Управление персоналом

Азбука критики: тет-а-тет или показательная порка?

Традиционно критика подчиненных считается элементом управления. Но как показывает практика, она может сыграть не последнюю роль в общей стратегии предприятия. Ведь благодаря конструктивной критике можно выявить подчас незаметные проблемы компании и, справившись с ними, улучшить ее финансовое положение.

Традиционно критика подчиненных считается элементом управления. Но как показывает практика, она может сыграть не последнюю роль в общей стратегии предприятия. Ведь благодаря конструктивной критике можно выявить подчас незаметные проблемы компании и, справившись с ними, улучшить ее финансовое положение.

Татьяна Рогова, директор по персоналу компании «КУХНИСТРОЙ»

Прежде всего важно понять, что же на самом деле представляет собой критика в отношениях между руководителем и подчиненным. Это некая обратная связь, которая является частью нематериальной мотивации сотрудника. Важно, чтобы критика была грамотная. Только тогда ее следствием станет улучшение качества работы подчиненных, а значит, и всей организации в целом. Ведь именно оценка и наставления руководителя позволяют сотруднику в дальнейшем решать поставленные задачи и предотвращать возникновение ошибок.

Косвенный эффект

Безусловно, такой элемент, как критика сотрудников, может повлиять на общее состояние дел в организации. Ведь результат грамотной критики позволяет руководителю «докопаться» до сути проблем, мешающих развитию компании. Попробуем разобраться, как же критика сотрудников может отразиться на деятельности всей фирмы.

Персонал – один из главных ресурсов организации. Для успешного развития компании необходимо максимально качественное выполнение каждым сотрудником своих обязанностей. Многие руководители используют критику как метод «устрашения» работников, чтобы держать их в тонусе и не давать расслабиться. Например, начальник может показательно отругать сотрудника за совершенную оплошность или даже уволить его, после чего остальные сделают соответствующие выводы. При этом не выполняется основная задача критики – выяснить и устранить причины возникновения ошибок. Результатом становится их систематическое повторение, вследствие чего компания несет убытки. Чтобы этого избежать, следует использовать критику в качестве инструмента мотивации сотрудников. Рассмотрим пример, который наглядно отражает косвенное влияние эффективной критики на деятельность компании. Предположим, фирма «Омега» производит и продает определенный продукт. В конце очередного отчетного периода выяснилось, что объем продаж организации сократился. Коммерческий директор побеседовал с руководителем отдела реализации. В ходе разговора выяснилось, что менеджеры по продажам свои обязанности выполнили в полном объеме по прежним наработанным технологиям и количество продаж снизилось не по их вине. Оказалось, что за рассматриваемый период возросло количество рекламаций со стороны клиентов. В основном их не устраивало следующее: платная, плохо отлаженная доставка товара, а также недостаточно качественный продукт. В результате руководством компании были приняты меры по реструктуризации некоторых бизнес-процессов, как в производственном подразделении фирмы, так и в других ее отделах, что позволило в дальнейшем получить большую прибыль. Благодаря грамотной критике руководителя по отношению к подчиненному удалось выявить на первый взгляд неясные причины замедленного развития фирмы. Ведь коммерческий директор мог посчитать, что снижение показателей связано лишь с недостаточно результативной работой сотрудников отдела продаж, и провести стандартный «разбор полетов»: отругать, пригрозить санкциями за повторное невыполнение плана по реализации товара и т. д. Очевидно, что тогда ситуация повторилась бы и в следующем отчетном периоде.

Скрытые мотивы

Рассмотрим подробнее некоторые нюансы использования критики. В первую очередь руководителю необходимо выявить причины, по которым сотрудник совершил ошибку. Вариантов может быть несколько, и в зависимости от конкретной ситуации начальник может выбрать, какие меры в дальнейшем нужно принять. Если оплошность была допущена из-за того, что у сотрудника есть некоторые пробелы в знаниях, то их необходимо восполнить, например отправив его на соответствующие тренинги. Когда выясняется, что ошибка возникла вследствие невнимательности, вероятно, наиболее удачным решением будет направить деятельность сотрудника в другое русло, где он принесет больше пользы, а его участок работы отдать другому человеку. Если же прокол случился из-за нежелания выполнять свои обязанности качественно, то за такой проступок следует вводить определенные санкции. Поскольку в данном случае другими методами повлиять на нерадивого сотрудника вряд ли удастся.

Побеседуем?

Тактика разговора с подчиненным, совершившим оплошность, во многом зависит от личностных качеств конкретного сотрудника. Одному работнику необходима встряска, жесткая критика, для того чтобы он в следующий раз не допустил промаха. Другой сотрудник может воспринять подобное порицание болезненно и замкнуться, тогда критика ожидаемого эффекта не принесет. В этом случае в ходе беседы руководителю лучше постараться мягко указать на ошибки и акцентировать внимание на том, что такой ценный, опытный сотрудник совершил проступок, совершенно не соответствующий его статусу. Подобное признание в глазах руководителя как раз станет стимулом для подчиненного, и он постарается поскорее исправить ситуацию, чтобы не испортить мнение о себе. Когда речь идет о начальнике, который по характеру работы тесно общается с подчиненными, то он в любом случае знает примерный психологический портрет каждого сотрудника. Если же руководитель не может справиться своими силами, то ему можно посоветовать обратиться в отдел по персоналу и использовать данные о работниках, которые были получены и сформированы при зачислении в штат. Как правило, в крупных компаниях HR-служба не только собирает анкетные данные, но и составляет психологический портрет нового сотрудника. Впоследствии это становится руководством к общению начальника с подчиненными.

Смешанный подход

Для того чтобы провести критическую беседу с подчиненным, важно учесть некоторые обстоятельства. Главную роль в данном случае играет настроение самого руководителя. Если начальник находится в плохом расположении духа, то беседа вряд ли даст желаемый эффект, поэтому лучше будет провести ее в другой момент. Прежде чем вызвать подчиненного «на ковер», руководителю следует самостоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию и постараться понять причины произошедшего. Важно обратить внимание еще на один момент: проводить персональную критику или публичную. Здесь все зависит от конкретной ситуации. Безусловно, первичная критика оплошавшего работника должна проводиться в индивидуальной беседе, без присутствия посторонних людей. Руководителю необходимо выяснить, почему сотрудник ошибается, после чего они должны вместе обсудить, как предотвратить повторение подобной ситуации. Если же сотрудник допускает проколы неоднократно, то не лишним будет использовать метод «показательной порки». Эту процедуру можно проводить, когда отдел, где работает нерадивый сотрудник, собирается на планерку. В ходе мероприятия следует отметить, что конкретный человек систематически ошибается, в результате чего компания несет потери. Сотрудник уже получил несколько предупреждений по этому поводу, но ситуация нисколько не изменилась, и он по-прежнему недостаточно качественно выполняет поставленные задачи. Руководитель должен объяснить, что из-за этого снижаются показатели всего отдела, а значит, коллегам необходимо узнать об этом и принять соответствующие меры. Благодаря публичной критике они смогут попытаться самостоятельно перестроить план работы в отделе таким образом, чтобы снять с сотрудника лишнюю нагрузку или перевести на другой участок работы. В заключение хотелось бы отметить, что кардинальные меры – в виде увольнения ошибающегося работника – следует принимать только тогда, когда другие способы воздействия на него не дали результатов. Потерять ценного сотрудника легко, а вот подобрать на его место нового будет не просто. Если руководителю удастся выявить способности подчиненного и поручить ему те задачи, которые он сможет выполнять эффективно, то компания от этого только выиграет.

Начать дискуссию

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

4
Обзоры новостей

Лишение льгот за дорогую аренду жилья, проблемы Прилучного, налог на парковки в обзоре

Финансовые события дня.

Готовим сани летом. На что решиться в 2025 году: остаться на УСН, выбрать ставку 5%, 20% или переходить на ОСНО? 🛷 «Ночной бухгалтер» № 1726

Сделали сравнительную таблицу для упрощенцев, которым уже сейчас приходится думать, как быть с системой налогообложения в следующем году. Глобальных изменений в поправках НК уже не ожидается, а значит нужно задуматься о будущей работе и рентабельности бизнеса.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банковские карты

С 19 июля воспользоваться картой Union Pay от РСХБ заграницей будет нельзя

Россельхозбанк с 19 июля приостановит расчеты по картам UnionPay за границей. Клиентам предложили снять деньги с карт.

Лицензирование

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

При слиянии юридических лиц можно продолжать осуществлять лицензируемую деятельность, но при этом лицензию нужно переоформить.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Регистрация ООО

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает
Самозанятые

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей
Маркетинг

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Цифровой рубль

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Интересные материалы

Банковские карты

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.