Управление персоналом

Как долго российские компании будут переплачивать сотрудникам

Российские работодатели вынуждены переплачивать целому ряду категорий сотрудников, не имея возможности отыскать специалистов дешевле. Но высокие оклады вовсе не гарантируют эффективной работы. По мнению экспертов, дисбаланс между спросом и предложением на кадровом рынке будет сохраняться как минимум до 2012 г.

Российские работодатели вынуждены переплачивать целому ряду категорий сотрудников, не имея возможности отыскать специалистов дешевле. Но высокие оклады вовсе не гарантируют эффективной работы. По мнению экспертов, дисбаланс между спросом и предложением на кадровом рынке будет сохраняться как минимум до 2012 г.

В прошлом году московской компании “Бизнес-Консоль”, занимающейся разработкой систем автоматизации экономики предприятия, понадобился новый системный администратор. Подобрать хорошего специалиста не составило труда, однако в штат его брать не стали. “Сегодня в IT штатному специалисту нужно платить не менее $2000 в месяц — дешевле не найти. Мы же подсчитали, что за необходимый нам объем работ компания должна платить не более $800 в месяц, — рассказывает Анатолий Белайчук, член совета директоров "Бизнес-Консоли". — Поэтому мы заключили с ним договор о работе на внештатной основе”. В обязанности данного сотрудника входит следить за работой систем, появляясь не чаще двух раз в неделю, и выполнять разовые заказы в качества программиста. “Переоценка специалистов в IT-компаниях бывает по разным причинам, — констатирует Марина Козырицкая, HR-директор компании "КРОК". — Самый распространенный случай — отсутствие проектов, в которых высокооплачиваемый специалист оправдывает свою зарплату. Если это все-таки происходит, нам интереснее переплатить человеку в течение какого-то времени, но удержать его в компании”. На взгляд Белайчука, ситуация с переоценкой ряда специалистов на кадровом рынке — обыденное явление, но перегрев в IT, возможно, более заметен, поскольку эффективность специалиста можно просчитать.

Оценить неоценимых

“Определить реальную стоимость работников можно различными способами”, — рассуждает Олег Пятенко, гендиректор экономико-правовой школы компании “ФБК”. По его мнению, можно рассчитать эффективность сотрудника с помощью стандартных технологий, но это не поможет в оценке окладов таких подразделений, как, скажем, бухгалтерия или HR-службы, поскольку их эффективность невозможно “монетизировать”, переведя в реальные доходы от продаж (как в секторе торговли), или рассчитать уровень их участия в технологическом процессе, как, к примеру, в секторе добычи и переработки сырья. “Можно рискнуть сопоставить стоимость ряда функций ряда специалистов с ценами в пересчете на аутсорсинг, но как оценить степень конфиденциальности работы тех же бухгалтеров?!” — задает риторический вопрос Пятенко. Именно поэтому в 90% случаев, нанимая работников, компании ориентируются на их рыночную стоимость, добавляет он.

“Действительно, ряд специальностей оказались перегреты, — считает Александр Казаков, замгендиректора кадрового агентства Exclusive Personnel. — Речь [идет] о случаях, когда цена специалиста оказывается выше его реальной отдачи в рамках бизнеса. Но приобрести компаниям работника по цене, адекватной его эффективности, часто невозможно, поскольку цена данной категории специалистов на рынке высока”.

Формально указывать на “перегретых” могут два параметра: уровень окладов специалистов и темпы роста окладов. По данным исследования компании “Анкор”, в прошлом году как раз в IT-сфере рост зарплат значительно снизился, а самые высокие оклады в Москве наблюдались в категориях “управление персоналом” и “бухгалтерия”. К примеру, ежемесячный оклад столичного HR-директора в среднем составлял $14 000, а главного бухгалтера — $6200.

В “Обзоре заработных плат” “Анкора” (ноябрь 2006 г. к ноябрю 2005 г.) приняли участие 66 компаний, из них 20 — российские, 45 — “дочки” иностранных фирм, одно совместное предприятие. В “Обзоре оплаты труда за 2006 г.” (июль 2006 г. к июлю 2005 г.) PwC приняли участие 64 компании: 10 российских, 14 — с участием иностранного капитала, 40 “дочек” иностранных компаний.

Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, в 2006 г. самый значительный рост базовых заработных плат в столице был отмечен именно в группах должностей “управление персоналом” (рост на 18%) и “бухгалтерия и финансы” (на 17%). Для сравнения: по данным Госкомстата РФ, инфляция в России в прошлом году составила 9%. “Возможно, это совпадение, но это те самые области, где "монетизировать эффективность" практически невозможно”, — рассуждает Пятенко из ФБК. “Свободных HR-специалистов и бухгалтеров на рынке довольно много, но высококвалифицированных кадров явно не хватает”, — считает Руслан Ильясов, HR-директор металлургической компании “Alcoa-Россия”. — С этим отчасти связаны высокие оклады“. “Специалистов, соответствующих квалификации "HR-директор", в Москве не просто мало — их всего 15 человек, — констатирует Галина Мельникова, член правления финансовой корпорации "Уралсиб". — Поэтому их готовы брать за любые деньги”.

“Далее по списку PwC идут специальности, где точно рассчитать эффективность сотрудника также трудно, — анализирует данные Пятенко. — Среди них "связи с общественностью" (16%) и "логистика" (10%). А вот рост окладов в секторе "производство и инжиниринг", где эффективность определяется довольно легко, сегодня ниже уровня инфляции и составляет 8%”. В сфере IT рост окладов, по версии PwC, практически совпадает с инфляцией и соответствует 9%.

Конъюнктурные гонки

В середине 90-х, по мнению Казакова, перегретыми были финансисты, которых не хватало в банковской области, после 1998 г. дефицит наблюдался в производственной сфере, когда в стране задумались о возрождении экономики, а теперь это управленцы и бухгалтеры. “В 90-х перегретыми в Москве были и юристы, — вспоминает Пятенко, — поскольку каждая, даже маленькая компания считала необходимым обзавестись специалистом подобного профиля”. Дефицит специалистов был формально преодолен примерно к 2002 г., когда коммерческие вузы разродились первыми партиями молодых специалистов. “Сегодня подобного дефицита нет, — констатирует Алексей Чаплыгин, руководитель проектов НРА “РейтОР”. Согласно исследованию “РейтОР”, сегодня в столице ежегодно выпускается 25 000 молодых юристов, что с лихвой покрывает потребности столичного бизнеса.

“Судя по базам данных, содержащимся в Рунете, на российском кадровом рынке количество вакансий значительно превышает количество резюме”, — констатирует Казаков из Exclusive Personnel. По заказу “Ведомостей” один из крупнейших операторов интернет-рекрутмента — компания HeadHunter проанализировала более полумиллиона резюме и вакансий в 26 областях бизнеса во всех регионах России. Выяснилось, что наибольший дефицит кадров наблюдается в области IT, “строительство-недвижимость”, “страхование”, “административный персонал”, “бухгалтерия” и “управление персоналом”. В то время как в категориях “юристы”, “маркетинг/реклама”, “туризм”, “автобизнес”, “безопасность” и “СМИ” резюме явно превышает объем вакансий. Показатели соотношения резюме/вакансии по московскому рынку, размещенные на сайте Exclusive Personnel, практически соответствуют общероссийским тенденциям. “Судя по нашим исследованиям, дефицит преодолевается крайне медленно, — констатирует Казаков. — Это может провоцировать дальнейший перегрев ряда специальностей. “Это нормальное явление, — успокаивает Пятенко. — Дефицит на рынке, равно как и зависящий от него перегрев, связан с ростом экономики. Относительный баланс на кадровом рынке можно ожидать не ранее чем через пять лет. Впрочем, и тогда будет возможна переоценка различных категорий специальностей, но она не окажется столь радикальной, как сегодня, и будет связана скорее с модой, чем с неравномерным ростом различных областей экономики”.

Секреты охлаждения

“Перегретые специальности встречаются не только на российском рынке, — успокаивает Джон Хиланд, вице-президент и генеральный менеджер по развивающимся рынкам компании — оператора интернет-рекрутинга Monster International. По его словам, европейские и американские компании стараются регулярно тестировать ситуацию на рынке и максимально быстро и эффективно справляться с проблемами, которые данный феномен может провоцировать. По мнению Ольги Литвиновой, главного консультанта департамента HR хедхантинговой компании Cornerstone, перегретые специальности опасны вовсе не тем, что дороги сами по себе: эти специалисты часто оказываются наименее надежными сотрудниками — при дефиците на кадровом рынке они готовы перейти в те компании, где им больше заплатят. К тому же они нарушают баланс в системе грейдов компании, поскольку их оклады оказываются гораздо выше, чем у коллег в других отделах. “Еще одна проблема в том, что специалисты, имеющие одни и те же должностные обязанности, но принятые в разное время, в этой ситуации получают разное вознаграждение”, — констатирует Александр Арешкин, руководитель направления “управленческий консалтинг” ЗАО “Евроменеджмент”. Чтобы не делать большого разрыва между специалистами одного грейда, он советует ввести в систему оплаты труда компании “персональные надбавки”, которые выполняли бы компенсирующую роль. А также использовать фиксированную вилку оплаты труда в рамках одного грейда.

Хиланд из Monster International советует в ряде случаев применять более радикальные методы. К примеру, чтобы не потакать перегреву, выводить ряд функций на аутсорсинг либо использовать, как в случае в “Бизнес-Консоли”, внештатных сотрудников. Если же все-таки без перегретого сотрудника не обойтись, Хиланд советует расширять его полномочия, чтобы, увеличивая ценность сотрудника, компенсировать “потери” для компании.

Начать дискуссию