На вопросы редакции «Клерка» ответил Александр Михайлович Хаминский, руководитель рабочей группы по вопросам преступности в сфере экономики Общественного совета ГУ МВД России по г. Москве.
Александр Михайлович, в 2017 году органами ФНС была отмечена необходимость перехода от рутинных мероприятий по проверкам к оптимизации аналитической работы с использованием данных АСК НДС-2 и других автоматизированных систем контроля. Решение решением, но начал ли этот механизм уже работать?
Действительно, на рабочих совещаниях с руководителями управлений ФНС по ряду субъектов федерации обсуждались порядок применения Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» и известного всем Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» в текущих условиях.
И уже в 2018 году в рамках моих зон ответственности предстоит реализовать ряд мероприятий. Но на самом деле, за последние 15 лет налоговые органы осуществили уже много концептуальных преобразований в подходе к определению добросовестности налогоплательщика.
Теперь налоговики стали больше времени проводить в кабинетах и меньше – на проверках?
Работы хватает по всем направлениям деятельности. Просто сначала данные автоматизированных систем контроля стали использовать при проведении предпроверочного анализа, потом – при выездных проверках, затем – при камеральных. А сейчас – при анализе деятельности налогоплательщика и его взаимоотношений с контрагентами в целях формирования так называемых автоуведомлений. Некоторые, очевидно, уже с ними сталкивались, а для остальных поясню. Автоуведомление – это не предусмотренный Налоговым кодексом аналитический документ, который в рамках применяемого сегодня риск-ориентированного подхода указывает на наличие потенциальной возможности присутствия налоговых правонарушений.
Автоуведомление формируется системами АСК согласно заложенным критериям и вне воли руководителя либо сотрудников налогового органа. И вот тут-то перед налогоплательщиком встаёт дилемма: внести изменения в налоговую декларацию, либо получить внеплановую выездную проверку. Выбор остаётся за ним.
А на практике что именно изменилось?
Сегодня на всех этажах власти декларируется риск-ориентированный подход в осуществлении контрольно-надзорной деятельности. И к административно-правовым отношениям в налоговой сфере это относится в той же мере, что и во всех иных.
В конце прошлого года на одном из совещаний глава ФНС России Михаил Владимирович Мишустин сказал: «Мы не должны мешать бизнесу работать. Бизнес вообще не должен нас замечать. Но наша эффективность должна основываться на результатах глубокого анализа деятельности налогоплательщиков. Тем более, что мы обладаем всеми необходимыми цифрами и критериями».
Это действительно так: только в АСК НДС-2 в настоящее время имеется возможность настроить порядка 200 критериев для оценки недобросовестности налогоплательщика. В целом, по автоматизированным системам контроля, применяемым ФНС, количество таких критериев приближается к тысяче.
Проще говоря, количество поводов к уведомлению для вызова представителей хозяйствующих субъектов в органы ФНС увеличилось в сотни раз.
В августе 2017 года вступила в силу ст. 54.1 НК РФ. Как она работает?
Скажу откровенно, новая норма не работает практически никак. Более того, в отсутствие правоприменительной практики и прямых указаний руководства налоговики стараются её не использовать. К сожалению, это результат того, что вводный закон (Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ. – Прим. ред.) не указал нам порядок применения ст. 54.1. Посередине года возникло новое налоговое регулирование.
Но ни как его применять к уже начатым проверкам или к тем, которые начались с августа 2017 года, охватывая при этом периоды 2014-2016 гг., никто не разъяснил.
Впрочем, главный вопрос для формирования выводов о добросовестности или недобросовестности налогоплательщика – реальность его сделок.
И если сделка не является реальной, не спасут никакие статьи.
Чем будете заниматься в 2018 году вы? Вы ведь много взаимодействуете с правоохранителями в качестве руководителя рабочей группы по вопросам преступности в сфере экономики?
В рамках состоявшегося 29 марта на Петровке, 38 заседания Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве я внёс ряд предложений, направленных на совершенствование деятельности подразделений УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве в 2018 году. Они были приняты, и теперь при внутриведомственном взаимодействии УЭБиПК и ГСУ при ГУ МВД России по г. Москве правоохранители смогут привлекать гражданских специалистов.
Я, например, буду участвовать в правовой оценке материалов доследственных проверок и уголовных дел, по которым имеются объективные сложности в точки зрения применения норм уголовного, уголовно-процессуального и специального законодательства, и давать предусмотренные законодательством заключения. А в остальном, у меня задачи такие же, как и в 2017 году: продолжу бороться с налоговым схематозом, принимать меры в отношении мошенников, пресекать незаконную коммерческую деятельность, препятствовать незаконному обналичиванию и выводу капиталов за рубеж.
Только теперь на тех, кто не готов добровольно возвращаться в правовое поле, ответственность будет налагаться быстрее, а наказание станет неотвратимым.
Почему же?
Мы живём в новой налоговой реальности. И, как в той песне, «к старому возврата больше нет». Автоматизация налогового администрирования сводит любые попытки договориться с живым человеком на нет.
Спасибо за интервью.
И вам. Я желаю всем читателям «Клерка» поменьше спорных сделок и побольше добросовестных контрагентов.
Комментарии
2