Бизнес в России часто неразделим с коррупцией: по данным, опубликованным РБК, Россия в 2017 году разделила 135-е место (из 180) с Гондурасом, в рейтинге наименее коррумпированных стран. Это почетное место мы прочно занимаем несколько лет, хотя по данным, опубликованным на сайте МВД, в 2017 году зарегистрировано 29634 коррупционных преступлений (на 10% меньше, чем в 2016 году) и 840 коммерческих подкупов (на 27,9% меньше чем в 2016 году).
Но в этой статье мы расскажем об административной ответственности организаций за коррупцию. Многих может удивить, что такая ответственность есть в принципе, но еще в декабре 2008 года в КоАП появилась статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».
В редакции 2011 года эта статья обзавелась одними из самых жестких санкций во всем КоАП.
Так, за незаконную передачу или даже обещание от имени юридического лица должностному лицу денег или прочих благ в особо крупном размере, предусмотрен штраф до стократной суммы переданных или обещанных средств, но не менее ста миллионов рублей.
К тому же, если взятку передать успели, она подлежит конфискации. Правда, и «особо крупный размер» немаленький — более 20 млн. рублей. «Крупный размер» меньше — более одного миллиона рублей, но и санкция гуманнее — штраф «всего» тридцатикратный размер взятки.
Но и этого показалось мало, и в марте 2018 года Президент внес на рассмотрение Государственной Думой законопроект N 430595-7, предусматривающий в частности возможность наложения ареста на имущество организации-взяткодателя в целях обеспечения выплаты штрафа. Учитывая инициатора законопроекта, не стоит сомневаться, что он будет принят в ближайшее время.
Относится ли знаменитое высказывание Салтыкова-Щедрина о том, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения, к статье 19.28 КоАП? Мы проанализировали судебную практику 2017-2018 годов, и вот что выяснилось.
Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу организации на привлечение ее к ответственности по ст. 19.28 КоАП в виде штрафа в 1 млн. рублей (Постановление N 29-АД17-5 от 04.10.2017 года). Предыстория неоригинальна: водитель организации, управляя служебной машиной, дал сотруднику ДПС взятку 9 300 рублей за то, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности за перевозку опасных грузов. Но гаишник от денег стойко отказался, сообщив об этом факте «случайно» оказавшимся рядом сотрудникам ОЭБиПК МВД.
Водителя привлекли к уголовной ответственности за покушение на дачу взятки, но история на этом не закончилась: прокуратура потребовала привлечения к ответственности за коррупцию и самого работодателя. Организация с таким поворотом событий не согласилась, утверждая, что не доказано, что водитель передал взятку сотруднику полиции в интересах юридического лица. Однако суд обратил внимание, что сумма взятки превышала размер административной ответственности водителя (для водителя — до 3000 руб., для юридического лица — до 250 000 руб.), а значит, действовал он в интересах организации и штраф в 1 млн. рублей обоснован.
Не отстают и нижестоящие суды, причем дела рассматриваются мировыми судами. Так, Постановлением по делу об административном правонарушении № 5-132/18 от 29 марта 2018 года Мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Иванова, организация была привлечена к штрафу в размере 1,5 миллиона рублей: директор организации трижды передал сотруднику Ростехнадзора взятку за получение лицензий на эксплуатацию опасных объектов. До приговора дело не дошло, но административной ответственности избежать не удалось, впрочем, деятельное раскаяние помогло сократить ее размер.
Интересно, что для привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП не обязательно давать взятки чиновникам: в Удмуртии сотрудник коммерческой организации передал сотруднику другой коммерческой организации 30 000 рублей в качестве «отката» за содействие в заключении договора дератизации (проще говоря — травли крыс). Но вместо договоренности было возбуждено уголовное дело за коммерческий подкуп, а следом административное производство, которое стоило организации, чей незадачливый сотрудник не смог успешно передать откат — 500 000 рублей штрафа (Постановление Мирового судьи судебного участка № 7 Первомайского района г.Ижевска по делу № 5-356/2018 от 20 марта 2018 года).
Суммы штрафов доходят до десятков миллионов рублей: Решением Советского районного суда города Томска по делу 12-57/2018 от 15 марта 2018 года, в силе оставлено постановление мирового суда о привлечении организации к ответственности по ст.19.28 КоАП в виде штрафа в размере 10 млн. рублей. К такому же штрафу была привлечена коммерческая образовательная организация в Барнауле, чей директор неудачно передал взятку должностному лицу за своевременное перечисление денег из краевого бюджета.
Двадцатимиллионный штраф заплатила организация в Московской области за передачу директором взятки начальнику местного ОМВД. От приговора за дачу взятки директора спасло деятельное раскаяние (п. 2 ст. 24 УПК РФ), но сам факт дачи взятки был установлен приговором полицейскому. Представители организации настаивали, что организация не виновата в действиях директора, который нарушил положения внутренней антикоррупционной политики организации и коллективный договор, в соответствии с которым все сотрудники должны соблюдать антикоррупционное законодательство (Решение по делу 12-23/2018 Рузского районного суда Московской области 12 марта 2018 года).
Проанализированные судебные решения показывают, что в случае возбуждения административного дела по ст. 19.28 КоАП РФ, штраф практически неизбежен, его средний размер — 1 млн. рублей и, прежде всего, зависит от суммы передаваемой взятки. В основном к ответственности привлекают организации, чьи руководители обвиняются в даче взятки или коммерческом подкупе, но есть существенная доля дел, в которых ответственность организации наступает из-за действий рядовых сотрудников, при этом из судебных решений не удается установить реальную информированность бенефициаров о намерении сотрудников передать взятку или осуществить коммерческий подкуп.
И так как в обозримом будущем предпосылки для снижения уровня коррупции в стране не появятся, для минимизации негативных последствий от привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП, следует хотя бы в соответствии со ст. 13.3 Федеральным закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» назначить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, разработать стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации. Звучит, может быть, забавно, зато это как минимум будет являться смягчающим обстоятельством при назначении наказания. А еще лучше обойтись без взяток и откатов. Если получится.
Комментарии
2