Управление персоналом

Мифы о вреде агрессивной тактики поиска работы

Считается, что успешный и знающий себе цену топ-менеджер не должен сам активно искать работу. Наступательная тактика - рассылка резюме, объявления в газете, настойчивые звонки рекрутерам - якобы вредит имиджу.

В центре Берлина не так давно прохожие могли видеть необычные биллборды: на них разместил свое резюме немецкий топ-менеджер, инвестиционный банкир. Таким способом он решил объявить, что ищет работу.

Считается, что успешный и знающий себе цену топ-менеджер не должен сам активно искать работу. Наступательная тактика - рассылка резюме, объявления в газете, настойчивые звонки рекрутерам - якобы вредит имиджу. "Если 33-летний менеджер продолжает всюду рассылать свое резюме, это выглядит странно, скорее всего он еще не знает, кем станет, когда вырастет", - говорит директор инвестиционно-банковского сектора хедхантинговой компании Penny Lane Consulting Эльвира Муратова. По ее словам, руководитель должен иметь своего агента среди рекрутеров (так же как и своего стоматолога или парикмахера) : положение обязывает. По мнению Муратовой, с такими кандидатами рекрутеры поддерживают продолжительные эффективные отношения.

Однако ситуации, когда менеджер с хорошим бэкграундом остается без работы, не так уж редки. Смена акционеров или стратегии компании, сворачивание бизнеса, конфликт, переезд - вот причины, вынуждающие вести активный поиск. "В последнее время стало больше тех, кто стремится перейти из инвестиционно-банковского сектора в реальный бизнес, и количество высокооплачиваемых специалистов, ведущих активный поиск, возросло", - говорит Эльвира Муратова.

Но эта роль не всем по плечу. "Нередко эти люди чувствуют себя растерянными: еще вчера они сами нанимали людей, а теперь их будут показывать в качестве кандидатов", - добавляет партнер хедхантингового агентства "Зеленая улица" Юна Скобликова.

Тем не менее некоторые менеджеры, занимаясь самопродажей, чувствуют себя очень уверенно и поиски ведут успешно. Наталья Десятник до недавнего времени руководила службой персонала концерна "Калина". Активно искать работу она начала после того, как покинула компанию: она вышла замуж и переехала из Екатеринбурга в Москву. "Мне сразу же позвонили хедхантеры - я сходила на собеседование и поняла, что не сработаюсь с гендиректором компании", - рассказала Десятник. В течение трех недель она размещает объявления в газетах, оставляет свое резюме на сайтах вроде Headhunter.ru, Job.ru. Десятник также разослала резюме в десять рекрутинговых и хедхантинговых агентств. Ей поступило несколько предложений, и сейчас она ведет переговоры.

Через это прошли многие известные топ-менеджеры, например Михаил Мошиашвили, который недавно стал председателем совета директоров Объединенной финансовой группы. "Он (Мошиашвили) три года назад, уже будучи казначеем "ЮКОСа", размещал свое резюме в Интернете", - рассказал Павел Кирюханцев, партнер консалтинговой компании Zestleadership. Именно на одном из сайтов о работе Кирюханцев нашел его резюме и предложил работу в компании "Разгуляй".

Если руководитель использует лишь консервативные способы поиска работы, в том числе только знакомых хедхантеров, это сужает поле поиска, считают некоторые эксперты. "У агентств довольно небольшой круг клиентов, и когда я в последний раз искал работу, то рассылал информацию о себе примерно в 200 агентств", - делится опытом консультант Михаил Нестеренко, который до недавнего времени был директором компании ARK Business Group. Он считает, что, если человек в поисках использует только свои связи, он действует вне рынка. "Некоторые российские компании готовы нанимать руководителей, что называется, с улицы, - говорит Нестеренко. - Однажды я сам послал свое резюме в "Вимм-Билль-Данн", и мне предложили позицию руководителя проекта по развитию направления морсов за рубежом, но тогда я выбрал более интересное предложение".

Правда, прямой поиск может затянуться на месяцы. Мамука Мачавариани 11 раз давал объявление на полосе вакансий газеты "Ведомости", но достойных предложений пока не получил. Каждый рекламный модуль обошелся ему в $50. В объявлении он указывал не только номер своего мобильного телефона, но имя, фамилию и краткое резюме. "Многие занятые руководители просматривают только первую и последнюю страницы в газете, - объясняет Мачавариани, - я и сам так делаю". Поэтому он решил дать объявление на последней полосе. Свою фамилию Мачавариани указал с умыслом: ему хотелось сразу же позиционировать себя как гражданина Грузии. Он считает, что некоторые компании принципиально не хотят брать на работу людей без российского гражданства. Его же цель - найти компанию, где есть потребность в профессионалах, а в этом случае гражданство не должно волновать работодателя, считает менеджер.

Есть свои требования к будущему работодателю и у Натальи Десятник. Именно поэтому она не спешит принимать решение. Кроме невысокого по столичным меркам денежного запроса ($3000 - 4000 в месяц) для нее важна известность компании, развитость ее управленческой культуры. Но самый главный пункт - личность руководителя и его представление о роли директора по персоналу. Наталья говорит, что ее не устраивает положение дел, при котором решение нанять директора по персоналу исходит от собственника или управляющей компании, а гендиректору оно навязано.

Включившимся в активный поиск стоит учитывать правила игры, существующие на рынке подбора руководителей. Все-таки "массированное атака" на агентства может сыграть с человеком злую шутку. Неизбежно встанет вопрос об уровне профессионализма того, кто "забрасывает" свои резюме всем подряд, поскольку возникает диссонанс между тем, что продается, и тем, как это продается. "Хороший профессионал, как и хороший продукт, не нуждается в массовой рекламе", - говорит Сергей Подобный, управляющий партнер компании "Инвесториум". По его словам, это все равно что рекламировать эксклюзивные автомобили в газете "Из рук в руки".

Гораздо полезнее познакомиться с конкретным хедхантером, который занимается подбором специалистов в интересующей отрасли. "Многие так и делают: пишут мне на личный e-mail, подходят на конференциях, звонят", - рассказывает Эльвира Муратова. По ее словам, иногда человек, что называется, попадает в струю: у хедхантера есть заказ на такого специалиста. "Однажды нам позвонил деривативщик [специалист по производным финансовым инструментам], очень редкий банковский специалист, и его сразу же взяли в компанию, в которой специально для него создали новое направление бизнеса", - приводит пример Муратова.

Елена Горелова

Начать дискуссию