Илья Плеханов, генеральный директор консалтинговой компании «Советник»
История российских оффшоров началась в 90-х годах прошлого века. Проходивший в то время правительственный эксперимент по созданию внутренних «налоговых оазисов» вызвал рост экономической активности в отдельных регионах.
Однако «инвестиционного бума» в оффшорах не случилось. За редким исключением фирмы использовали их только как средство минимизации налогообложения. А при проверках работы местных властных структур контролеры обнаруживали все больше случаев, когда бюджетные средства расходовались не по назначению. Последний факт стал основным аргументом противников появления новых российских оффшоров.
Но законодатели не отказались от планов создания успешно работающих льготных зон. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116–ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ) они постарались детально прописать работу фирмы-резидента от вхождения в зону до выхода из нее. По мысли государственных служащих, такая регламентация должна свести возможные злоупотребления к минимуму. Кроме этого, изменен и подход к налоговым и таможенным льготам. Теперь они направлены на стимулирование ввоза сырья и оборудования в ОЭЗ.
В декабре прошлого года премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о создании шести особых экономических зон. Технико-внедренческие ОЭЗ появятся в Санкт-Петербурге, Томске, подмосковных Дубне и Зеленограде. Промышленно-производственные – в городах Елабуга (Татарстан) и Липецк. В дальнейшем правительство предполагает создавать также туристско-рекреационные и портовые зоны с льготным режимом налогообложения. Оно уже готовит соответствующие поправки в Закон об ОЭЗ.
Реалии «старых» оффшоров
Легальность российских «свободных экономических зон» (СЭЗ) 90-х годов до сих пор под вопросом. Причина в том, что соответствующего федерального закона попросту не существовало. Как правило, оффшоры создавались решением властных структур на местах. Чаще всего их освобождали от уплаты региональных налогов и устанавливали фиксированную сумму, которую фирмы должны были регулярно перечислять в местный бюджет. В разных оффшорах ее размер отличался незначительно. В то время высокая инфляция была одной из главных проблем. Поэтому работающие в СЭЗ компании должны были платить бюджету в твердой валюте – как правило, в долларах США.
Особой популярностью у бизнесменов пользовались «закрытые административно-территориальные образования» (ЗАТО). В некоторых из них льготы составляли 75-99 процентов от начисляемых к уплате сумм налогов.
Федеральное правительство планировало, что СЭЗ будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса в регионах и помогут предприятиям пережить отмену государственного заказа. Кроме того, власть предполагала, что налоговые платежи резидентов оффшоров устранят дефицит бюджетов регионов. Помогать СЭЗ деньгами федеральное правительство не собиралось.
Администрации налоговых «оазисов» всеми силами призывали предпринимателей открывать у них новые фирмы. В результате в СЭЗ приходило действительно много компаний. Но на деле они не переводили свой бизнес в оффшор. До 40 процентов льготников фактически находились в Москве. Большинство из них занимались строительством, торговали нефтепродуктами или работали в сфере финансовых услуг. Льготные зоны были популярным местом для регистрации холдингов и групп компаний. Кроме этого, их широко использовали для построения сложных финансовых и налоговых схем. Например, всю прибыль холдинга переводили на компанию-резидента оффшорной зоны. Реальное производство находилось за тысячи километров от нее. Его «сдавали в аренду» льготной фирме. В результате холдинг существенно экономил на платежах в бюджет.
Выход найден – «закрутить гайки»
Разумеется, правительство вскоре осознало, что работа оффшорных зон не имеет ничего общего с целями их создания. Поэтому в 1999 году оно ввело правило «70-90-70». Суть новой нормы состояла в следующем. Пользоваться льготами могли только фирмы, не меньше 90 процентов основных средств которых находились в оффшорной зоне. Также на нее должно было приходиться не менее 70 процентов основной деятельности компании. Наконец, в СЭЗ должны были постоянно проживать как минимум 70 процентов работников организации. При этом доля их зарплаты в общем фонде оплаты труда по фирме должна была составлять те же 70 процентов.
Как и следовало ожидать, компании нашли легальный способ обойти эти требования. Имущество, которое находилось за пределами оффшора, они сдавали в аренду постоянным жителям СЭЗ и зарегистрированным в них компаниям.
В итоге потери бюджета из-за использования оффшоров для минимизации налогов значительно перевешивали их пользу для экономики. Это противоречие до последнего времени оставалось нерешенным.
Льготные зоны 90-х годов
В то время существовало несколько категорий оффшоров:
1. СЭЗ Федерального уровня, которыевключали:
- внешнеторговые зоны («Шерри-зон» около аэропорта «Шереметьево»);
- свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (возле аэропорта "Внуково"), «Франко-Порт Терминал»;
- научно-технические зоны (СЭЗ в Зеленограде со специализацией в области микроэлектроники, информатики и связи);
- туристическо-курортные зоны («Кавказские Минеральные Воды»).
Ставки налогов в этих зонах были понижены, а таможенные процедуры упрощены.
2. СЭЗ для реализации отдельных экономических программ – «Экологическая мини-модель общества будущего» на Алтае, ПО «ЕлАЗ» в Татарстане, аэропорт «Ульяновск – Восточный».
3. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) или наукограды – территориальные образования, в которых разрабатывали и выпускали высокотехнологичное оружие (например, ядерное) и его компоненты.
4. СЭЗ оффшорного типа - территории со специальным налоговым режимом – Калмыкия, Ингушетия, СЭЗ «Алтай», ЭЭР «Алтай» и г. Барнаул в Алтайском Крае, Бурятия, города Углич и Курск. Позже «внутренние оффшоры» были организованы в Московской, Ленинградской, некоторых районах Новгородской и Калужской областей.
Достоинства «новых» оффшоров
Компании-резиденты современных ОЭЗ смогут снизить свои общие издержки почти на 30 процентов. Только отмена административных барьеров уменьшит расходы фирм на 5-7 процентов в промышленно-производственных ОЭЗ и на 3-5 процентов - в технико-внедренческих. Так, взаимоотношения инвестора и властных структур будут строиться по принципу «одного окна». Его реализуют при помощи концентрации основных полномочий в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами.
На создание инфраструктуры ОЭЗ в бюджете 2006 года предусмотрены 8 миллиардов рублей. Государственное финансирование снизит издержки резидентов еще на 8-12 процентов. Концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3-7 процентов от стоимости инвестиционных проектов. Кроме этого, резиденты каждой из четырех технико-внедренческих зон получат по 100 миллионов рублей из государственного Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.
В будущем федеральное правительство намерено расширять льготы и финансирование для резидентов ОЭЗ. Разумеется, оно установит и контроль за целевым использованием денег. При этом бюджетные средства можно будет тратить только на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры оффшоров.
Скорее всего, контроль за деятельностью ОЭЗ не будет слишком жестким. Иначе их создание потеряет всякий смысл. За примером чрезмерного «закручивания гаек» далеко ходить не надо – в Белоруссии «свободные экономические зоны» существуют в течение последних десяти лет. За время своей работы они привлекли инвестиций на общую сумму всего в 159 миллионов долларов. При этом среди инвесторов нет ни одной крупной компании с мировым именем, которая могла бы создать репутацию белорусским СЭЗ.
Кто управляет ОЭЗ
В договоре о создании льготной зоны будет указан размер обязательств федерального центра, региона и муниципалитета по финансированию ее инфраструктуры, а также состав наблюдательного совета ОЭЗ. Последний и будет определять режим работы зоны. В него войдут представители:
- Федерального агентства по управлению ОЭЗ;
- отделений Торгово-промышленной палаты;
- Российского союза промышленников и предпринимателей;
- фирм-резидентов зоны;
- муниципалитета и областной администрации.
Руководителя наблюдательного совета будут выбирать голосованием. При этом представитель резидентов зоны им стать не сможет.
Льготы туристических и портовых ОЭЗ
Резидентов туристическо-рекреационных зон планируют освобождать на пять лет от земельного и «имущественного» налогов. Также для таких фирм установят пониженную ставку ЕСН – всего 14 процентов с зарплаты до 280 тысяч рублей в год. Вдобавок регионы смогут предоставить им дополнительную 4-процентную льготу по налогу на прибыль.
Однако снижение сумм платежей в бюджет – не главное, что должно привлечь фирмы в оффшоры. Наиболее значимой помощью государства станут инвестиции в инфраструктуру отдыха – дороги, энергоснабжение и аэропорты. На статус туристических ОЭЗ претендуют прилегающая к озеру Байкал Иркутская область и Бурятия, а также Краснодарский край и Калининградская область.
Хорошие шансы стать портовыми ОЭЗ имеют Усть-Луга, Мурманск, Санкт-Петербург и Новороссийск. Наиболее вероятные кандидаты среди аэропортов – Красноярский и Домодедовский. «Портовые» резиденты смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зону стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров. Кроме этого, их освободят от акцизов на топливо и ГСМ.
Закон может быть принят в ближайшее время, но реальные работы по созданию инфраструктуры таких зон, скорее всего, начнутся не раньше 2007 года. В государственном бюджете на текущий год средства на них не предусмотрены.
Плюсы производственных и внедренческих зон
Промышленно-производственные ОЭЗ могут занимать площадь не более 20 квадратных километров, а технико-внедренческие – лишь 2. Срок существования особых экономических зон – 20 лет. Продлению он не подлежит.
Резиденты промышленно-производственных зон обязаны вложить в развитие бизнеса 10 миллионов евро. При этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее миллиона евро. Для резидентов технико-внедренческих зон минимальная сумма вложений не установлена.
Для технико-внедренческих зон законодатели планируют снизить ставку ЕСН с 26 до 14 процентов. А за пользование земельными участками фирмы будут платить не больше двух процентов от их кадастровой стоимости в год.
Резидентов промышленно-производственных зон будут освобождать от местных налогов на пять лет. Кроме этого, в таких ОЭЗ можно будет применять специальный коэффициент к норме амортизации основных средств. Так компании смогут быстрее обновлять оборудование. Будет снято и 30-процентное ограничение по переносу убытков, которые фирма получила в одном налоговом периоде, на последующие.
На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Это значит, что иностранные товары можно размещать и использовать в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. А российские – с уплатой акцизов, но без вывозных таможенных пошлин.
Кроме этого, субъекты Федерации и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ, вправе устанавливать дополнительные льготы для их резидентов.
Агентство по управлению ОЭЗ заявило о намерении добиться для компаний, которые будут работать в ОЭЗ, отмены большинства федеральных налогов.
Резидентов ОЭЗ уже освободили от налога на имущество на пять лет с момента их постановки на учет. В течение такого же срока им не придется платить и земельный налог. Однако надеяться на то, что для льготных зон полностью отменят единый социальный налог, не стоит – это почти нереально. Невелика и вероятность, что резидентов ОЭЗ полностью освободят от какого-либо налогообложения. Таким образом, по уровню предоставляемых налоговых льгот новые российские ОЭЗ можно считать одними из самых консервативных в мире.
В ОЭЗ строго запрещено:
- добывать полезные ископаемые и открывать металлургическое производство;
- перерабатывать полезные ископаемые, лом черных и цветных металлов;
- производить и перерабатывать подакцизные товары за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты ОЭЗ, определяет Правительство при создании зоны.
Таблица
Новые российские оффшоры
Место расположения ОЭЗ |
Территория зоны
|
Специализация ОЭЗ |
Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны |
г. Санкт-Петербург |
Два земельных участка общей площадью 200 гектаров |
Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, медицинской техники. Разработка и производство аналитических приборов |
Около 1,5 миллиарда рублей, в том числе 50 процентов из федерального бюджета |
г. Дубна, Московская область |
Два земельных участка общей площадью 187,7 гектара |
Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии |
2,5 миллиарда рублей, из них 65 процентов – за счет федерального бюджета |
г. Зеленоград |
Два земельных участка общей площадью более 155 гектаров |
Разработка и освоение микросхем, изделий интегральной оптики, оптоэлектроники и интеллектуальных систем навигации, биоинформационных и биосенсорных технологий. Организация сквозного цикла сверхточной сборки электронных изделий и аппаратуры |
Около 5 миллиардов рублей, в том числе 50 процентов из федерального бюджета |
г. Томск |
Два земельных участка общей площадью 197 гектаров |
Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов |
Около 1,9 миллиарда рублей, из них 70 процентов – за счет федерального бюджета |
г. Липецк |
10,3 квадратных километра |
Производство бытовой техники и комплектующих к ней |
Около 1,8 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета - 42 процента |
г. Елабуга, Татарстан |
20 квадратных километров |
Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство |
1,6 миллиарда рублей, из них 49 процентов за счет федерального бюджета |
Начать дискуссию