Управление финансами

К вопросу об оптимизации структуры капитала некоммерческой организации

Вопросы оптимизации структуры капитала, как правило, рассматриваются в отношении исключительно коммерческих предприятий. Некоммерческие организации в большинстве случаев не уделяют управлению структурой капитала должного внимания. Тем не менее, данные вопросы являются чрезвычайно актуальными для некоммерческих организаций.

Шекова Е.Л.,
к.э.н., асс. кафедры теории менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета

 
Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №5 / 2002

Вопросы оптимизации структуры капитала, как правило, рассматриваются в отношении исключительно коммерческих предприятий. Некоммерческие организации в большинстве случаев не уделяют управлению структурой капитала должного внимания. Тем не менее, данные вопросы являются чрезвычайно актуальными для некоммерческих организаций.

Особенностью деятельности некоммерческих организаций является высокая диверсификация источников финансирования. Доходы некоммерческих предприятий можно разделить на четыре группы - привлеченные, государственные, заемные и собственные средства. К привлеченному финансированию относятся  благотворительные, спонсорские средства,  членские взносы, гранты фондов и др.; государственное финансирование объединяет различные субсидии государства; под заемным финансированием понимается получение банковских кредитов, выпуск долговых ценных бумаг; а собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.

Большое разнообразие источников финансирования некоммерческих организаций требует определения оптимальной структуры капитала. Построение оптимальной структуры капитала базируется на определении цены каждого источника финансирования.

Привлеченные доходы являются самой большой группой источников финансирования, которые можно разделить на две части. К первой части относятся безвозмездные источники финансирования (благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов), а ко второй части – возмездные источники финансирования (спонсорские, членские взносы), предполагающие предоставление ответных услуг.

Безвозмездные источники финансирования представляют своего рода бесплатный общественный капитал для некоммерческих организаций. Однако для доступа к такому капиталу некоммерческая организация должна заниматься выпуском общественно-полезных благ и иметь прочную репутацию на рынке.

Возмездные источники финансирования оцениваются стоимостью предоставляемых ответных услуг. Так, цена спонсорских средств измеряется стоимостью рекламы, затратами на организацию пресс-конференций и других мероприятий в честь спонсоров. Цена членских взносов как источника финансирования определяется стоимостью получаемых привилегий (скидками на продукцию фирмы, бесплатными услугами и др.)

Государственные субсидии так же, как и безвозмездные источники финансирования, относятся к бесплатному общественному капиталу. Государство предъявляет жесткие требования к получателям бюджетных средств и распространяет контроль за их использованием.

Таким образом, в отличие от коммерческих предприятий некоммерческие организации обладают исключительными возможностями в использовании бесплатного общественного капитала.

Заемные источники финансирования в некоммерческих организациях оцениваются аналогично заемным средствам в коммерческих предприятиях и измеряются размерами банковского процента или доходной ставкой по облигациям. Однако существует два принципиальных отличия цены заемных средств некоммерческих организаций, которые следуют из специфики деятельности данных предприятий.

В силу того, что некоммерческие организации в большинстве случаев не являются плательщиками налога на прибыль, для них будет отсутствовать эффект налогового снижения цены заемного финансирования. Иными словами, некоммерческая организация не может понизить цену заемного капитала умножением на коэффициент (1-Т). Вместе с тем, некоммерческие организации имеют доступ на рынок не облагаемых налогами заемных средств. Некоммерческая организация может выпустить не облагаемые налогом муниципальные облигации, обычно называемые мунисами (munis).

Муниципальными облигациями называют облигации, выпускаемые для финансирования деятельности некоммерческих предприятий муниципальными органами власти и собственно некоммерческими организациями (больницами, медицинскими центрами и т. п.).

За рубежом существует несколько типов мунисов. В зависимости от сроков выделяют краткосрочные и долгосрочные мунисы. Краткосрочные муниципальные векселя используются в основном для преодоления временных денежных затруднений некоммерческих организаций, тогда как долгосрочные муниципальные облигации — для финансирования инвестиционных проектов некоммерческих предприятий.

Кроме того, в зависимости от видов обеспечения существует три типа мунисов. Муниципальные облигации, обеспеченные безусловной гарантией республиканских или местных органов власти, т. е. всеми налоговыми поступлениями данного уровня. Специальные налоговые облигации, выплаты по которым гарантируются с помощью отдельных налогов, и муниципальные доходные облигации, для которых обеспечением выступают активы самих некоммерческих организаций.  Последний тип мунисов получил большое распространение среди некоммерческих организаций за рубежом, так как основная сумма и проценты по таким облигациям выплачиваются из доходов от финансируемых с их помощью проектов (строительство дорог, мостов, аэропортов, систем коммунальных услуг и т.д.)

В России использование муниципальных облигаций как источника заемного финансирования некоммерческих организаций еще не получило распространения, как за рубежом. Однако в перспективе данный источник финансирования, несомненно, получит не меньшую популярность в России, чем в западных странах.

Итак, в силу особенностей заемного финансирования некоммерческих организаций можно утверждать, что некоммерческая организация компенсирует отсутствие эффекта снижения цены заемного капитала за счет доступа на рынок не облагаемых налогами заемных средств. В результате некоммерческая организация имеет почти такую же эффективную цену заемного капитала, как и коммерческие фирмы.

Таким образом, можно ожидать, что по мере привлечения все большего объема заемных средств альтернативная цена собственного капитала некоммерческой организации будет расти, как и для фирмы, находящейся в собственности инвесторов.

Собственные источники финансирования некоммерческих организаций в отличие от коммерческих предприятий объединяют доходы от основной неприбыльной деятельности и дополнительных предпринимательских доходов. В отличие от коммерческих предприятий доходы некоммерческих организаций, согласно ГК РФ, не могут быть распределены между участниками. Другими словами, учредители, управленцы и другие заинтересованные лица не могут получать доходы на вложенный в некоммерческую организацию капитал. Таким образом, некоммерческие организации ограничены в возможностях использования собственного капитала, и цена собственного капитала некоммерческой организации не может быть оценена с помощью дивидендов на вложенный капитал, как в коммерческом предприятии.

Цена собственного капитала некоммерческой организации может быть измерена двумя способами. С точки зрения альтернативных вложений средств, цена собственного капитала определяется процентной ставкой по краткосрочным казначейским обязательствам как наименее рисковым ценным бумагам. С точки зрения альтернативных организаций, предоставляющих подобные услуги на рынке, цена собственного капитала некоммерческой организации  может быть измерена как размер дивидендов на вложенный капитал коммерческой организации с сопоставимым риском.

Таким образом, средневзвешенная цена капитала некоммерческой организации (WACC) будет выглядеть следующим образом:

WACC=Kпривл.* dпривл. + Kзаем.* dзаем. + Kсоб. * dсоб.,

где Kпривл. – цена возмездные привлеченных средств,

dпривл. – доля возмездных привлеченных средств в общих финансовых поступлениях,

Kзаем. – цена заемных средств,

dзаем. – доля заемных средств в общих финансовых поступлениях,

Kсоб. – цена собственных средств,

dсоб. - доля собственных средств в общих финансовых поступлениях.

(в формуле отсутствуют государственные и безвозмездные привлеченные средства, так как их цена равна нулю).

Построенная формула средневзвешенной цены капитала носит универсальный характер и может быть использована различными некоммерческими организациями для оптимизации структуры финансовых источников.

Важно отметить, что некоммерческим организациям достаточно трудно поменять свою структуру капитала, в отличие от коммерческих предприятий. Так, коммерческая организация, обладающая недостаточной долей заемных средств по сравнению с собственным капиталом, может выпустить новые долговые обязательства и использовать полученные средства для скупки своих акций; либо, если у фирмы чрезмерно много долгов, она может выпустить новые акции и использовать полученные за них деньги для погашения займов. Некоммерческая организация имеет возможность наращивать собственный капитал в основном за счет привлеченных средств от населения, коммерческого сектора, государства, однако не может использовать эти средства для погашения долгов. Выпуск долговых ценных бумаг некоммерческой организацией также не может привести к наращиванию собственного капитала предприятия.

В силу негибкой структуры источников финансирования некоммерческие организации часто испытывают недостаток финансовых средств для реализации проектов. Обращение к заемным источникам финансирования как наиболее быстро привлекаемым средствам является не всегда возможным для некоммерческих организаций. Высокая цена заемного финансирования приводит к росту цены капитала, что часто отрицательно сказывается на финансовых результатах деятельности организации.

Привлечение некоммерческой организацией заемных средств является наиболее эффективным, если они способствуют реализации высокодоходных коммерческих проектов, финансовые поступления от которых будут превышать цену заемного капитала.  Использование заемных средств для финансирования основной некоммерческой деятельности эффективно в случае тяжелого экономического положения некоммерческой организации как единственно возможный вид финансирования, а также если заемные средства ведут к повышению качества оказываемых услуг, расширению некоммерческих видов деятельности, что позволит в дальнейшем увеличить привлеченные источники финансирования и повысить доходы от собственной основной деятельности.

Несмотря на то, что некоммерческая организация имеет доступ к бесплатному общественному капиталу в форме благотворительных вкладов, субсидий государства, это не означает, что оптимизация структуры капитала в некоммерческой организации должна сводиться к вытеснению платных источников финансирования бесплатными. Очевидно, что платные источники финансирования должны оптимально сочетаться с бесплатными средствами.

Большое влияние на структуру капитала некоммерческой организации оказывают цели и задачи деятельности самой организации. Если работа некоммерческой организации целиком направлена на выполнение общественных функций, то в структуре доходов будут преобладать бесплатные источники финансирования. В случае доминирования в деятельности некоммерческой организации взаимовыгодных услуг, в структуре финансирования будут преобладать платные источники доходов.

Кроме того, заметную роль в построении оптимальной структуры финансирования играет отраслевая принадлежность некоммерческих организаций. Так, некоммерческие организации здравоохранения в большей степени, чем остальные некоммерческие предприятия, пользуются заемными источниками финансирования, тогда как некоммерческие организации культуры – безвозмездными привлеченными средствами при почти полном отсутствии заемных средств.

Таким образом, при построении оптимальной структуры капитала некоммерческой организации необходимо учитывать влияние различных факторов, определяющих специфику деятельности в некоммерческом секторе.

Литература

  1. Anthony R., Regina E. Management control in nonprofit organizations. – Georgetown, 1990.
  2. Dees J. Enterprising Nonprofits // Harvard Business Review. – 1998. – Vol. 76.
  3. Espy S. Handbook of Strategic Planning for Nonprofit Organisations. – N.Y., 1992.
  4. Oster S. Management of Non-profit Organizations. – Dartmouth, 1994.
  5. Skloot E. Enterprise and Commerce in Nonprofit Organisations.//The Nonprofit Sector. A Research Handbook. / Ed. by W. Powell. – New Haven, 1987.

Как подписаться >>>

Начать дискуссию