По оценкам Аналитического центра НАФИ, около трети предпринимателей в России — женщины.
В разных регионах доля женщин-предпринимателей колеблется от 10 до 40%, но в целом очевиден стабильный рост числа компаний, возглавляемых «предпринимательницами», особенно в малом бизнесе.
Сама специфика малого бизнеса в большой мере соответствует женскому мировоззрению, особенностям мышления и психологии. Общество благоприятно оценивает успех женщин в бизнесе, однако так было не всегда.
Еще 15–20 лет назад, во время формирования класса собственников, женщина-предприниматель была исключением среди предпринимателей-мужчин.
Есть мнение, что предпринимательский класс в постсоветской России создавался из нескольких социальных групп.
Во-первых, это выходцы из номенклатуры, бизнес которых в той или иной мере опирался на предыдущее должностное положение, во-вторых, легализовавшие свою деятельность выходцы из теневой экономики, в третьих, часть инженерно-технической интеллигенции, которая сумела изменить организационно-правовую форму государственных малых предприятий.
Важно, что в первой группе женщин-предпринимателей нет. Во второй они встречаются чаще номинально, а в третьей представлены довольно широко. Именно этой группе при создании своего дела пришлось столкнуться с ситуацией, когда все производственные и сырьевые ресурсы были практически распределены, а получить кредит стало невозможно.
Другими словами, женщинам-предпринимателям первой волны пришлось пройти довольно сложные испытания, на основе их историй во многом сформировался образ «железной» бизнес-леди, которую не интересует ничего, кроме работы.
В начале нового тысячелетия, с развитием цифровых технологий, а впоследствии — с развитием общественной и государственной поддержки женского предпринимательства, условия ведения бизнеса и сам образ бизнес-леди начали трансформироваться.
По данным регулярного исследования уровня благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России, которое проводится Аналитическим центром НАФИ по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» при поддержке Агентства стратегических инициатив и Банка «УРАЛСИБ», женщины-предприниматели отмечают рост доступности финансирования бизнеса, позитивные изменения качества образовательных программ, а также растущее общественное одобрение женщин, открывающих свое дело.
В частности, женщины, не имеющие бизнеса, стали реже опасаться негативной реакции близких на решение его начать (12% в третьей волне против 8% в четвертой).
Основным стимулом к началу предпринимательской деятельности является стремление к материальному благополучию, и его значимость растет: в течение 2017 года с 33 до 39%. Вторым по популярности стимулом стало желание повысить социальный статус, на третье место вышло «желание реализовать свою идею и приносить пользу». Основным барьером к началу собственного дела женщины называют отсутствие финансовых возможностей для старта.
Женщины-предприниматели оптимистичны в отношении доступности финансирования, бизнес-образования и инфраструктуры для детей.
Так, во второй половине 2017 года треть женщин (30%) оформляла банковские кредиты от имени предприятия (+11% к прошлой волне). При этом большинство оформлявшись кредиты, отметили легкость процедуры их получения (60%, на 7% больше в сравнении с прошлой волной). На фоне снижения процентных ставок по кредитам для бизнеса снижается и доля неформальных займов (24% по результатам четвертой волны против 43% по результатам третьей пользуются займами родственников и друзей).
Женщины-предприниматели отмечают увеличение количества и качества программ бизнес-образования. 41% опрошенных получали дополнительное образование в области развития бизнеса, 49% отметили рост доступности обучения (что на 14% больше, чем в третьей волне) и 37% ожидают улучшений в будущем.
Инфраструктура детских учреждений устраивает большинство опрошенных. 62% женщин-предпринимателей, имеющих детей, пользуются услугами специальных учреждений для детей дошкольного возраста. Улучшение ситуации с доступностью инфраструктуры для детей отметили 55% опрошенных, положительных изменений ожидают не менее 47% женщин.
Женское предпринимательство имеет выраженную социально ориентированную направленность. Большинство опрошенных владелиц бизнеса (59%) относят свое дело к категории социального предпринимательства. Среди них 20% отметили, что работают в сфере социальной защиты и помощи населению, 11% — в области спорта и здорового образа жизни, 9% — в сфере творческого развития и образования детей и взрослых.
Женщины-предприниматели пока не реализуют экспортный потенциал своих компаний. Всего 2% опрошенных указали, что поставляют продукты и услуги в другие страны, тогда как отметили свое желание их экспортировать не менее 21%. Эти показатели устойчивы и не менялись в течение года. Среди основных барьеров для экспортной деятельности — локализованность бизнес-модели (26%), высокая конкуренция за рубежом (14%) и вероятное отсутствие спроса (11%). Кроме того, за последние полгода женщины-предприниматели стали чаще называть в качестве барьера наличие особых технических стандартов, предъявляемых за рубежом к качеству товаров и услуг (11%).
Следует отметить, что об организации, направленной на поддержку экспортных предприятий, на данный момент осведомлены 26%, а адресатами поддержки являлись 1% опрошенных.
На данный момент женское предпринимательство в России выключено из глобальных процессов. Так, не более 6% женщин-предпринимателей участвуют в международных выставках и тендерах, заказчиком которых выступают иностранные компании. Также 5% опрошенных женщин за последний год направляли своих сотрудников на обучение или стажировку за рубеж.
Комментарии
6А Вы кто? :)
Вот, как раз, для нас с вами, Аноним из Пензы:
Притч. XXXI, 8-32.
8Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
9Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
10Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
13Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
14Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
15Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
16Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
17Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
18Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.
19Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
20Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
21Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
22Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее.
23Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
24Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
25Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
26Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
27Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
28Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее: 29"много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их".
30Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
31Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела? ее!
Да нет, Вы как раз привели эпитет, который относится к Вам. Только в мужском роде.
О, еще один образчик мужского шовинизма. Застрявшего как раз в прошлом веке ;)