Маркетинг

Молодые компании обзаводятся маркетологами

Утро директора по маркетингу ГК "Ледово" Андрея Филимонова начинается с просмотра электронной почты - это занимает не меньше часа. Кроме того, за день надо обязательно изучить сводки по рынку свежезамороженных овощных смесей и морепродуктов, провести переговоры с пиар-агентствами, скоординировать действия с отделом продаж, продумать совместные акции с ритейлорами.

Утро директора по маркетингу ГК "Ледово" Андрея Филимонова начинается с просмотра электронной почты - это занимает не меньше часа. Кроме того, за день надо обязательно изучить сводки по рынку свежезамороженных овощных смесей и морепродуктов, провести переговоры с пиар-агентствами, скоординировать действия с отделом продаж, продумать совместные акции с ритейлорами.

Многие молодые российские компании дозрели до того, чтобы завести собственную маркетинговую службу. По данным кадровой компании "Анкор", за последние три года спрос на маркетологов со стороны российских компаний вырос примерно в 1,5 раза. Каждый месяц этого года рекрутерам поступало на 51% заказов больше по сравнению с количеством за тот же период 2000 г. Речь идет об аналитиках, брэнд-менеджерах, директорах по маркетингу, менеджерах по развитию бизнеса, мерчендайзерах.

В небольшой компании маркетолог занимается всем: аналитикой, пиаром, стимулированием продаж, рекламой, говорит директор по маркетингу завода "Вилаш" Максим Черниговский. В Москве зарплата маркетолога-аналитика в малом и среднем бизнесе - $1000 - 2000, директора по маркетингу - $2000 - 3500, добавляет директор компании "БЛМ-консорт" Михаил Богданов. По его словам, многие предприниматели по-прежнему предпочитают недорогой персонал: нанимают студентов старших курсов экономических вузов, пользуются услугами фрилансеров.

В питерскую алкогольную компанию "Вега" на работу взяли сразу двух брэнд-менеджеров, 10 мерчендайзеров и супервайзера. Сейчас маркетинговый персонал - это больше половины штата фирмы, в которой всего 24 сотрудника. "Вега" занимается импортом болгарского вина (например, "Осляко мляк" - "Ослиное молоко") и предпочитает агрессивную стратегию продвижения. Заместитель гендиректора Дмитрий Золотухин рассказал, что в Петербурге потребители покупают в основном вино до 100 руб. и конкуренция в этом секторе острейшая. Поэтому без своей команды мерчендайзеров, которую в "Веге" набрали из девушек-студенток, сейчас не обойтись. Они отслеживают, чтобы бутылки на полках всегда занимали выгодное положение и были на уровне глаз, говорит Золотухин. Информацию по рынку, в том числе по мотивации покупателей, в "Веге" отслеживают постоянно. Например, недавний опрос, проведенный на улицах и в магазинах Петербурга, выявил факторы, влияющие на выбор вина. Больше всего люди доверяют собственному опыту и прежде всего покупают то, что уже пробовали, чуть меньше верят советам знакомых и продавцов, на третьем месте - выбор по этикетке.

Если у собственников агрессивные планы, маркетинговую информацию надо начать собирать и систематизировать уже с первых шагов развития бизнеса, рассуждает Татьяна Матюшина, заместитель гендиректора агентства рыночных исследований и консалтинга "Маркет". Его основные клиенты - небольшие компании.

Найм маркетолога - признак зрелости компании, утверждают специалисты. Но, кроме того, это означает, что собственник по каким-либо причинам больше не хочет сам курировать эту тему. Еще полгода назад в компании "Ледово", производящей овощные замороженные смеси и рыбные полуфабрикаты, маркетологов не было вообще. Маркетинговые задачи решала в том числе и сама владелица и гендиректор Надежда Болотова: она занималась анализом рынка, придумывала промоакции вроде музыкального спектакля, в котором был задействован брэнд "Снежана". Частично маркетинговые функции были возложены на отдел продаж. В последнее время работы прибавилось: к примеру, "Ледово" стала принимать участие в совместных акциях розничных сетей по продвижению товара. Полгода назад в компании появился отдел маркетинга из четырех человек: брэнд-менеджер, торговый маркетолог, директор по маркетингу и его зам. "Теперь я больше времени могу уделять стратегии компании, у меня руки развязаны", - говорит Болотова. Маркетологи занимаются аналитикой, разработкой брэндов, упаковкой, совместными проектами с торговыми сетями, курируют рекламу и пиар. "Недавно провели исследование ценообразования - пытались понять, почему товар попадает на полки с 100% -ной надбавкой", - рассказала предпринимательница.

Маркетинг в молодой компании, как трава, растет сам по себе, по мере того как почва становится более благодатной. "Вопросы маркетинга постоянно приходится держать в голове, без этого никуда не денешься", - рассуждает гендиректор и основатель небольшой компании по производству энергетических напитков Star Point Андрей Закиров.

Как и большинство предпринимателей, он пока не нанял маркетолога и занимается всеми вопросами рынка сам. Закиров регулярно просматривает прессу, выделяя информацию о конкурентах, целевой аудитории, о тенденциях, касающихся его бизнеса. Второй по важности источник информации - это общение с посредниками, продающими его продукцию. "На это уходит примерно 20% моего рабочего времени, - говорит Андрей Закиров. - Пока я могу уделять этому время, я не стану нанимать маркетолога".

По словам Матюшиной, спрос на услуги консультантов по маркетингу за последние два года вырос примерно в два с половиной раза. Правда, доля компаний с численностью до 100 человек по-прежнему составляет около 10% всех заказчиков. "Проблемы, с которыми идут к нам небольшие компании, можно разделить на две группы - позитивную, когда компания не знает, куда вкладывать появившиеся деньги, и негативную, когда компания не понимает, почему ее продукция не пользуется спросом", - говорит Матюшина. Но в обоих случаях представления о маркетинге и о том, сколько он может стоить, ограничиваются суммой $1500. На эти деньги, конечно, нельзя провести серьезное исследование рынка, поэтому консультанты ограничиваются рекомендациями локального характера, т. е. на основе имеющейся у компании информации о рынке. "Маркетинг и маркетинговая информация есть в любой компании. Отличие в том, что, к примеру, у сети ресторанов информации больше, чем у одного ресторана. Но работают-то они на одном рынке", - объясняет Матюшина.

Елена Горелова
Анатолий Чернов

Начать дискуссию

Практика Конституционного Суда по налогам за второе полугодие 2023

Рассматриваются ключевые решения КС по налоговым вопросам.

Заявлений в колледж через Госуслуги уже больше, чем за весь прошлый год: самые популярные места и специальности

Более 600 тыс. заявлений в колледж подали абитуриенты с помощью Госуслуг. Это уже на 100 тыс. больше, чем за весь прошлый год.

Общество

Принят закон, упрощающий проведение общих собраний СНТ

Совет Федерации одобрил разработанный при участии Росреестра закон, по которому дачникам, садоводам и огородникам станет проще проводить общие собрания членов СНТ и ОНТ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Директора–руководили в разные периоды, в их действиях нет группы лиц по предварительному сговору

Суд первой инстанции осудил двух руководителей налогоплательщика, управлявших им в разные периоды, по части 2 ст. 199 УК, в том числе, по пункту «а», за уклонение от уплаты налогов по предварительному сговору группой лиц.

Известны итоги Статистического диктанта-2024

В этом году число написавших статистический диктант увеличилось вдвое в сравнении с 2023 годом и составило 33 933 человек.

Число МСП в гостиничном бизнесе на Кавказе выросло вдвое за 3 года

Гостиничный бизнес демонстрирует наибольший рост среди всех сфер, в которых работают малые и средние предприятия (МСП) Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Росреестр разработал методическое пособие по социальной догазификации

Для садоводов и огородников Росреестр разработал методические рекомендации по бесплатной догазификации СНТ.

Ужесточат контроль за содержанием пестицидов в готовой продукции

Руководитель Роскачества Максим Протасов в ходе заседания госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции предложил повысить эффективность контроля за содержанием пестицидов и агрохимикатов в том числе в части их контроля в готовой продукции.

Инвестиции

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Массовые льготные ипотеки под 8% всё, зато у застройщиков теперь можно взять под 5,9%! Ессссстессссна, есть нюанс. Зато это помогает толкать цены на квартиры снова вверх. Закончились обвалы акций и облигаций, ждём новую ключевую ставку, тыкаем палкой доллар. И ни слова про хомяка. Собрал самые интересные новости недели и упаковал их в этот пост. Го!

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Немного о том, как правильно дробить бизнес. Часть 2: важные организационно-технические моменты деятельности группы компаний

Попробуем сформулировать основные  рекомендации организационного (стратегического и тактического)  характера, соблюдение которых  поможет отбить как минимум 90% обвинений налоговиков в умышленном дроблении с целью незаконной оптимизации налогов.

Детские пособия

Почти 500 тысяч семей получили пособие при рождении ребенка

В течение шести месяцев с момента рождения ребенка у семей есть возможность подать заявление на единовременное пособие. Размер выплаты составляет больше 24 тысяч рублей.

Общество

Опубликован рейтинг регионов по органической продукции

Роскачество представило обновленный рейтинг субъектов РФ по количеству сертифицированных производителей органической продукции по итогам первого полугодия 2024 года.

Торговый сбор

Мастерская по ремонту телефонов не платит торговый сбор

Под торговый сбор подпадает деятельности, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Инвестиции

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

Кто на рынке всех смелее? Можно даже не сомневаться — это лизинговые компании. За деньгами инвесторов снова идёт Элемент Лизинг, а в качестве козыря в рукаве — девятнадцатипроцентный купон. При нём также есть ежемесячный купон и амортизация. Выглядит вполне интересно, посмотрим, что внутри.

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

В России растет число патентных поверенных

Квалификационные экзамены Роспатента успешно сдали 95 человек с начала 2024 года и 179 человек за 2023 год.

🍒 Зарегистрирован первый региональный бренд новых регионов РФ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».

5
Земельный налог

Земельный налог начисляют по данным Росреестра. ФНС: к нему и претензии

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН. Она применяется с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Продление льгот, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

Интересные материалы

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728