Маркетинг

Как опросить покупателей. Анкетные данные

Некоторые компании изучают потребителей своей продукции, предлагая им заполнить анкету. Способ практически бесплатный и на первый взгляд несложный.

Некоторые компании изучают потребителей своей продукции, предлагая им заполнить анкету. Способ практически бесплатный и на первый взгляд несложный.

Исследовательские организации в целом негативно относятся к тому, что компании самостоятельно проводят опросы. Но все же они соглашаются, что это возможно. "Если компания решила самостоятельно проводить исследования, то она, как минимум, должна выделить это в качестве отдельной функции и подобрать для этого человека с нужным образованием", - говорит директор петербургской компании "ГОРТИС" - маркетинговые исследования, консалтинг" Дмитрий Канаев.

При анкетировании потребителей следует помнить о двух важных вещах. Во-первых, необходимо, чтобы анкета заполнялась на добровольной основе. В противном случае достоверность ответов будет крайне низкой. И во-вторых, нужно помнить, что потребитель может дать неправильные ответы по вполне простой причине - вопросы составлены неграмотно.

Для сети магазинов "Обувь XXI века" (торгуют молодежной обувью) анкетирование потенциальных потребителей - важный источник маркетинговой информации. Каждую неделю компания устраивает в молодежных клубах акции, во время которых посетители заполняют анкеты, с тем чтобы в конце вечера участвовать в розыгрыше призов.

Для маркетологов компании крайне важно, чтобы в опросе приняло участие как можно большее количество людей. Два месяца назад только что пришедший в "Обувь XXI века" менеджер по маркетингу Дмитрий Семенов предложил заменить слово "анкета" на "лотерея". Результат не заставил себя ждать: число заполняемых анкет увеличилось почти в три раза - компания получает около 200 анкет за одну акцию.

"Отношение респондентов к опросу - это тема для целой диссертации", - говорит директор по коммуникациям компании "КОМКОН" Мария Вакатова. По ее словам, доля согласившихся участвовать в опросе может достигать 60%. Но это в лучшем случае. Количество согласных ответить на вопросы зависит как от самих вопросов, так и от степени доступности целевой группы: люди с улицы, естественно, более лояльны, чем депутаты Думы.

На практике 60% -ной активности респондентов компании достигают редко. Исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков рассказал, что когда они изучали посетителей одного ресторана, то анкеты с прилагающейся ручкой клали на стол. "За неделю мы собрали около 60 ответов. Это примерно 20% от потенциально возможного количества", - говорит Андрей Петраков. Анкета состояла из 15 вопросов, и ее целью было изучить "профиль посетителя" - кто он, как оказался в этом ресторане и почему. Полученные данные помогли потом скорректировать меню ресторана и интерьер.

По мнению Дмитрия Семенова, преимущество анкетирования в том, что оно, во-первых, дает всегда свежую информацию, во-вторых, малозатратно и, в-третьих, информация исходит напрямую от потенциальных потребителей.

Наиболее болезненный вопрос для всех, кто анкетирует потребителей, состоит в том, как добиться правдивых ответов. "В свое время по поводу опросов у меня состоялась жаркая дискуссия с представителем одной исследовательской компании. Наши данные о потреблении крепких напитков расходились с их данными почти в два раза, - рассказывает директор департамента по корпоративной политике группы компаний "Евросервис" (дистрибьюция алкогольных напитков) Максим Черниговский. Когда он начал выяснять, в чем причина расхождения, то оказалось, что опрос проводился у станций метро и в анкете фигурировал вопрос - какие напитки люди предпочитают по праздникам. "Разумеется, многие называли элитарные марки, вроде "Русский стандарт" и "Дипломат". Хотя на самом деле людям просто не хотелось признаваться в том, что они покупают недорогую водку", - считает Максим Черниговский.

По его мнению, опрос нужно проводить в местах продаж и желательно уже после совершения покупки, чтобы у респондента не возникало желания приукрасить свои потребительские предпочтения. Из всех видов анкет в "Евросервисе" больше всего доверяют тем, что заполняют промоутеры, т. е. те, кто проводит дегустации в местах продаж. Промоутеры указывают, в какие часы покупатели наиболее активны и что именно они покупают. "На основе этих данных мы недавно скорректировали логистику промоакций, - говорит Черниговский. - Ведь динамика и структура продаж в центральных районах сильно отличаются от спальных районов, а продажи в крупном сетевом универсаме - это не то же самое, что в небольшом магазине".

"Обувь XXI века" также проводит опросы в местах продаж. Но делает это реже, чем в клубах. "Торговля обувью - это как в пословице: готовь сани летом, - говорит Дмитрий Семенов. - Поэтому мы перед началом нового сезона выставляем модели новой коллекции и выясняем, что людям нравится больше. Эта информация используется потом при формировании ассортимента закупки".

По словам Семенова, их анкеты учитывают возраст целевой аудитории - от 15 до 18. "К примеру, вместо принятого обращения "Вы" мы пишем "Ты", - рассказывает он. - Слэнг не используем, однако стараемся избегать громоздких фраз и все составляем как можно проще, вроде "почему ты купил ботинки этой марки".

Подобные рекомендации дают и эксперты компании "ГОРТИС" - маркетинговые исследования, консалтинг". В частности, по их мнению, обращение "Вы" иногда нуждается в пояснении "Вы лично", так как это слово имеет и коллективный смысл, а значит, может быть воспринято неоднозначно. По этой же причине следует избегать слов "никогда", "изредка", "иногда", "часто" и т. п. Также не рекомендуется пытаться получить с помощью одного вопрос два ответа, вроде "нравится ли вам этот магазин и удобно ли он расположен".

Вопросы, касающиеся возраста респондента, его семейного положения и т. п. , относятся к категории деликатных, поэтому их лучше давать в конце списка. Туда же следует помещать и сложные вопросы.

А начинать анкету надо с простых и по возможности интересных высказываний, согласие или несогласие с которыми не вызовет у респондента затруднений. Общее же количество вопросов специалисты рекомендуют определять таким образом, чтобы ответы на них занимали не более 12 минут.

Анатолий Чернов

Начать дискуссию

Практика Конституционного Суда по налогам за второе полугодие 2023

Рассматриваются ключевые решения КС по налоговым вопросам.

Заявлений в колледж через Госуслуги уже больше, чем за весь прошлый год: самые популярные места и специальности

Более 600 тыс. заявлений в колледж подали абитуриенты с помощью Госуслуг. Это уже на 100 тыс. больше, чем за весь прошлый год.

Общество

Принят закон, упрощающий проведение общих собраний СНТ

Совет Федерации одобрил разработанный при участии Росреестра закон, по которому дачникам, садоводам и огородникам станет проще проводить общие собрания членов СНТ и ОНТ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Директора–руководили в разные периоды, в их действиях нет группы лиц по предварительному сговору

Суд первой инстанции осудил двух руководителей налогоплательщика, управлявших им в разные периоды, по части 2 ст. 199 УК, в том числе, по пункту «а», за уклонение от уплаты налогов по предварительному сговору группой лиц.

Известны итоги Статистического диктанта-2024

В этом году число написавших статистический диктант увеличилось вдвое в сравнении с 2023 годом и составило 33 933 человек.

Число МСП в гостиничном бизнесе на Кавказе выросло вдвое за 3 года

Гостиничный бизнес демонстрирует наибольший рост среди всех сфер, в которых работают малые и средние предприятия (МСП) Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Росреестр разработал методическое пособие по социальной догазификации

Для садоводов и огородников Росреестр разработал методические рекомендации по бесплатной догазификации СНТ.

Ужесточат контроль за содержанием пестицидов в готовой продукции

Руководитель Роскачества Максим Протасов в ходе заседания госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции предложил повысить эффективность контроля за содержанием пестицидов и агрохимикатов в том числе в части их контроля в готовой продукции.

Инвестиции

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Массовые льготные ипотеки под 8% всё, зато у застройщиков теперь можно взять под 5,9%! Ессссстессссна, есть нюанс. Зато это помогает толкать цены на квартиры снова вверх. Закончились обвалы акций и облигаций, ждём новую ключевую ставку, тыкаем палкой доллар. И ни слова про хомяка. Собрал самые интересные новости недели и упаковал их в этот пост. Го!

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Немного о том, как правильно дробить бизнес. Часть 2: важные организационно-технические моменты деятельности группы компаний

Попробуем сформулировать основные  рекомендации организационного (стратегического и тактического)  характера, соблюдение которых  поможет отбить как минимум 90% обвинений налоговиков в умышленном дроблении с целью незаконной оптимизации налогов.

Детские пособия

Почти 500 тысяч семей получили пособие при рождении ребенка

В течение шести месяцев с момента рождения ребенка у семей есть возможность подать заявление на единовременное пособие. Размер выплаты составляет больше 24 тысяч рублей.

Общество

Опубликован рейтинг регионов по органической продукции

Роскачество представило обновленный рейтинг субъектов РФ по количеству сертифицированных производителей органической продукции по итогам первого полугодия 2024 года.

Торговый сбор

Мастерская по ремонту телефонов не платит торговый сбор

Под торговый сбор подпадает деятельности, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Инвестиции

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

Кто на рынке всех смелее? Можно даже не сомневаться — это лизинговые компании. За деньгами инвесторов снова идёт Элемент Лизинг, а в качестве козыря в рукаве — девятнадцатипроцентный купон. При нём также есть ежемесячный купон и амортизация. Выглядит вполне интересно, посмотрим, что внутри.

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

В России растет число патентных поверенных

Квалификационные экзамены Роспатента успешно сдали 95 человек с начала 2024 года и 179 человек за 2023 год.

🍒 Зарегистрирован первый региональный бренд новых регионов РФ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».

5
Земельный налог

Земельный налог начисляют по данным Росреестра. ФНС: к нему и претензии

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН. Она применяется с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Продление льгот, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

Интересные материалы

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728