Маркетинг

Чисто русский маркетинг

Известный российский маркетолог Игорь Манн убежден, что отечественный маркетинг пока развивается не по схеме, предложенной всемирным гуру Филиппом Котлером. И выделил пять этапов эволюции маркетинга в российской компании: маркетингом не занимается никто; занимаются все; какой-либо сотрудник в дополнение к своим основным обязанностям; менеджер по маркетингу; группа маркетинга.

Манн Игорь
Опубликовано в журнале "Управление компанией" # 6 за 2006 год

Игорь Манн окончил Московский институт управления. C 1993 г. - менеджер по маркетинговым коммуникациям московского представительства швейцарской компании Ciba-Geigy. C 1995 г. - директор по маркетингу компании "Фавор", официального импортера японской компании Konica Corporation. С 1998 г. - директор по маркетингу московского представительства компании Lucent Technologies. C 2003 г. - директор по маркетингу компании Alcatel в России, с 2004 г. - в странах СНГ. Учредитель издательства "Манн, Иванов и Фербер". Автор ряда бестселлеров на темы маркетинга и PR.

Наш собеседник убежден, что отечественный маркетинг пока развивается не по схеме, предложенной всемирным гуру Филиппом Котлером. И выделил пять этапов эволюции маркетинга в российской компании: маркетингом не занимается никто; занимаются все; какой-либо сотрудник в дополнение к своим основным обязанностям; менеджер по маркетингу; группа маркетинга.

В то время как пессимисты предсказывают маркетингу скорую смерть, он верит в его бессмертие. Пока теоретики ищут новые определения в придачу к пятистам существующим, он предлагает сконцентрироваться на эффективности и действовать по принципу: если уж маркетинг, то на 100%!

ЖУК | Игорь Борисович, что такое современный маркетинг в Вашем понимании? Эволюция маркетинга "не по Котлеру"?

И. М.: Самый честный ответ практика: не знаю. Это зависит от очень-очень многих факторов. В какой отрасли работает ваша компания? Кому подчиняется директор по маркетингу? Что он делает? Чего не делает? И еще десятка два вопросов. Вот ответите мне на все - тогда я попробую ответить Вам. А если теоретически... Маркетинг многолик. Это и теория управления, и функция бизнеса, и поддержка продаж, и бизнес-философия.

Я сталкивался со всеми формами. Преподавал маркетинг как теорию, работал в телекоммуникационных компаниях - производителях оборудования - поддерживал продажи. Сейчас работаю в компании, где маркетинг - функция бизнеса, драйвер продаж. Кроме того, я партнер издательства, где маркетинг - это философия бизнеса. Вот вам эволюция маркетинга. И моя.

ЖУК | Каковы общемировые тенденции в маркетинге и как они проявляются в России?

И. М.: Многие наши "маркетеры" ориентируются на зарубежные достижения. И умные книжки западных ученых-маркетологов у нас почти все вышли - это я вам как издатель говорю. И гуру иностранные один за другим, а то и парами ездят к нам - и не только в Москву, кстати! Учись - не хочу. Очень надеюсь, что скоро и мы сможем научить Запад чему-то новому.

ЖУК | Что, на Ваш взгляд, ждет российский маркетинг в ближайшем будущем?

И. М.: Будущее хорошо тем, что оно становится реальностью ежедневно. Поэтому к нему надо быть готовым. Год назад я опубликовал некоторые свои прогнозы в книге "Маркетинг на 100%. Ремикс". А перечитав недавно, увидел - все в силе! Обещал, что напишу для менеджеров по маркетингу продолжение - книгу "Маркетинговая машина: как стать хорошим директором по маркетингу" - написал, издал. Таким образом, своими прогнозами, советами, рекомендациями я стараюсь подготовить молодых специалистов к будущему, новому маркетингу.

ЖУК | Как Вы относитесь к новым каналам и методам продвижения - SMS, подкастингу? Каким компаниям и в каком объеме Вы бы рекомендовали их использовать?

И. М.: Я очень положительно отношусь к экспериментам с каналами продвижения. Хороший менеджер по маркетингу должен уметь две вещи: профессионально применять существующие маркетинговые инструменты и постоянно экспериментировать с новыми. 10-20% времени и бюджета можно и нужно направлять на инновации.

ЖУК | Можно ли сказать, что маркетинг - это не палочка-выручалочка? Есть ли компании, которые в состоянии обойтись без него?

И. М.: Без маркетинга могут "жить - не тужить" естественные монополии (например, Суэцкий канал), а также компании, которые работают в условиях, когда спрос значительно превышает предложение. Этот список "счастливчиков" небольшой, и я знаю, что многим хотелось бы в него попасть... Кстати, иногда маркетинг помогает создать ситуацию спроса, превышающего предложение. Жаль, что ненадолго.

ЖУК | Ваш семинар "8 часов на улучшение маркетинга" очень популярен среди российских компаний. Какие шаги можно реально предпринять за столь короткий срок?

И. М.: Конечно, название семинара - это некое преувеличение. Маркетинг в любой компании можно улучшить месяца за четыре. Месяц вам понадобится на то, чтобы "въехать" в ситуацию, и три - чтобы реализовать план "90 дней". После этого произойдут значительные позитивные перемены.

Но это при необходимости глобальных изменений. А если косметически... За восемь часов - практически в любой компании - можно синхронизировать понимание маркетинга между топ-менеджерами, определить правильные целевые аудитории, провести аудит маркетинговых инструментов, запустить программу инноваций, начать делать планирование по методике "топ 5". Это - минимум.

Тренды мирового маркетинга. К чему надо себя готовить

  • Вместо маркетинга 8/5 - 24/7
    Переход на круглосуточный режим обслуживания клиентов. Будьте готовы больше работать и больше думать.

  • Шесть чувств
    Возрастет воздействие на все пять органов чувств клиента: обоняние (использование ароматизаторов в магазинах), слух (музыка в ресторанах), зрение (контактные линзы для официанток, в которых отражаются пенящиеся бокалы с пивом), осязание (приятные на ощупь плееры I-POD), вкус (жевательная резинка со вкусом клубники). Воздействовать на интуицию поможет юмор.

  • Проще!
    Маркетинг станет проще: понятные правила, тарифы, доходчивая реклама.
    В сложном мире покупатель будет уходить туда, где бизнес будет понятнее.

  • Больше технологий и техники
    Как в самом маркетинге, так и в труде персонала, занимающегося им. Знай врага в лицо - начинай осваивать технику и программы.

  • Новые инструменты
    Изменится значение существующих инструментов маркетинга: возрастет роль использования Интернета, прямого маркетинга и PR, снизится роль рекламы, печатных материалов (так как появятся альтернативные носители).

  • Больше результатов при меньших ресурсах!
    Меньше времени, сотрудников, денег. Готовьтесь к краткосрочному, тактическому маркетингу, который придется "делать" с меньшими затратами. Копейка станет конвертируемой валютой, за каждую придется отчитываться. Роль универсальности в маркетинге вырастет, ценным кадром будет считаться тот сотрудник, который знает многое о многом. Значение шаблонов и домашних заготовок также вырастет.

  • Креативнее!
    Нестандартность мышления будет цениться очень высоко. Генерация новых идей станет частью обязанностей маркетолога. Развивайте креативность прямо сейчас, иначе_ вы будете либо креативным "маркетером", либо безработным.

ЖУК | В чем с точки зрения маркетинга сильны российские компании, а в чем отстают?

И. М.: Я думаю, что мы сильны своей инновационностью и потрясающим талантом делать маркетинг "за три копейки" (аналог американского "партизанского" маркетинга). В чем мы отстаем? Во многом. Но иначе и быть не может. Американскому маркетингу больше 100 лет, российскому - всего 15. Я уверен: мы догоним и перегоним многие страны. Но американцев - вряд ли.

ЖУК | Вы автор концепций, ставших терминами: "маркетинговая машина", "100%-ное маркетинговое зрение и близорукость". Расскажите, пожалуйста, о них.

И. М.: Я, пожалуй, соглашусь только с тем, что придумал "маркетинг на 100%" и "маркетинговая машина", хотя мне приписывают - иногда заслуженно - и другие концепции и термины. Но я практик, поэтому не возражаю против "хождения терминов в народ". Так, например, произошло со "100%": сейчас говорят и "продажи на 100%", и "медиапланирование на 100%"... Маркетинг на 100% для меня - это максимальная поддержка продаж. Маркетинговая машина - соответствующий отдел под руководством хорошего директора, который может справиться с любой задачей, поставленной перед ним начальством или придуманной каким-либо маркетинговым "машинистом".

ЖУК | Чего чаще всего ждет от маркетинга компания?

И. М.: Конечно, любая организация (независимо от того, чем является в ней маркетинг) ждет, чтобы стало как можно больше, быстрее, эффективнее и экономичнее.

В компании основная функция маркетинга - поддержка продаж. Задачи формализуются, их можно предсказать - а значит, описать.

ЖУК | Назовите "подводные камни" в работе директора по маркетингу.

И. М.: Даже не знаю, как ответить. Наверное, там сплошные камни - и подводные, и надводные. Ведь недаром "срок жизни" директора по маркетингу в западных компаниях - полтора года. Дайте мне подумать пару месяцев, хорошо?

И спасибо за идею: со своей любовью раскладывать все по полочкам я постараюсь классифицировать и описать все эти "камни" во втором издании "Маркетинговой машины".

Комментарий

Ольги Исса, вице-президент PIOGLOBAL Asset Management

Я согласна со многими высказанными идеями. Вопрос "Может ли компания прожить без маркетинга?" - скорее риторический. Конечно, может! Вопрос в качестве этой жизни и эффективности бизнеса. Сегодня маркетинг во всем мире переживает интересные и непростые времена: стало очевидно, что нужно менять подходы, расширять "представления о прекрасном"; но еще не совсем понятно, как именно. Наверное, это период перехода на новый уровень маркетинговой философии, изменения "ядра" маркетинга. Очень интересной представляется концепция воздействия на чувства человека: раньше маркетинг носил информационный характер, а теперь на первый план вышли именно эмоции. Музыка, запахи, новые визуальные решения, тактильные ощущения - все это несет в себе огромный потенциал освоения и применения новых маркетинговых инструментов. Что касается маркетинга "по Котлеру" - это замечательная база для профессионалов. Для того чтобы написать симфонию, нужно пройти огромный путь, начав с изучения нотного стана. В этом смысле классика маркетинга - та основа, отталкиваясь от которой можно создать что-то новое.

Беседу провела Екатерина Чинарова

Начать дискуссию

Подписан закон об уменьшении статотчетности для малого и среднего бизнеса

С 1 января 2025 года введен запрет на сбор у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) информации, не предусмотренной перечнями первичных статистических показателей, утверждаемыми Правительством.

Для повышенных ставок УСН не учитывают доход по ПСН

Если ИП совмещает УСН и ПСН, для ставок по УСН учитывается только доход по упрощенке.

Компании могут приостанавливать выплату дивидендов потерявшимся акционерам

Акционеры, которые не выходят на связь в течение двух лет, останутся без дивидендов. До тех пор, пока не обновят сведения о себе.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Включается ли в доходы по ПСН возмещение стоимости коммунальных услуг арендаторами?

ПСН применяется в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как сдача в аренду собственных или арендованных жилых и нежилых помещений.

💰Донаты на «Клерке». Как зарабатывать на своем блоге

Рассказываем, что такое донаты, как их получить на «Клерке» и как вывести средства на свою карту.

💰Донаты на «Клерке». Как зарабатывать на своем блоге

Когда я могу отказать в приеме на работу по основаниям, не связанным с деловыми качествами кандидата?

Статья 64 ТК РФ устанавливает запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

ФАС: Альфа-Банк стал лидером по числу нарушений закона о рекламе

Альфа-Банк с 2023 года нарушал закон о рекламе 66 раз, ему выписали штрафы на 20 млн рублей.

⚡️ Акция подходит к концу! Встречаем август скидками на курсы повышения квалификации. Начало обучения уже завтра, 1 августа

Последний день вы можете купить курсы повышения квалификации и профпереподготовки с выгодой до 79%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Старт всех потоков на всех программах 1 августа.

Опекуны могут создавать детям учетные записи на Госуслугах

Чтобы не перегружать собственный профиль на портале Госуслуг, опекуны смогут оформлять услуги для своих подопечных через их собственные аккаунты.

Пока можно использовать один из двух форматов электронного счета-фактуры

До 1 апреля 2025 года идет переходный период по счетам-фактурам.

Бухгалтеры

Взыскание списанного долга с руководителя или бухгалтера

⚡️С руководителя и главбуха могут взыскать недоимку, даже если она признана безнадежной (письмо ФНС России от 17.07.2024 г. № КЧ-4-18/8114).

Взыскание списанного долга с руководителя или бухгалтера
1
Увольнение

Как правильно уволиться с должности директора без последствий

Должность руководителя компании подразумевает принятия на себя рисков, таких как привлечение к ответственности за убытки бизнесу и не только. Что делать, если желание владельцев не поддается никакой логике, и руководитель понимает, что пора прощаться.

Банки

Принят закон о новом виде банковского счета и вклада

С 1 июля 2025 года вступит в силу федеральный закон от 22.07.2024 № 202-ФЗ с изменениями в ФЗ «О банках и банковской деятельности», предусматривающий открытие социального банковского счета и вклада для граждан, получающих социальную поддержку.

Новые организации тоже платят ежемесячные авансы по налогу на прибыль

Для действующих компаний обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль определяют по доходам за 4 предыдущих квартала. Для новых компаний важен доход за один минувший квартал.

🧊 Завтра стартует новый поток обучения! Не ждите — скорее записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками до -71%

Заканчивается бодрящая акция «Горячий август — охлаждаем скидками»! Сегодня, 31 июля, последний, когда вы можете купить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с выгодой до 71%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Старт всех потоков на всех программах 1 августа.

🧊 Завтра стартует новый поток обучения! Не ждите — скорее записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками до -71%

Патентная система налогообложения в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по ПСН. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Патентная система налогообложения в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Российский исполнитель перевозки груза за границей сам платит свой налог на прибыль

При выплате дохода иностранной компании, в том числе за международную перевозку, российская компания-заказчик будет налоговым агентом по налогу на прибыль.

НДФЛ

По НК для НДФЛ с дарения двоюродный брат – не родственник

Даже если по жилищным вопросам с точки зрения Жилищного кодекса двоюродный брат был признан близким родственником, для налоговых дел в целях НК кузен – не родственник.

💥Обзор новостей: проблемы с МЧД продолжаются, майнинг крипты легализовали, Бакальчук подала иск к мужу

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Интересные материалы

Названы лидеры по числу утечек номеров телефонов и персданных

Контактные данные почти каждого человека уже есть в открытом доступе. Чаще всего данные утекают из сегмента электронной коммерции, из сферы ретейла и с информационно-развлекательных ресурсов.