Управление финансами

Анализ налогообложения операций СВОП в России

Мировой фондовый рынок является сложной системой, которая находится в постоянном изменении. Особенно крупные перемены произошли за последнюю четверть XX века. Нового уровня достигла интернационализация и глобализация мирового хозяйства в целом и мировых финансовых и фондовых рынков в частности.

Чувыкин М.А.,
старший менеджер сектора услуг
по управлению рисками и услуг в области финансовых расследований

 
Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №5 / 2002

Мировой фондовый рынок является сложной системой, которая находится в постоянном изменении. Особенно крупные перемены произошли за последнюю четверть XX века. Нового уровня достигла интернационализация и глобализация мирового хозяйства в целом и мировых финансовых и фондовых рынков в частности.

За последние годы произошло много важных изменений по направлению либерализации работы на международных финансовых рынках. Часть финансовых рынков стала более свободно регулироваться, валютные ограничения во многих странах были существенно смягчены или даже полностью сняты. Новые информационные технологии позволили мировому фондовому рынку сделать качественный скачок вперед за счет увеличения скорости обмена информацией о рынках и их участниках, увеличения скорости обработки информации о конкретных сделках и других немаловажных аспектов. Благодаря этим технологиям стало возможным проведение деловых операций в глобальном масштабе в режиме реального времени.

Нельзя не отметить роль глобальной сети Интернет. Развитие этого направления позволяет вовлечь в международные экономические отношения не только крупные транснациональные корпорации, но и сравнительно небольшие предприятия и даже частных лиц.

На мировом финансовом рынке появились и получили свое развитие новые инструменты, такие как производные финансовые инструменты - операции СВОП (SWAP), КЭП (CAP), и другие. Кроме того, большое развитие получили и другие инструменты, как, например, американские депозитарные расписки (ADR), увеличилось количество операций с опционами и фьючерсами.

Среди всех производных инструментов ярко выделяются операции СВОП, то есть операции по обмену финансовыми потоками на согласованных условиях между двумя или более сторонами. Эти операции, по мнению автора настоящей статьи, являются одним из наиболее сложных и динамично развивающихся видов производных финансовых инструментов.

Операции СВОП[1] представляют собой соглашения между двумя или более сторонами об обмене денежными потоками, определяемыми на основании заключаемого соглашения и рассчитываемыми от согласованной условной базы, на протяжении определенного периода в будущем.

При проведении хозяйственных операций и, в частности, операций на рынке производных финансовых инструментов, необходимо учитывать налогообложение проводимых операций, поскольку неправильная оценка или недооценка возможных налоговых последствий может существенно понизить эффективность проводимых операций, или даже полностью нивелировать ее.

В законодательстве Российской Федерации в настоящее время отсутствуют специальные правила, касающиеся регулирования операций с производными финансовыми инструментами и операций СВОП в частности.

В Государственной Думе начата работа над законом о производных финансовых инструментах[2]. Однако, несмотря на то, что работу над текстом законопроеткта «О рынке производных финансовых инструментов» предполагается завершить в течение 2002 года, маловероятно, что сам закон появится в ближайшее время.

Более того, согласно имеющейся информации законопроект должен, в первую очередь, создать базу для запуска биржевой торговли сырьевыми товарами, что несет в себе риск, что сфера действия данного закона будет весьма ограничена.

В настоящее время существует несколько концепций законопроекта «О рынке производных финансовых инструментов». Свои концепции законодательного регулирования рынка производных инструментов имеют НАУФОР, Фонд рыночных исследований, фондовая биржа «РТС» в соавторстве с МФБ, ФБ «Санкт-Петербург», Екатеринбургской фондовой биржей и Сибирской фондовой биржей, а также Российский биржевой союз, White & Case, Бейкер и Макензи[3].

Подготовкой законопроекта занимается совместная рабочая группа комитетов Госдумы по кредитным организациям и по собственности.

Для выработки единого подхода к разработке этого документа данной рабочей группой организуются совещания и консультации с различными государственными и коммерческими структурами. В подготовке законопроекта принимают участие представители ФКЦБ, МАП РФ, МЭРТ РФ, ЦБ РФ, депутаты Госдумы и более 30 участников рынка производных инструментов.

В настоящее время в российском налоговом законодательстве отсутствуют специальные правила, касающиеся налогообложения операций СВОП. В силу этого к данным операциям будут применимы общие правила, касающиеся налогообложения финансовых инструментов.

Действующее налоговое законодательство предусматривает определенные особенности налогообложения операций со срочными финансовыми инструментами[4].

К финансовым инструментам срочных сделок в России относят:

  • Соглашения участников срочных сделок, определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива[5].
  • Соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.

При этом под срочными сделками понимаются сделки с отсрочкой исполнения. Участниками срочных сделок признаются только непосредственные стороны сделки. Более того, Налоговый кодекс РФ [6]ограничивает состав участников срочных сделок только организациями, совершающими операции с финансовыми инструментами срочных сделок.

Несмотря на то, что операции СВОП специально не поименованы в качестве финансовых инструментов срочных сделок, они по своей сути подпадают под указанное определение и могут быть к ним отнесены к инструментам срочных сделок.

Режим налогообложения финансовых инструментов срочных сделок зависит от целого ряда условий, основными из которых являются следующие:

  • Признание финансовых инструментов срочных сделок, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке.
  • Признание проводимых операций с финансовыми инструментами операциями хеджирования.

Необходимо определить к каким из указанных категорий будут относиться операции СВОП.

К финансовым инструментам, обращающимся на организованном рынке, российское налоговое законодательство относит инструменты, для которых одновременно будут выполняться следующие условия[7]:

  • Порядок заключения срочных сделок, обращения рассматриваемых финансовых инструментов и их исполнения устанавливается организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с российским или иностранным законодательством.
  • Информация о ценах финансовых инструментов срочных сделок публикуется в средствах массовой информации либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операции с финансовым инструментом срочной сделки.

В настоящее время в отношении операций СВОП указанные условия не выполняются и, следовательно, этот вид финансовых инструментов не может быть признан обращающимся на организованном рынке. Следует отметить, что финансовые результаты от операций с финансовыми инструментами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке, должны учитываться по отдельности.

Операции хеджирования.

Концепция хеджирования в российском налоговом законодательстве появилась в 1998 году, когда в действовавший в то время Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций»[8] были внесены дополнения. Однако в то время законодатель ограничил операции хеджирования (операции, заключаемые для уменьшения риска изменения рыночной цены базисного актива) операциями с биржевыми фьючерсами и опционами. Это, а также еще ряд причин, связанных с недостатками действовавшего в то время законодательства, экономическими и другими факторами, привело к тому, что концепция хеджирования в налоговых правоотношениях в России не применялась.

В новой главе о налоге на прибыль Налогового кодекса РФ, действующей с 01 января 2002 года, концепция хеджирования получила совершенно новую трактовку.

Можно утверждать, что упоминание об операциях хеджирования и особом порядке их налогообложения в российском налоговом законодательстве реально происходит впервые. Следует отметить, что в настоящее время вопросами проведения операций хеджирования уже заинтересовался целый ряд крупных российских промышленных предприятий.

Под операциями хеджирования в Налоговом кодексе[9] понимаются операции с любыми финансовыми инструментами срочных сделок, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования. Объектами хеджирования признаются активы, обязательства, а также денежные потоки, связанные с указанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми сделками.

При этом обоснование того, что проводимые операции являются операциями хеджирования, налогоплательщик производит самостоятельно с использованием расчетов, подтверждающих, что совершение этих операций приводит к снижению возможных убытков или недополучения прибыли по сделкам с объектом хеджирования.

Таким образом, операции СВОП при определенных условиях, а именно при обосновании их связи с объектом хеджирования, могут рассматриваться в качестве операций хеджирования.

В этом случае доходы и расходы по сделкам СВОП, рассматриваемым в качестве операций хеджирования, будут подлежать налогообложению консолидировано с финансовыми результатами от операций с объектом хеджирования, то есть доходы по таким операциям СВОП будут увеличивать, а расходы уменьшать налогооблагаемую базу по другим операциям с объектом хеджирования[10].

Следует отметить, что существующая в настоящее время редакция статей Налогового кодекса, касающихся налогообложения финансовых инструментов, используемых для проведения операций хеджирования, оставляет заинтересованным сторонам достаточно пространства для маневра, с точки зрения оптимизации их налоговых обязательств, и даже для манипулирования ими.

При этом следует учитывать, что действующее законодательство предусматривает, что все неустранимые сомнения и противоречия должны трактоваться в пользу налогоплательщика[11].

В частности, в настоящее время отсутствует законодательно оформленное условие о том, что операции хеджирования должны быть связаны с конкретными сделками с объектами хеджирования.

Это позволяет структурировать проводимые операции хеджирования и общую политику компаний в области хеджирования таким образом, что операции хеджирования будут проводиться в отношении не конкретной сделки, а по всей группе однородных операций с объектом хеджирования.

Более того, операции хеджирования могут быть очень сложными по своей структуре и предусматривать возможность хеджирования рисков не по одному, а по нескольким направлениям, что, в частности, может достигаться путем использования сложных видов операций СВОП.

Учитывая это, а также то, что в настоящее время законодательно не установлен какой-либо специальный порядок соотнесения расходов и доходов по операциям хеджирования и операциями с объектом хеджирования, можно сделать вывод о том, что доходы и расходы по операциям хеджирования могут приниматься для целей налогообложения в том же порядке, что доходы и расходы по операциям с объектом хеджирования.

Таким образом, если объектом хеджирования является объект, операции с которым рассматриваются, например, как реализация товаров, то и финансовые результаты от операции хеджирования должны уменьшать или увеличивать налоговую базу по прибыли от реализации указанных товаров.

В то же время, в ряде случаев доходы и расходы от операции хеджирования по указанному объекту не могут быть соотнесены с конкретной сделкой, что может быть следствием того, что операции хеджирования проводятся в отношении всей группы товаров, или в отношении только части рисков, в отношении нескольких объектов, или же имеет место временной лаг между получением доходов и расходов по операциям хеджирования и по операциям с объектом хеджирования.

В этом случае, по мнению автора, более обоснованным будет являться не прямое сопоставление доходов и расходов по операциям хеджирования и операциям с объектом хеджирования, а применение к операциям хеджирования такого же налогового режима, что и к объектам хеджирования, что в итоге даст результат, аналогичный прямому сопоставлению доходов и расходов.

При этом, учитывая то, что налоговое законодательство рассматривает операции с финансовыми инструментами срочного рынка, к которым относятся и операции СВОП, в качестве внереализационных операций, то признание доходов[12] и расходов[13] от операций с указанными инструментами должно производиться в порядке, установленном для внереализационных операций[14].

Применение операций СВОП для отдельных компаний может быть привлекательным еще и потому, что эти операции достаточно сложны и понимание их сути и обоснованности ценообразования и прочих условий требует достаточно обширных знаний в области финансов, управления рисками и из ряда других областей экономики и права, а также владения соответствующим математическим аппаратом.

Налоговые органы в настоящее время в большинстве своем не готовы адекватно оценивать такие операции, что в значительной мере повышает вероятность того, что ими будет принята та трактовка операций хеджирования, которая будет предложена налогоплательщиком, особенно если он будет опираться на расчеты и выводы, сделанные крупными консультационными и профессиональными организациями.

Операции с финансовыми инструментами, необращающимися на организационном рынке.

В тех случаях, когда операции СВОП не могут рассматриваться в качестве операций хеджирования к ним будут применимы правила налогообложения, установленные для финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке.

Налогооблагаемая база по операциям с такими инструментами определяется как разница между доходами и расходами по всем операциям данной категории за отчетный (налоговый) период[15].

Отрицательная разница между доходами и расходами по всем операциям данной категории признается убытками от таких операций. Убытки по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, не уменьшает общую налоговую базу (за исключением операций хеджирования), но могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы, образующейся по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, то есть в пределах той же самой категории срочных финансовых инструментов, в последующие налоговые периоды.

Перенос убытков на будущие налоговые периоды возможен (при соблюдении ряда условий) в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток[16]

Получаемые доходы будут облагаться налогом на прибыль по общей ставке в размере 24%, если меньший размер налоговой ставки не предусмотрен в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации[17]

Иностранные организации, действующие на территории России через постоянные представительства для целей налогообложения, будут облагаться на территории России налогами в порядке аналогичном, за некоторыми исключениями, налогообложению российских организаций.

Иностранные организации, чья деятельность не приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения на территории Российской Федерации, будут облагаться налогом, удерживаемым у источника выплат, по ставке 20%. Специальные ставки предусмотрены для отдельных видов доходов, таких как, например, дивиденды, проценты.

Более низкие ставки налога или даже полное освобождение от налогообложения в России может быть предусмотрено соответствующими соглашениями об избежании двойного налогообложения, в которых участвует Российская Федерация и заключенных с ее участием либо с участием СССР, правопреемником является Россия.

Законодательство о трансфертном ценообразовании и правоприменительная практика по данному вопросу в России в настоящее время находится на самой начальной стадии своего развития. Правоприменительная практика по вопросу применения положений Налогового кодекса в отношении срочных финансовых инструментов в настоящее время полностью отсутствует.

Налоговый кодекс предусматривает, что для целей налогообложения в отношении финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, фактическая цена сделки признается рыночной ценой, если выполняется хотя бы одно из следующих условий[18]:

  • Цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичному (однородному) финансовому инструменту срочных сделок, зарегистрированному организатором торговли на торгах в дату заключения такой сделки или на ближайших торгах, состоявшихся до указанной даты.
  • Цена соответствующей сделки находится в пределах 20% в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичного (однородного) финансового инструмента срочной сделки, рассчитанной организатором торговли в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов в дату заключения такой сделки или по итогам ближайших торгов, состоявшихся до указанной даты.

В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (однородным) финансовым инструментам срочных сделок, что будет иметь место в отношении операций СВОП, фактическая цена сделки признается для целей налогообложения рыночной ценой, если фактическая цена сделки отличается не более чем на 20% от расчетной цены этого финансового инструмента срочных сделок.

Указанная расчетная цена может быть определена на дату заключения срочной сделки с учетом конкретных условий заключенной срочной сделки, особенностей обращения и цены базисного актива, уровня процентных ставок на денежные средства в соответствующей валюте и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета.

Учитывая вышеизложенное с достаточной степенью уверенности можно говорить о том, что по таким операциям как операции СВОП определение рыночной цены для целей налогообложения будет весьма сложной задачей.

В связи с этим можно предположить, что практически любое обоснование применяемых цен, подготовленное налогоплательщиком – участником операций СВОП, может служить доказательством рыночного характера цен, используемых при проведении указанных операций.

В настоящее время в России практически отсутствует практика предварительных консультаций налогоплательщиков с налоговыми органами и согласования с ними режима налогообложения предполагаемых операций.

Литература

  1. Валютное регулирование и валютный контроль. М. БЕК. 1996. С. 150-164.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М. 1997.
  3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.


[1] SWAP (англ.) – обмен.

[2] Сообщение «Прайм-ТАСС». Коммерсантъ-Daily. 28.02.2002 г.

[3] Сообщение «РБК» (РосБизнесКонсалтинг). 22.07.2002 г. 18:21:08.

[4] Статья 301 «Срочные сделки. Особенности налогообложения». Глава 25 «налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[5] Фьючерсные, опционные, форвардные контракты.

[6] Пункт 1 Статья 301 «Срочные сделки. Особенности налогообложения». Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[7] Статья 301 «Срочные сделки. Особенности налогообложения». Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[8] Пункт 4. Статья 2 «Объект обложения налогом и порядок исчисления облагаемой прибыли». Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

[9] Пункт 5. Статья 301 «Срочные сделки. Особенности налогообложения». Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[10] Пункт 5. Статья 304 «Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок». Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[11] Пункт 7. Статья 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах». Глава 1 «Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах». Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации.

[12] Пункт 19. Статья 250 «Внереализационные доходы». Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[13] Пункт 18. Статья 265 «Внереализационные расходы». Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[14] Статья 271 «Порядок признания доходов при методе начисления». Статья 272 «Порядок признания расходов при методе начисления». Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[15] Пункт 3. Статья 304 «Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок». Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[16] Статья 283 «Перенос убытков на будущее». Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[17] Статья 284 «Налоговые ставки». Глава 25 «Налог на прибыль организаций». Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

[18] Статья 305 «Особенности оценки для целей налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок». Глава 25 «Налог на прибыль организаций».  Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.


Как подписаться >>>

Начать дискуссию