в котором фиксируется отказ от иска или утверждается мировое соглашение. Суд может не принять отказ от иска, может не утвердить мировое соглашение, если это противоречит трудовому законодательству. Решение районного суда может быть обжаловано сторонами спора в вышестоящий суд в течение десяти дней.
Статья 396 Трудового кодекса РФ предусматривает, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. Работодатель может обжаловать решение суда, но это не влияет на исполнение решения о восстановлении на работе. Работник должен приступить к исполнению своих обязанностей.
При задержке работодателем исполнения такого решения (например, неиздание приказа работодателем о восстановлении работника на работе) орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке. Непосредственное исполнение решений судебных органов по трудовым спорам возлагается на судебных приставов-исполнителей.
Кое-что о коллективных трудовых спорах
Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях (ст. 398 Трудового кодекса РФ).
Сначала спор рассматривается примирительной комиссией. Это обязательно. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, более того, статья 5.32. Административного кодекса РФ установила ответственность для представителей работодателя за уклонение от участия в примирительных процедурах.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.
Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом. Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
Если в примирительной комиссии согласие не достигнуто, то стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж - это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 Трудового кодекса РФ).
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Рекомендации приобретают для сторон обязательную силу лишь в случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении, можно отметить, что рекомендательный характер решений снижает эффективность деятельности трудового арбитража, так как необязательность рекомендаций зачастую приводит к их игнорированию. В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций, работники могут приступить к проведению забастовки.
Забастовки
Право на забастовку возникает, когда:
- примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо
- работодатель уклоняется от примирительных процедур или не выполняет достигнутое соглашение.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации.
Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовали не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
В решении об объявлении забастовки должен быть отражен следующий круг вопросов:
- перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
- дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;
- наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
- предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации (филиале, представительстве) в период проведения забастовки.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке службу по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 410 Трудового кодекса РФ).
Право на забастовку - конституционное право (ст. 37 Конституции РФ). Участие в ней добровольно, никто не может быть принужден к участию в ней или отказу от нее (ст. 409 Трудового кодекса РФ). Принуждение к участию или отказу от участия в забастовке влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ для граждан, от 10 до 20 МРОТ для должностных лиц (ст. 5.40 КоАП РФ).
Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие (ст. 409 Трудового кодекса РФ).
Забастовка незаконна, если:
- она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ;
- создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц (ст. 55 Конституции РФ);
- не обеспечен минимум необходимых работ (услуг).
Являются незаконными и не допускаются забастовки:
- в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
- в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
- в правоохранительных органах;
- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
- в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом (ст. 413 Трудового кодекса РФ). Забастовка не может быть признана незаконной по такому основанию, как нарушение работниками обязательства об отказе от забастовок.
Кто решает, законна ли забастовка? Это суд - верховный суд республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономных округов, - по заявлению работодателя или прокурора.
Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
Если забастовка признана судом незаконной, а работники приступают к ней или продолжают бастовать, то к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия (вплоть до увольнения).
Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств. Возмещение убытков происходит в судебном порядке по нормам гражданского законодательства.
Локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке, - запрещен (ст. 415 Трудового кодекса РФ). Если даже забастовка признана незаконной, а работники продолжают в ней участвовать и не приступили к работе, то работодатель вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности. В случае увольнения работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки работодатель или его представители могут быть привлечены к административной ответственности. Статья 5.34 Административного кодекса РФ предусматривает в этих случаях штраф в размере от 40 до 50 МРОТ.
О трудовой инспекции
Жаловаться на нарушение трудовых прав можно и в органы федеральной инспекции труда (ст. 353 Трудового кодекса РФ).
За соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности следят специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.
Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Что до федеральной инспекции труда, то это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на территории России. Положение о ней утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 № 78.
Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены статьей 356 Трудового кодекса РФ:
- осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных лиц к ответственности;
- анализируют причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- направляют соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
- реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти;
- осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, готовят предложения по их совершенствованию;
- принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;
- участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
- запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
- ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по восстановлению нарушенных прав;
- осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;
- информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников.
Инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право (ст. 357 Трудового кодекса РФ):
- беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения инспекции организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности;
- запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;
- расследовать несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
- запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не отвечающих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
- выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
- привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.
Государственные инспектора труда обязаны:
- соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц федеральной инспекции труда;
- хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении полномочий;
- считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Пожалуй, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался работодателем, который:
- не платит оговоренных денег или придумывает тысячу поводов, чтобы не платить (штрафуя или «депримируя»);
- отказывает в отпуске без объяснения причин и выплаты компенсаций;
- платит «черную», «серую» и прочую цветную зарплату, с которой вас не пустят на порог ни одного приличного банка, а сотрудники Пенсионного фонда будут плакать от жалости к вам;
- увольнял, вволю попользовавшись вами в период так называемого испытательного срока.
Вариантов - масса. Их тоже понять можно. Зачем, скажите на милость, оплачивать ваш труд, если куда лучше спустить его на декор своего кабинета? Зачем ставить конкретные, четко сформулированные задачи? Всегда лучше сказать, что вы все не так поняли, завалили всю работу... а сначала вы поработаете с «высокой» отдачей - месяцев шесть, после чего вас выставят за дверь. Всегда можно по-человечески попросить «немного поработать сверхурочно», а потом добавить немного каждую ночь и кусочек субботы или воскресенья. Широкие полномочия обращаются исключительно огромным количеством обязанностей и не менее внушительным кругом начальников. Оговариваемое при собеседовании умение руководить группой сотрудников зачастую оборачивается тем, что работать вы будете как руководитель отдела, а получать - как оператор ксерокса... Зачем, наконец, платить достойную зарплату, если можно ее только пообещать?
Я уж не говорю про самых беззащитных работников - беременных, пенсионеров, молодых специалистов. Однако сколько людей, которые считают себя грамотными и юридически подкованными, готовы махнуть руками на бесчинства работодателя? А ведь этому не будет конца, пока мы не станем наконец защищать свои права.
Основные права и обязанности работника (ст. 21 Трудового кодекса РФ)
Работник имеет право на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Работник обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Основные права и обязанности работодателя (ст. 22 Трудового кодекса РФ)
Работодатель имеет право:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- принимать локальные нормативные акты;
- создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
Работодатель обязан:
- соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
- обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;
- вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ;
- предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
- своевременно выполнять предписания федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
- создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (кстати, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.07.01 № 87-ФЗ на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака);
- осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
- возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.
Индивидуальные трудовые споры в КТС
Эти споры - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматривают два органа (ст. 382 Трудового кодекса РФ):
- комиссии по трудовым спорам (далее - КТС) и
- суд.
(Строго говоря, органы федеральной инспекции труда (в которые, согласно статье 3 Трудового кодекса РФ, можно обращаться по поводу своих нарушенных прав) не вправе рассматривать трудовые споры. Однако статья 373 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность обращения в государственную инспекцию труда по делам об увольнении).
КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников организации. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.
КТС рассматривают индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен иной порядок их рассмотрения.
Как правило, непосредственно в организации разрешаются споры о переводе на другую работу, об условиях труда и отдыха, по вопросам дисциплинарной и материальной ответственности и др.
Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
О порядке рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам сказано в статье 387 Трудового кодекса РФ.
КТС обязана рассмотреть спор в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Рассмотрение спора происходит в присутствии заявителя и представителей работодателя. По заявлению работника спор может быть рассмотрен в его отсутствие. Для объективного и всестороннего рассмотрения дела на заседание комиссии могут быть вызваны свидетели, приглашены специалисты, затребованы необходимые документы и расчеты. Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решение комиссии должно быть оформлено в письменном виде.
Заверенные копии решения комиссии вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.
Решение комиссии по трудовым спорам подлежит немедленному исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок комиссия по трудовым спорам выдает работнику удостоверение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
Удостоверение не выдается работнику, если он или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
Индивидуальные трудовые споры в суде
В соответствии с действующим законодательством индивидуальные трудовые споры рассматривают мировые судьи и районные суды. В рамках общего порядка разрешения трудовых споров районный (городской) суд выступает по отношению к комиссии по трудовым спорам в качестве второй инстанции в случаях обращения к нему с заявлением:
- работника, заявление которого не было рассмотрено в 10-дневный срок в комиссии по трудовым спорам;
- работника, работодателя или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
- прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам и иным нормативным правовым актам.
Суд не вправе пересматривать решения КТС по собственной инициативе. В то же время законодательство относит к компетенции суда непосредственное разрешение ряда трудовых споров в качестве первой инстанции. Так, непосредственно в судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
- работников организаций, где комиссии по трудовым спорам не созданы;
- работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;
- работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного имуществу работодателя.
Непосредственно в судах рассматриваются также споры:
- об отказе в приеме на работу лиц, приглашенных в порядке перевода от другого работодателя;
- об отказе в приеме на работу других лиц, с которыми работодатель в соответствии с законодательством был обязан заключить трудовой договор (например, с лицом, направляемым в счет квоты);
- лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц;
- лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Если человек считает, что он подвергся дискриминации (см. ст. 3 Трудового кодекса РФ), то он вправе обратиться в органы государственной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Выбор адресата остается за человеком (на что указал пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17.03.04 № 2). Иными словами, если вы считаете, что права ваши нарушены, то можете:
- сначала обратиться в КТС (кроме дел, которые непосредственно рассматриваются судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии либо
- сразу обратиться в суд.
Работник вправе обратиться в суд:
- в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
- в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки - по спорам об увольнении.
Если сроки были пропущены по уважительной причине (болезнь, переезд и т. д.), то суд может его восстановить.
День увольнения - это последний день работы. Только срок для обжалования увольнения начинает течь на следующий после вручения работнику приказа об увольнении день.
К компетенции мирового судьи отнесено рассмотрение дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ). Иными словами большинство трудовых споров должно рассматриваться мировыми судьями. В случае если мирового судьи еще нет, то индивидуальные трудовые споры рассматривает судья районного суда единолично. Споры об отказе в приеме на работу и о восстановлении на работе в случае незаконного перевода или увольнения неподведомственны мировому судье.
Иск к организации предъявляется в суд по местонахождению организации (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Иски о восстановлении трудовых прав могут рассматриваться в суде по местожительству истца, но только по тем вопросам, которые прямо определены в Гражданском процессуальном кодексе РФ. В суд по местожительству истца могут предъявляться иски о восстановлении трудовых прав, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста (п. 6 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ).
(Вы вправе обратиться в суд по месту своего жительства с иском о возмещении сумм заработной платы, не полученной им в связи с незаконным заключением под стражу).
Иск к организации по поводу деятельности ее филиала или представительства может быть предъявлен как по местонахождению организации, так и по местонахождению ее филиала или представительства (п. 2 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Судья может отказать в приеме заявления:
- при наличии вступившего в законную силу решения суда по тому же вопросу;
- неподведомственности спора вообще суду;
- по территориальному признаку.
Ответчиком будет являться работодатель (физическое лицо либо организация).
По ходатайству сторон по инициативе суда могут быть вызваны свидетели, приглашены специалисты, эксперты, затребованы необходимые для правильного разрешения дела документы.
При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 Трудового кодекса РФ). Под издержками понимают:
- суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам;
- расходы, связанные с производством осмотра на месте;
- расходы, связанные с исполнением решения суда.
Важно: работник освобождается от судебных расходов, если даже решение вынесено не в его пользу!
Удовлетворяя исковые требования, суд четко укажет, какие действия следует произвести ответчику во исполнение решения. Если истец отказался от иска в процессе судебного разбирательства или спор завершился мировым соглашением, то суд выносит не решение, а определение, в котором фиксируется отказ от иска или утверждается мировое соглашение. Суд может не принять отказ от иска, может не утвердить мировое соглашение, если это противоречит трудовому законодательству. Решение районного суда может быть обжаловано сторонами спора в вышестоящий суд в течение десяти дней.
Статья 396 Трудового кодекса РФ предусматривает, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. Работодатель может обжаловать решение суда, но это не влияет на исполнение решения о восстановлении на работе. Работник должен приступить к исполнению своих обязанностей.
При задержке работодателем исполнения такого решения (например, неиздание приказа работодателем о восстановлении работника на работе) орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке. Непосредственное исполнение решений судебных органов по трудовым спорам возлагается на судебных приставов-исполнителей.
Кое-что о коллективных трудовых спорах
Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях (ст. 398 Трудового кодекса РФ).
Сначала спор рассматривается примирительной комиссией. Это обязательно. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, более того, статья 5.32. Административного кодекса РФ установила ответственность для представителей работодателя за уклонение от участия в примирительных процедурах.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.
Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом. Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
Если в примирительной комиссии согласие не достигнуто, то стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж - это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 Трудового кодекса РФ).
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Рекомендации приобретают для сторон обязательную силу лишь в случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении, можно отметить, что рекомендательный характер решений снижает эффективность деятельности трудового арбитража, так как необязательность рекомендаций зачастую приводит к их игнорированию. В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций, работники могут приступить к проведению забастовки.
Забастовки
Право на забастовку возникает, когда:
- примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо
- работодатель уклоняется от примирительных процедур или не выполняет достигнутое соглашение.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации.
Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовали не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
В решении об объявлении забастовки должен быть отражен следующий круг вопросов:
- перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
- дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;
- наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
- предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации (филиале, представительстве) в период проведения забастовки.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке службу по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 410 Трудового кодекса РФ).
Право на забастовку - конституционное право (ст. 37 Конституции РФ). Участие в ней добровольно, никто не может быть принужден к участию в ней или отказу от нее (ст. 409 Трудового кодекса РФ). Принуждение к участию или отказу от участия в забастовке влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ для граждан, от 10 до 20 МРОТ для должностных лиц (ст. 5.40 КоАП РФ).
Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие (ст. 409 Трудового кодекса РФ).
Забастовка незаконна, если:
- она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ;
- создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц (ст. 55 Конституции РФ);
- не обеспечен минимум необходимых работ (услуг).
Являются незаконными и не допускаются забастовки:
- в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
- в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
- в правоохранительных органах;
- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
- в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом (ст. 413 Трудового кодекса РФ). Забастовка не может быть признана незаконной по такому основанию, как нарушение работниками обязательства об отказе от забастовок.
Кто решает, законна ли забастовка? Это суд - верховный суд республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономных округов, - по заявлению работодателя или прокурора.
Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
Если забастовка признана судом незаконной, а работники приступают к ней или продолжают бастовать, то к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия (вплоть до увольнения).
Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств. Возмещение убытков происходит в судебном порядке по нормам гражданского законодательства.
Локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке, - запрещен (ст. 415 Трудового кодекса РФ). Если даже забастовка признана незаконной, а работники продолжают в ней участвовать и не приступили к работе, то работодатель вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности. В случае увольнения работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки работодатель или его представители могут быть привлечены к административной ответственности. Статья 5.34 Административного кодекса РФ предусматривает в этих случаях штраф в размере от 40 до 50 МРОТ.
О трудовой инспекции
Жаловаться на нарушение трудовых прав можно и в органы федеральной инспекции труда (ст. 353 Трудового кодекса РФ).
За соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности следят специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.
Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Что до федеральной инспекции труда, то это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на территории России. Положение о ней утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 № 78.
Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены статьей 356 Трудового кодекса РФ:
- осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных лиц к ответственности;
- анализируют причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- направляют соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
- реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти;
- осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, готовят предложения по их совершенствованию;
- принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;
- участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
- запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
- ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по восстановлению нарушенных прав;
- осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;
- информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников.
Инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право (ст. 357 Трудового кодекса РФ):
- беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения инспекции организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности;
- запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;
- расследовать несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
- запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не отвечающих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
- выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
- привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.
Государственные инспектора труда обязаны:
- соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц федеральной инспекции труда;
- хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении полномочий;
- считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Начать дискуссию