Налоговая служба на предприятии сегодня - это чаще всего вчерашний отдел бухгалтерии, наделенный дополнительными функциями и решающий более широкие внутрикорпоративные задачи. Появление этого подразделения в компаниях было обусловлено двумя ключевыми факторами. Первый из которых - обязательное с 2002 г. ведение налогового учета на предприятии. Второй - финансовые убытки в результате неэффективного управления налогами, с которыми столкнулись предприятия.
Впрочем, до сих пор в некоторых компаниях функции налоговой службы распределены между различными отделами. Как показывает практика, это неэффективный подход. Для крупных компаний, где доля налоговых платежей в объеме денежных потоков значительна, это оборачивается существенными переплатами (или недоплатами) в бюджет, отсутствием какой-либо управленческой информации и, как следствие, невозможностью своевременно планировать движение средств.
Существует ли практический инструмент, позволяющий руководителям налоговых служб сделать работу своих подразделений действительно эффективной?
Для начала хотелось бы проанализировать те внешние и внутренние факторы, которые, по-нашему мнению, должны побудить руководство компаний переосмыслить роль и функцию налоговой службы и, как следствие, свой подход к управлению в области налогообложения.
Начнем с того, что контроль деятельности компаний со стороны налоговых органов усиливается из года в год. Тому есть несколько причин. Во-первых, растет компетентность и профессиональная подготовка сотрудников налоговых органов. Во-вторых, растет техническая оснащенность налоговых органов, создаются единые базы данных как внутри самой налоговой службы, так и в других правоохранительных органах, что позволяет более оперативно и эффективно расследовать дела по налоговым правонарушениям. В-третьих, налоговое законодательство практически выделено в самостоятельную отрасль права. Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена в Налоговом кодексе РФ об административных правонарушениях, в Уголовном кодексе РФ. Причем налицо следующая тенденция: с уменьшением налогового бремени (снижение ставок, отмена оборотных налогов) будет возрастать ответственность налогоплательщиков.
Еще один важный фактор - это новые налоговые технологии и необходимость оставаться достаточно конкурентоспособным. У компаний к тому же из года в год остается все меньше традиционных возможностей для сокращения налогового бремени. Яркий пример - отмена с 1 января 2004 г. льгот, предоставляемых местным законодательством. Это значит, что старые методы налогового планирования в виде манипулирования ставками налога уходят в прошлое, а им на смену должны прийти иные методы налогового планирования.
Сейчас в России активно идет процесс слияний и поглощений, в результате возникают крупные отраслевые холдинги. Более сложные и более диверсифицированные "империи" требуют активного управления со стороны налоговой службы.
Многие отечественные компании выходят на внутренние и внешние фондовые рынки. Соответственно и руководство компании, и акционеры весьма заинтересованы в росте ее акционерной стоимости. Но обычно повышенное внимание руководство компании уделяет в основном производственным показателям, которые обеспечивают прирост акционерной стоимости. Вместе с тем эффективное руководство налоговой службой может также реально способствовать росту стоимости компании на фондовом рынке. Таким образом, следующим важным фактором, который должен побудить руководство компании изменить свое отношение к роли налоговой службы, является то, что результаты ее работы напрямую влияют на рост акционерной стоимости компании.
По любой финансовой отчетности публичной компании, составленной по международным стандартам, можно проследить влияние работы налоговой службы на такие показатели, как создаваемые резервы по отложенным налоговым обязательствам, дебиторская задолженность (в значительной степени это касается НДС к возмещению) , эффективная ставка налогообложения.
В прессе очень часто можно увидеть комментарии специалистов различных инвестиционных компаний и банков к очередной опубликованной отчетности компании, в которых они используют для выработки рекомендаций своим клиентам вышеуказанные показатели.
Все эти факторы и будут влиять в будущем на подходы компаний к вопросам управления налоговой составляющей.
Алексей Кондрашов - партнер, PricewaterhouseCoopers;
Дмитрий Шоцкий - старший менеджер, PricewaterhouseCoopers
Алексей Кондрашов
Дмитрий Шоцкий
Начать дискуссию