Менеджмент

Полезные ископаемые

Приняв решение о выходе из бизнеса, многие предприниматели вольно или невольно начинают жить завтрашним днем, строя приятные планы нового этапа жизненного пути. Но не стоит забывать, что светлое будущее можно обеспечить, лишь хорошо поработав над прошлым и настоящим бизнеса. Прежде чем выйти на рынок с предложением о продаже вашей компании, необходимо провести тщательную предпродажную подготовку, включающую юридическую экспертизу, оценку активов и финансового состояния, разработку стратегии продажи и мероприятий, повышающих инвестиционную привлекательность бизнеса. Начинать необходимо с глубинных раскопок по нескольким направлениям. 

Алексей Москвич

Приняв решение о выходе из бизнеса, многие предприниматели вольно или невольно начинают жить завтрашним днем, строя приятные планы нового этапа жизненного пути. Но не стоит забывать, что светлое будущее можно обеспечить, лишь хорошо поработав над прошлым и настоящим бизнеса. Прежде чем выйти на рынок с предложением о продаже вашей компании, необходимо провести тщательную предпродажную подготовку, включающую юридическую экспертизу, оценку активов и финансового состояния, разработку стратегии продажи и мероприятий, повышающих инвестиционную привлекательность бизнеса. Начинать необходимо с глубинных раскопок по нескольким направлениям. 

До последней бумажки Первым делом необходимо провести тщательный аудит всех имеющихся документов, определяющих законность и юридическую чистоту деятельности компании и подтверждающих должным образом права на активы и доли в юридических лицах. Если компания существует довольно долго, то потребуются и «древние» документы: старые выписки из госреестра юридических лиц, справка об оплате уставного капитала, письмо Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) о регистрации выпуска акций (для ЗАО), протоколы общих собраний, договоры уступки долей. Если какие-либо бумаги не сохранились, их надо восстанавливать. 

Также необходимо привести в порядок документы, касающиеся повседневной деятельности компании. Если вы привыкли договариваться с представителями органов санитарного и пожарного надзора, то для передачи бизнеса новому владельцу обязательно потребуются их письменные согласования и разрешения. К договору аренды офисного или производственного помещения обязательно должна быть приложена копия свидетельства о праве собственности арендодателя на сдаваемые помещения. 

Отдельной головной болью могут стать сведения об учредителях и генеральном директоре компании. Часто бывает, что общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано на номинального учредителя (например, если покупалась готовая фирма). Хорошо, когда это подставное лицо доступно и вы сможете предъявить его нотариусу и налоговикам. В противном случае вы не сможете продать бизнес путем переуступки доли в обществе и обеспечить значительную экономию на налогах. 

Другие варианты менее выгодны: при продаже материальных активов возникает обязанность уплаты НДС, а перевод активов нематериальных (торгового знака, лицензий, сертификатов) на новое юридическое лицо длителен по времени и тоже требует затрат. 

Аналогичные проблемы возникают, если о смене генерального директора не был уведомлен должным образом регистрирующий орган. Нередки случаи, когда в выписках из реестра содержатся ошибки, возникшие по вине налоговой инспекции (например, общество зарегистрировано 31 февраля 1895 года), а на исправление тоже требуется время. 

Поскольку средний срок экспозиции (то есть период с момента выставления компании на продажу до заключения предварительного соглашения и внесения задатка) составляет около шести месяцев, у вас достаточно времени, чтобы восстановить утраченные или отсутствующие документы, зарегистрировать договор аренды, получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. 

Если компания имеет неисполненные предписания налоговых, санитарных, экологических и других контролирующих органов, ведет тяжбы в арбитражном или гражданском суде в качестве истцов или ответчиков, то вся относящаяся к этому документация должна быть собрана, проанализирована и подготовлена к передаче, но только в том случае, когда обстоятельства не позволяют вам урегулировать имеющиеся споры лично. 

По сусекам и гаражам

Для правильной оценки бизнеса и прогнозирования будущих доходов необходимы данные управленческого учета как минимум за три предыдущих года. И это не только данные агрегированной отчетности, но и документы, подтверждающие цифры выручки и затрат компании. 

Плохо, если управленческий учет ведется «на коленке», еще хуже, если уничтожаются первичные документы «неофициальной» бухгалтерии. 

Довольно большое число предпринимателей все же хранят эти документы в «коробках из-под ксерокса» на дачах и в гаражах. И эти «полезные ископаемые» могут здорово помочьв отстаивании справедливой цены бизнеса. К примеру, компании, работающие с конечными пользователями, просто обязаны по закону «О защите прав потребителей» принимать претензии по качеству товара (услуги) в течение трех лет после поставки (оказания услуги). Владелец одной из таких компаний, производящей мебель для кухонь под заказ, хранил все договоры и квитанции об оплате за последние три года у себя в гараже, и потенциальные покупатели путем выборочного обзвона могли удостовериться, что предприятие действительно производит около 100 кухонь в месяц. Подобным же образом была доказана доходность компании по производству и установке рольставней, жалюзи и автоматических ворот. 

Если подтверждающих сведений «откопать» не удалось, подумайте, как можно доказать доходность косвенным путем. В описанном выше случае с мебельным производством покупателю была предложена выписка из взаиморасчетов с поставщиком фурнитуры (российского представителя крупного немецкого производителя), из которой была видна динамика роста закупок мебельных комплектующих. По этой информации даже можно было примерно восстановить объем выпущенной продукции, если предположить, что вся фурнитура была использована в производстве. Таким же образом можно интерпретировать сведения о поставках упаковки или даже клейкой ленты, в которую оборачиваются готовые пластиковые окна. 

Существует соблазн восполнить пробелы по памяти или даже «нарисовать» данные, что не рекомендуется делать ни в коем случае. Во-первых, подлог для понимающего человека виден сразу, а обнаруженная в ходе проверки недостоверность сведений может обернуться возвратом задатка в двойном размере. 

Особой проблемой может стать подтверждение прав на станки, оборудование и имущество — вплоть до компьютеров и офисной мебели. В целях оптимизации налога на имущество большинство предпринимателей берут на баланс меньшую часть основных средств, предпочитая псевдолизинг или сдачу их в аренду своей же компании от подставных лиц. 

Постарайтесь восстановить не только паспорта и техническую документацию на станки и механизмы, но и документы, подтверждающие покупку основных средств. Будет лучше, если вы заранее позаботитесь о постановке активов на баланс компании. В особо запущенных случаях (станки выпуска 1960-х годов есть, откуда взялись и кому принадлежат— непонятно) хотя бы продумайте организацию процедуры передачи основных средств таким образом, чтобы новый владелец стал добросовестным приобретателем и не был подвержен иску предъявления прав на эти средства третьим лицом. Это в полной мере касается и автотранспортных средств, нередко используемых по доверенности. 

Добываем ценность

Чтобы повысить ценность вашей компании в глазах потенциального покупателя, необходимо глубоко покопаться и внутри бизнеса, и во внешней среде. Не жалейте времени и сил на приведение в порядок внутренней документации, касающейся построения организационной структуры и бизнес-процессов, описания должностных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Систематизируйте и приведите в порядок договорную базу, кадровое делопроизводство. Сделайте то, что постоянно откладывали из-за текучки: например, полную инвентаризацию имущества, сверку дебиторской задолженности с контрагентами, «расчистку» склада от неликвидов, распродажу, наконец. 

Ценные сведения, повышающие привлекательность бизнеса, можно добыть путем глубокого изучения рыночной ниши, определения роли и места вашей компании в конкурентной среде и перспектив развития в сегменте, занимаемом компанией. Наверное, это повседневная задача маркетологов и директоров по развитию, но все же не лишним будет самому собрать или добыть (иногда за плату) новые сведения по рынку, мнения специалистов, публикации и отзывы о вашей компании. Например, при продаже предприятия, изготавливающего мебель для аптек и предприятий торговли, кстати оказались свежий обзор мебельного рынка и информация о региональной экспансии аптечной сети «36,6», с которой компания плотно сотрудничала. 

Только пройдя через добычу и систематизацию нужных документов и сведений, можно предстать перед потенциальным покупателем с полной уверенностью в успехе сделки. 

Начать дискуссию

Владельцам интернет-сервисов с подписками добавят обязанностей

Депутаты обяжут интернет-сервисы раскрывать клиентам все условия о сроках действия подписки, ее полную стоимость, а также варианты отписки.

Как уволиться директору: проходим квест по инструкции. 👨‍💼«Ночной бухгалтер» № 1736

Увольнение главбуха — это непросто: передача дел, введение в курс преемника, возможный конфликт с руководством («нужно доработать квартал», «а сдай текущие отчеты» и т.п.). Но увольнение директора — еще больший стресс как для самого руководителя, так и для бизнеса, особенно, если расставание проходит не очень мирно.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с НДС

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Если ранее по этому поводу возникали споры — 0 или все-таки 20% должен быть НДС, — то с 1 июля 2024 года ответ стал однозначным.

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Президент Венесуэлы вызвал Илона Маска на бой. Бизнесмен согласился

Несколько дней назад Николас Мадуро был объявлен победителем выборов президента.

Маркетплейсы

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране

В середине июня Wildberries и оператор наружной рекламы — группа Russ — объявили об объединении. Сообщалось, что цель сотрудничества — создание цифровой торговой платформы. Однако уже спустя несколько дней вокруг сделки разыгралась настоящая драма с «рейдерским захватом» и семейными перипетиями.

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране
НДФЛ

ФНС назвала условия, когда путевка в лагерь на ребенка сотрудника не облагается НДФЛ

Освобождена от НДФЛ стоимость путевок для несовершеннолетних детей сотрудников, по которым оказывают услуги санаторно-курортные и оздоровительные организации.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДС

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга

Представители отрасли клининга и деловых объединений предлагают ввести в качестве эксперимента нулевой НДС. По мнению авторов инициативы, это позволит увеличить собираемость налогов с теневых участников отрасли.

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга
Ипотека

Кабмин продлил льготную IT-ипотеку до 2030 года

Больше 82 тысяч IT-специалистов смогут купить жилье по ставке до 6% годовых.

Госзакупки

Отечественные производители получили приоритет в госзакупках

Кабмин сможет устанавливать запрет на покупку иностранных товаров при госзакупках. При оценке заявок ценовые предложения российских производителей будут снижены на 15%.

НДС

Питание в школьных столовых не облагается НДС

Реализации продуктов питания, произведенных организацией общепита образовательным организациям, подпадает под освобождение от НДС по подп. 5 п. 2 ст. 149 НК.

Платежные системы

Россельхозбанк сообщил о восстановлении работы карт UnionPay за рубежом. Как они это сделали?

Позитивные новости для всех, кто платит за границей картами Union Pay Россельхозбанка: наличные можно не снимать, карты работают для оплат, сам банк публикует списки стран.

Банки

💳 Сбер поднимет стоимость уведомлений по дебетовым картам с 1 августа

Теперь за уведомления клиенты Сбербанка будут платить 99 рублей в месяц.

Общество

С 1 марта 2025 года несовершеннолетним нельзя продавать энергетики

Продавцы будут требовать паспорт при продаже энергетических напитков.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: пользователи браузера Chrome остались без паролей, москвич выиграл в лотерею 170 млн рублей, а Татьяна Бакальчук подала на развод

Подготовили обзор главных событий дня — 31 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Личные финансы

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Инвестиции в недвижимость — устойчивая модель капитализации на российском рынке. Рассказываем о том, как правильно входить в модель заработка на рынке недвижимости в 2024 году и как грамотно повышать доходность собственности. 

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Казначейство начнет выдавать чиновникам электронные подписи

Государственные органы, которые не включены в ЕГРЮЛ, смогут получить квалифицированную электронную подпись в Казначействе.

Общество

За контракт с Минобороны будут платить больше — по 400 тысяч рублей

Размер единовременной федеральной выплаты за подписание контракта с Минобороны увеличили до 400 тысяч рублей.

Как главбуху принять дела от предшественника

В идеальной ситуации новый главный бухгалтер получает дела от своего предшественника после инвентаризации по акту приема-передачи. Такое возможно, если бывший главбух увольняется не внезапно и без конфликтов. Но часто новому сотруднику вручают коробки с документами и говорят «Теперь ты главный и за все отвечаешь». Из статьи узнаете, как главбуху принять дела и наладить учет после предшественника, чтобы не отвечать за чужие ошибки.

Как главбуху принять дела от предшественника
НДФЛ

При разделе наследства придется заплатить НДФЛ

Если наследники между собой поделили полученное наследство по-своему, компенсация за такой раздел будет облагаться НДФЛ.

Интересные материалы

ЕНП (единый налоговый платеж)

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой 

Для уточнения расчетов с бюджетом нужно периодически проводить сверку с налоговой. Это поможет понять, почему показатели не сходятся, вовремя выявить и исправить расхождения. Собрали перечень справок по ЕНС и ЕНП, которые в этом помогут.  

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой