Президент РФ Владимир Путин утвердил Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Что это за система, каковы ее цели и какие риски она выявляет – расскажем.
Что это такое
Правовую основу Концепции составляют, в том числе, Конституция РФ и «антиотмывочный» закон 115-ФЗ.
Как отмечается в документе, национальная система ПОД/ФТ – это совокупность федеральных органов исполнительной власти, других госорганов и организаций, реализующих государственную политику в сфере ПОД/ФТ во взаимодействии с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, ИП, являющимися страховыми брокерами, ИП, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, ИП, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, лицами, оказывающими услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, и лицами, имеющими право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, посредством принятия мер организационного, координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера.
Риски
В настоящее время выявлены следующие основные риски совершения операций (сделок) в целях ПОД/ФТ:
а) риски совершения операций (сделок) в кредитно-финансовой сфере:
- осуществление фиктивной финансово-экономической деятельности;
- перевод безналичных денежных средств в теневой наличный оборот;
- незаконный вывод денежных средств и иных активов за рубеж;
- осуществление руководством и сотрудниками банков противоправной деятельности, направленной против интересов банков и их клиентов, в том числе создание условий для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
б) риски совершения операций (сделок) в бюджетной сфере: хищение бюджетных средств при осуществлении поставщиками (подрядчиками, исполнителями) закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
неэффективное расходование бюджетных средств, в особенности при исполнении заданий государственного оборонного заказа;
в) коррупционные риски совершения операций (сделок): легализация доходов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений, несоблюдение ограничений и нарушение запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции;
г) риски совершения операций (сделок), связанные с преступлениями, совершаемыми в целях систематического получения крупного дохода:
- легализация доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе с использованием новых финансовых инструментов и технологий;
- легализация доходов, полученных вследствие уклонения от уплаты налогов;
д) риски совершения операций (сделок), связанные с финансированием терроризма:
- возникновение новых очагов террористической активности по периметру границ РФ и внутри страны;
- переход террористов к новой тактике – совершению индивидуальных террористических актов, требующих минимальных финансовых затрат;
- использование для финансирования террористической деятельности новых финансовых инструментов и технологий, в том числе позволяющих обеспечить анонимность участников финансовой операции или основанных на принципе краудфандинга;
- использование для финансирования терроризма средств, полученных из законных источников;
е) риски совершения операций (сделок) в сфере международных отношений:
- эскалация международной напряженности, в том числе посредством одностороннего введения ограничительных экономических мер одними государствами против других государств;
- применение отдельными государствами национальных норм права в отношении лиц и организаций других государств на основе принципа экстерриториальности;
- попытки политизации деятельности международных экспертных структур;
- препятствование экономической деятельности российских резидентов и их зарубежных контрагентов в иностранных юрисдикциях, в том числе возвращению капиталов в РФ.
Цели
Основными целями национальной системы являются:
- повышение эффективности ее функционирования до уровня, при котором будут обеспечены своевременная нейтрализация выявленных рисков совершения операций (сделок) и ликвидация угроз национальной безопасности без привлечения дополнительных ресурсов;
- соблюдение законодательства о ПОД/ФТ и распространения оружия массового уничтожения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему;
- повышение уровня прозрачности экономики, в том числе за счет применения механизма установления бенефициарных владельцев хозяйствующих субъектов;
- предупреждение нецелевого расходования бюджетных средств и обеспечение повышения эффективности их использования;
- снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организаций;
- дальнейшее укрепление роли РФ в международной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Направления
Основными направлениями развития национальной системы являются:
- формирование государственной политики и нормативно-правовой базы в области ПОД/ФТ;
- совершенствование механизма участия в деятельности национальной системы организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в эту систему;
- снижение уровня преступности, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
- расширение участия РФ в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на уровне международных организаций и иных профильных структур, а также на межгосударственном уровне;
- совершенствование деятельности национальной системы.
Задачи
Основными задачами по формированию государственной политики в области ПОД/ФТ являются:
- совершенствование нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере предупреждения экономической преступности, коррупции, терроризма и экстремизма и борьбы с ними;
- развитие национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам;
- адаптация законодательства РФ и правоприменительной практики к рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) с учетом вносимых в них изменений;
- совершенствование нормативно-правового регулирования сфер деятельности, связанных с использованием современных электронных технологий.
Основными задачами по совершенствованию механизма участия в деятельности национальной системы организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в эту систему, являются:
- обеспечение применения риск-ориентированного подхода в деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в национальную систему, проведение ими оценки угроз и уязвимостей, возникающих вследствие деятельности их клиентов, а также обеспечение принятия мер по предотвращению или минимизации негативных последствий;
- обеспечение прозрачности финансовых операций, а также деятельности хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в национальную систему, в соответствии с международными стандартами в сфере ПОД/ФТ;
- совершенствование правоприменительной практики по выявлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему, бенефициарных владельцев хозяйствующих субъектов, находящихся на обслуживании у этих организаций и специалистов;
- обеспечение неукоснительного выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему, за счет повышения эффективности контроля (надзора) за выполнением ими таких требований с применением риск-ориентированного подхода, а также усиление работы по разъяснению норм законодательства в данной сфере;
- развитие системы госорганов, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему, законодательства в сфере ПОД/ФТ, оптимизация полномочий таких органов;
- принятие законодательных и иных мер, направленных на недопущение лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления, совершенные в сфере экономики, отдельные преступления против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против госвласти, преступления против мира и безопасности человечества, к бенефициарному владению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом;
- формирование в соответствии с рекомендациями ФАТФ перечня публичных должностных лиц;
- повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей в целях недопущения их вовлечения в совершение незаконных финансовых операций.
Основными задачами по снижению уровня преступности, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения, являются:
- развитие методик выявления, расследования и раскрытия преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией и финансированием терроризма;
- совершенствование механизмов конфискации и иных форм изъятия доходов, полученных преступным путем, у лиц, совершивших преступления, а также возмещения ущерба, причиненного противоправными деяниями государству, организациям и гражданам;
- введение для следователей, судей и прокуроров специализации по расследованию и рассмотрению уголовных дел, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией и финансированием терроризма, по поддержанию от имени государства обвинения в суде по таким уголовным делам, а также повышение их квалификации в этой области;
- совершенствование деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) в целях повышения эффективности экспертного сопровождения при расследовании и рассмотрении уголовных дел, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией и финансированием терроризма;
- развитие системы профилактики преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией и финансированием терроризма;
- совершенствование деятельности органов, уполномоченных в области оказания международной правовой помощи по уголовным делам, и деятельности в рамках международного сотрудничества по предупреждению, пресечению и расследованию преступлений в сфере экономики, в том числе по возвращению из-за рубежа незаконно перемещенных активов;
- расширение правоприменительной практики по своевременному выявлению и блокированию (замораживанию) активов, предназначенных для финансирования терроризма;
- совершенствование механизмов контроля за надлежащим расходованием бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе посредством казначейского и банковского сопровождения контрактов;
- развитие правоприменительной практики и совершенствование механизмов межведомственной координации в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Основными задачами по совершенствованию деятельности национальной системы являются:
- расширение информационно-технологических возможностей Росфинмониторинга по сбору, своевременной обработке, анализу, хранению и передаче необходимой информации на международном, федеральном и региональном уровнях;
- создание специализированных аналитических подразделений при госорганах и организациях, участвующих в ПОД/ФТ;
- развитие единой информационной системы в сфере ПОД/ФТ;
- обеспечение координации деятельности органов, организаций и специалистов, входящих в национальную систему, и усиление взаимодействия между ними;
- определение научно-обоснованных количественных и качественных критериев и показателей оценки эффективности функционирования национальной системы, ее отдельных элементов и механизмов;
- развитие в целях обеспечения ПОД/ФТ системы государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора;
- повышение профподготовки кадров в целях ПОД/ФТ;
- обеспечение информационной открытости национальной системы.
Комментарии
1Аноним, Вы писали:
А налоговая не может увидеть, что там и куда выводится. Вот и трясет только тех, до кого может дотянуться... :)