Сегодня каждый руководитель понимает, что для развития предприятия, получения прибыли в долгосрочной перспективе, нужно анализировать состояние бизнеса, определять реперные точки развития.
Какие же инструменты есть в арсенале владельцев компаний, чтобы двигаться по пути успеха? Начать, конечно же, стоит с оценки происходящего в организации, а для этого — проанализировать отчетность.
Независимо от масштаба бизнеса все предприятия ведут бухгалтерскую и налоговую отчетность, так называемые внешние виды отчетов — для налоговой, пенсионного фонда и т.д. Однако они не покрывают всех потребностей руководителей в информации, и вот почему. К примеру, руководству предприятия важно знать себестоимость реализованной продукции по отдельным её видам, в то время как для фискальных и бухгалтерских целей вполне достаточно иметь общую цифру. Бухгалтерский учет не позволяет определить альтернативные действия — моделирование и прогнозирование.
В подобных ситуациях на помощь собственникам приходит управленческий учет — это отчетность для внутреннего пользования, которая агрегирует реальные операционные цифры. Сюда входит не только консолидация официальной и неофициальной части бизнеса, но и нефинансовая отчетность: выручка и средний чек, количество уникальных посетителей и т. д.
Итак, управленческий учет нужен для того, чтобы топ-менеджеры компании могли оперативно получить финансовую информацию, необходимую им для принятия управленческих решений. И здесь у компании в хорошем смысле слова «развязаны» руки, потому что, в отличие от бухгалтерского, управленческий учет может быть выстроен по принципу «Что нужно мне?», а не контролирующим органам в лице банка или Минфина.
Существует достаточно много форм управленческой отчетности. Получить полную картину происходящего, определить все источники доходов и расходов позволит только комплексный подход, а именно работа с тремя основными видами отчетов:
1. Баланс предприятия (BS).
2. Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ, P&L).
3. Отчет о движении денежных средств (ОДДС, Cashflow).
Эти формы являются основой управленческого учета. Но важно не просто получить информацию в виде этих отчетов, но и правильно ее интерпретировать. Это не значит, что топ-менеджер обязан иметь финансовое образование, но ему нужно понимать базовые вещи. Например, статьи бюджетов, детализацию по центрам финансовой ответственности.
Конечно, этот минимум может быть легко освоен в самом процессе создания системы управленческого учета. С другой стороны, на этапе настроек управленческий учет в руках нескольких пользователей, внедряющих «свои» учетные регистры, может потерять стройность и достоверность аналитической информации, не говоря уже о частой смене пользователей.
Давайте разберем, какие подводные камни могут ожидать нас при формировании управленческой отчетности?
1. Отсутствие одной из форм отчетности
Чаще всего предприятия начинают формировать отчетность с отчета о движении денежных средств, как наиболее легкого для реализации. Это часто создает мнимую видимость благополучия компании.
На счетах находятся денежные средства, в кассе есть чем «поживиться», но в итоге предприниматель может оказаться у разбитого корыта. Приходит время платить по долгам, а денежных средств нет.
При отсутствии основных отчетов: ОПУ и Баланса увидеть реальную картину происходящего просто невозможно.
2. Искажение отчетности
Очень часто компания готовит несколько видов отчетов. Для бухгалтерского учета, налогового учета, собственника, генерального директора, банка, инвесторов.
И часто информация, которая является источником для формирования всех этих отчетов, искажается.
3. Отражение амортизации
Амортизация — это процесс переноса стоимости основных средств на стоимость произведенной и проданной конечной продукции по мере их износа как материального, так и морального.
Но при этом в некоторых компаниях амортизация в управленческом учете не отражается, или списывается стоимость объекта в момент приобретения.
4. Неправильное отнесение краткосрочной и долгосрочной задолженности
Это ошибка является скорее ошибкой привычки. У финансовой службы из периода в период задолженность числится долгосрочной, потом происходит переход ее в краткосрочную, а специалисты по привычке забывают ее перенести.
Данная ошибка влияет на расчет финансовых коэффициентов при работе аналитиков.
5. Отражение НДС
Многие компании (по опросам — до 50%) при формировании отчета о финансовых результатах выручку и затраты учитывают с НДС. Это приводит к искажению финансового результата.
Для экспортеров данное отражение уменьшает доходы, а для остальных в зависимости от рентабельности бизнеса, может приводить как к ухудшению, так и к улучшению финансового результата в одном периоде, и наоборот — в другом периоде.
6. Отражение процентов
Часто спорным моментом в компаниях является тема отражения процентов. В некоторых компаниях их относят к финансовой деятельности, в некоторых к инвестиционной. Здесь мнения, как обычно, разделились. И есть сторонники обоих подходов.
7. Отсутствие сегментации управленческого учета
Это одна из самых распространенных неточностей. Ее инициатором чаще всего выступает сама финансовая служба. Не хотят усложнять свою жизнь. А информация о доходности каждого сегмента бизнеса является необходимой для принятия правильных управленческих решений.
И чем глубже аналитика в компании, тем более высокое качество принятия решений. Существует и обратная сторона медали: в погоне за эффективностью расходования туалетной бумаги в офисе, не потерять смысл получения более глубоких аналитик.
Помимо финансовых ошибок при работе с управленческой отчетностью, могут возникать механические.
8. Ошибки ручного ввода данных
Чисто механические ошибки при вводе или при форматировании, в сборе данных, ввод данных в бухгалтерские и специализированные программы задним чистом без уведомления финансовой службы.
9. Отсутствие методологии сбора данных для формирования управленческой отчетности
Как правило, такие данные собираются из бухгалтерских и специализированных баз (1С:Бухгалтерия, iiko, R-Keeper, StoreHouse и другие), Excel — таблиц и др. Зачастую, отсутствие единого регламента сбора данных вызывает задвоение данных, задвоение контрагентов и другие неточности.
Возможна так же и обратная ситуация: когда методология понятна лишь одному человеку. При отсутствии его на рабочем месте могут возникнут сложности с получением необходимых отчетов в срок. Поэтому, после разработки методологии сбора данных для формирования управленческой отчетности рекомендуется проверить механизм на отчуждаемость, иначе говоря, попросить любого сотрудника собрать нужные данные.
10. Отсутствие адресата (непосредственного «потребителя») управленческой отчетности
Компания может вести управленческий учет, собирать корректно данные — но непонятно зачем. Как правило, отчетность должна отвечать на конкретно поставленные вопросы и быть адресной — то есть, просматриваемой и проверяемой. В противном случае, все управленческие отчеты не имеют смысла.
Как и сам бизнес, управленческий учет — понятие динамичное. Внедрив систему один раз, невозможно остановиться в ее развитии: под влиянием рынка будут меняться и методы управленческого учета, статистика. Используйте чек-лист 10 основных ошибок УУ, регулярно проводите срез-анализ вашей отчетности, и у вас появится эффективный инструмент управления бизнесом.
Комментарии
1Способов и методов организации УУ много. Один из подходов - ведение управленческого учета в разрезе договоров. Есть программа с таким названием для 1С.