Менеджмент

Бойцы невидимого фронта

Сегодня ни один стоящий бизнес не может стабильно работать без собственной службы безопасности. Рейдеры все более изобретательны, конкуренция нарастает, а лояльность сотрудников падает. В такой обстановке расслабляться опасно.

Сегодня ни один стоящий бизнес не может стабильно работать без собственной службы безопасности. Рейдеры все более изобретательны, конкуренция нарастает, а лояльность сотрудников падает. В такой обстановке расслабляться опасно.

По мнению управляющего партнера компании MarksMan Инны Суматохиной, архитектура системы контроля над сотрудниками зависит от корпоративной культуры предприятия, его миссии и ценностей. Есть компании, в которых за сотрудниками установлена чуть ли не слежка, активно используется полиграф, в кабинетах и коридорах установлены видеокамеры, системы контроля информации неустанно следят за содержимым компьютеров и пользователями. Однако немало и компаний, где делают ставку на цивилизованные отношения.

Можно ли полагаться на средства автоматизации, включая контроль за электронными коммуникациями сотрудников? Во многом да. Однако, как отмечает заместитель гендиректора холдинга «ФИНАМ» Андрей Торгашов, возможность проведения технических мер контроля должна в обязательном порядке закрепляться письменным согласием работника при приеме на работу. Только тогда это не будет нарушением закона.

Кстати, ограничения в разумных пределах идут компаниям, да и сотрудникам, только на пользу. Просто не следует предоставлять лишнюю информацию тем, кому она не нужна. Так, по словам Юлии Волковой («Трейд.Су»), в компании введены ограничения на предоставление информации: компания-клиент и менеджер, который ее сопровождает, не могут получить из базы тендеров больше определенного количества заявок. Ведь переизбыток сведений всегда влечет за собой проблему их сохранности.

— Очень важно делать все, чтобы, с одной стороны, сотрудники чувствовали себя свободно в обсуждении рабочих тем и ситуаций, а с другой — не разглашали информацию, которая может быть коммерческой тайной. Для этого уже на этапе собеседования мы выясняем, были ли у человека проблемы в правовом поле, как он относится к откатам, имелись ли на предыдущем месте работы утечки информации, как бы он стал действовать, если бы ему предложили откат, и т. п., — говорит Инна Алексеева (PR Partner). — Кроме того, в ходе собеседования руководитель направления специально начинает «выведывать» конфиденциальную информацию о прежнем месте работы соискателя, которая может представлять коммерческий интерес. Если интервьюируемый легко ее выдает, то стоит ли вообще принимать его на работу?

— Следует признать, что российский бизнес не имел достаточного времени для получения определенного рыночного «воспитания» и не очень подготовлен к ведению дел. Добавим к этому поведенческую иррациональность предпринимателей, которые в погоне за сверхприбылями и личным благополучием зачастую забывают о материальном и моральном поощрении сотрудников, что приводит к накоплению человеческого раздражения — и, как следствие, к предательству интересов предпринимателя посредством разглашения конфиденциальной информации, — комментирует старший юрист Tenzor Consulting Group Екатерина Ширченко.

Полностью избежать такого рода угроз нельзя. А вот снизить вероятность потерь можно, выстроив комплексную систему корпоративной безопасности.

Вредители

Почему сотрудники наносят ущерб компании, в которой работают?

Часто причина в том, что они не понимают и не разделяют ценностей компании. Кроме того, поводом может стать обида на работодателя, который не выполнил своих обещаний.

Инна Суматохина,
управляющий партнер компании MarksMan

Ущерб компании может нанести недостаточная квалификация персонала. Часто это происходит потому, что работодатель еще при приеме на работу не заострил внимание на уровне квалификации будущего сотрудника, либо уже в процессе работы не обучил его необходимым навыкам. Серьезнее относитесь к найму персонала!

Александр Вирт,
специалист отдела ИТ брокерской компании «ЮТРЭЙД.РУ»

Причины могут быть абсолютно разными, начиная с личных коммерческих интересов и заканчивая негативным отношением к руководству компании.

Дмитрий Чумаков,
генеральный директор агентства маркетинговых исследований Vector Market Research

Главная причина — корыстный интерес. Например, продажа информации, составляющей коммерческую тайну компании, конкурентам или получение отката за счет завышения цены товара или услуги. Кроме того, ущерб может быть нанесен по неосторожности или небрежности.

Андрей Торгашов,
заместитель генерального директора холдинга «ФИНАМ»

Причины многообразны: от личной обиды на руководителя до банального «хотел побольше заработать любым путем»…

Равиль Насыбуллов,
финансовый директор компании «Скай Экспресс»

Весьма распространенная проблема в российском бизнесе — непроизвольное разглашение конфиденциальных сведений при общении с журналистами. Поэтому со спикерами фирмы регулярно оговаривается круг тем, закрытых для разглашения в средствах массовой информации.

Игорь Родионов,
советник генерального директора по безопасности юридической фирмы «Частное право»

Начать дискуссию