Не раскрою секрета, если скажу, что у многих предприятий, особенно приближенных по объему продаж к среднему бизнесу, имеются связи с внешне независимыми, но фактически «дружественными» ИП на спецрежимах.
В основном эти ИП оказывают агентские услуги для предприятий, использующих общую систему налогообложения, и служат для «смягчения» налоговой нагрузки основному предприятию. На законодательном уровне посреднические взаимоотношения регулируются ГК РФ (гл. 49, 51, 52), а в налоговой сфере НК РФ (статьи 156, 251, 270, 271 и 316).
Как оформили отношения с ИП
В 2015 году предприятием (назовем его ООО «Ромашка») была разработана схема документооборота по внедрению агентской схемы с использованием ИП, в строгом соответствии с вышеуказанными нормативными актами.
Вскоре был заключен агентский договор между ООО «Ромашка» и ИП. Согласно заключенному договору, предметом было осуществление Агентом от имени Принципала поиска потенциальных клиентов для Принципала и содействие в заключении необходимых договоров между потенциальными клиентами Принципала и Принципалом.
Через год работы предприятие пригласило «дружественного» работника налоговой инспекции, который, неофициально, проверил правильность документооборота и оформления первичных документов по агентскому договору и подтвердил отсутствие претензий к документообороту и оформлению первичных документов.
Руководитель ООО «Ромашка» радостно вздохнул и развернулся в полную силу. Объем продаж в 2016 г. составил более 500 млн. руб., а за первое полугодие 2017 г. более 600 млн. руб.
Приходит выездная проверка
Но, как всегда неожиданно для предприятия, была назначена выездная налоговая проверка.
К агентскому договору и первичной документации по нему у проверяющих не возникало претензий до той поры, пока не начали смотреть движение денежных средств между ООО «Ромашка» и ИП.
Проверяющих насторожили всего пять платежей за два года. Эти платежи выделялись из общего ряда своими суммами, они были в несколько раз больше чем обычно.
Руководство предприятия пояснило, что данное вознаграждение выплачивалось ИП в соответствии с условиями договора с целью стимулирования увеличения объема продаж отдельных видов строительных материалов, в определенные периоды времени. Виды строительных материалов, их количество, период действия акции и условия вознаграждения Агента оформлялись дополнительными соглашениями к договору.
Проверяющие приняли объяснение, но решили проверить, как выполнялись условия акции, по которым выплачивалось дополнительное вознаграждение. В ходе проверки установили несоответствие условий акций и их фактического исполнения. Т.е. ИП не выполнял условия акций и не имел право на дополнительное вознаграждение.
В ходе дальнейшей проверки установлено, что между ООО «Ромашка» и его Поставщиками были заключены договора поставки, в которых были установлены бонусы за продажу отдельных видов строительных материалов при достижении определенных объемов поставок.
При получении от Поставщиков бонуса в виде уменьшения цены на поставленный товар, у предприятия появлялась «лишняя» прибыль, которую тут же переводили на ИП, оформляя различные акции с дополнительным вознаграждением.
Конечно, началась углубленная проверка, в ходе которой выяснилось, что индивидуальным предпринимателем была мать менеджера по продажам ООО «Ромашка» (несмотря на то, что фамилии были разные) и у менеджера была доверенность на управление делами ИП.
На настоящее время претензии налоговиков составляют 28,5 млн. руб. неуплаченных налогов. Уголовное дело может быть вот-вот возбуждено.
Основные ошибки компании
— участники ООО «Ромашка» раннее неоднократно, по истечении трех лет работы, закрывали предприятия и открывали новые со слегка измененным названием, что не могло не привлечь внимание налоговых органов.
— участники были уверены, что могут бросить предприятие и не отвечать по его долгам как было раннее, так же они были уверены, что налоговая проверка будет не раньше, чем через три года.
Рекомендации и выводы
— проблемы к налогоплательщикам приходят не только со стороны налоговиков, но и в результате собственных ошибок, казалось бы, безобидная оплошность может привести к негативным последствиям;
— если какой-то способ оптимизации успешно применяют все, причем много лет подряд, это не значит, что он безопасен сегодня;
— даже положительное разъяснение налоговиков не гарантирует, что схема безопасна, оценка доказательств может кардинально измениться за месяцы;
— «свой человек» в налоговой это конечно хорошо, но сегодня налоговые органы работают в цифровой реальности, при этом происходит сбор максимально возможной информации о каждом налогоплательщике, что снижается влияние человеческого фактора на этапе налоговых проверок.
Многие из нас следят за своим здоровьем, ежегодно ходят к стоматологу и другим врачам. Но ведь бизнес тоже требует внимания и своевременной диагностики, иначе возможна серьезная болезнь или даже смерть. А болезнь вашего бизнеса может серьезно отразиться и на вашем здоровье. Поэтому необходимо периодически проводить диагностику предприятия на предмет выявления ошибок в ведении бухгалтерского и налогового учета и своевременно устранять выявленные недостатки.
В настоящее время оплата консультантов, привлекаемых для проведения диагностики, в основном производится в зависимости от выявленных ошибок и суммы возможных доначислений со стороны контролирующих органов. Т.е. напрямую зависит от качества работы конкретного консультанта, что выгодно для предприятия. Если нет ошибок, то и платить не нужно, а при выявлении ошибок расходы на консультанта будут в десятки раз меньше возможных доначислений.
Скорее всего, после президентских выборов следует ожидать многих изменений в сфере налоговых взаимоотношений и оценка доказательств, при проведении налогового контроля, может кардинально измениться.
Считаю, что «болезнь» бизнеса проще вылечить на начальном этапе, а не ждать «хирургов» из налоговых органов.
Комментарии
2Уважаемый Аноним, зачем налоговым и правоохранительным органам бороться с однодневками, поясните для несведущих? Взыскание, в случае достоверного установления факта работы с компаниями с "признаками анонимности" будет обращено на выгодоприобретателя схемы, попросту, на того, с кого есть что взять. Они однодневки не проверяют и на выездные к ним не выходят, т.к. неуплату налогов они видят еще на этапе предпроверочного анализа, им надо не просто начислить налог, им надо его взыскать!
люди уходят в нал, теперь хочешь дешевле перевозки? не вопрос минус 10 процентов плати нал, и так уже у многих, стройматы, оборудование, все что у "производства" все "туда"