Если вы больше всех платите за учебу в вузе, это еще не значит, что по его окончании будете больше всех зарабатывать. Зато, если не станете жадничать и после вуза вложите в учебу еще и еще, шансы на высокую оплату труда существенно возрастут.
Чтобы выявить специальности, на которые этим летом ожидается наибольший конкурс (бюджетные места в столичных вузах), нынешней весной в рамках проекта Examen (www.examen.ru) компания Begin Group вместе с рейтинговым агентством “Рейтор” опросили представителей приемных комиссий 66 столичных вузов (34 государственных и 32 негосударственных).
По мнению Лидии Трейвиш, куратора исследования от Begin Group, “бюджетные факультеты экономики и юриспруденции держатся в фаворитах у выпускников уже не менее 10 лет, и, вероятно, благодаря именно этому цены на обучение в данном секторе наиболее высоки”.
“За год цены на обучение выросли примерно на 10-15%, что в принципе соответствует среднему росту зарплат в 13% [согласно данным PwC], — отмечает Ирина Абанкина, заместитель директора Института развития образования ГУВШ. — Но формирование стоимости курса напрямую не зависит от уровня оклада, на который выпускники смогут претендовать, работая по полученной специальности”.
Упомянутое исследование зарплат PwC за 2006 г. показывает, что лидерами по уровню и динамике роста окладов в столице были директор по персоналу (средний оклад — $14 000 при годовом росте 18%), а на втором месте — позиция главного бухгалтера (с окладом $6200 и динамикой роста 17%). Забавно, но в рейтингах расценок на обучение эти специальности оказались едва ли не в конце списка (управление персоналом — 34 000 руб. и бухучет — 51 500 руб.)
Откуда берутся цены
“В МГУ цены бюджетных курсов обучения зависят лишь от трех факторов, — говорит Евгения Зайцева, пресс-секретарь МГУ, — от минимальной цены курса (в этом году она установлена на уровне $4000), уровня конкурса на каждое из направлений и технических затрат на обучение”. К примеру, на экономический факультет, где, по словам Зайцевой, в этом году ожидается конкурс 10,5 человека на место, стоимость бюджетного обучения составит $6500-7000, в то время как на физфак или мехмат стоимость минимальна. Поскольку затраты на лабораторные работы и исследования на биофаке или химфаке значительно выше, чем, скажем, на физмате, отмечает она, соответственно, и стоимость курса там выше.
По словам Абанкиной, подобного подхода к ценообразованию придерживаются все российские вузы, и Высшая школа экономики — не исключение: “Цена года обучения на популярном факультете экономики у нас 260 000 руб., а на факультете философии — 130 000 руб”.
“Статусные столичные вузы сегодня стремятся достичь заветного уровня в $10 000 за год обучения, — замечает Алексей Чаплыгин, руководитель проектов "Рейтор". — Примерно столько стоит год обучения в университетах Европы и Америки”. В докладе совета колледжей США “Тенденции стоимости обучения в вузах” (2007 г.) приводятся цифры: в нынешнем году средняя стоимость американских государственных вузов составила $5836, а частных — $22 218 в год. Но, к примеру, ежегодная плата за обучение в Корнуэлльском университете достигла $43 707.
Накрутка за престиж
По данным майского исследования “Рейтор”, стоимость одних и тех же специальностей в разных московских вузах иногда отличается в 10 раз. Например, поучиться на юриста в Высшей школе экономики можно за 221 000 руб. (в год), а в Институте экономики и финансов — всего за 22 000 руб. Получить экономическую специальность в МГИМО стоит 249 400 руб., а в Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова — 28 000 руб.
“При приеме на работу выпускники различных вузов могут рассчитывать на разную зарплату”, — утверждает Наталья Голованова, руководитель Центра маркетинговых и социологических исследований кадрового дома “Суперджоб”. — Но разница в окладах не составит более 50%“. По данным весенних исследований Superjob, к примеру, в среднем ежемесячный оклад выпускника МГИМО — 57 000 руб., а бывшие студенты МГТУ им. Баумана, МФТИ и РГГУ могут претендовать не больше чем на 45 000 руб.
“На высокооплачиваемые должности без высшего образования просто не берут”, — замечает Голованова. Из изученных ею 500 анкет претендентов на должность директора по персоналу лишь 4% имели неполное высшее образование (96% — высшее), а главного бухгалтера — 4% имели среднее специальное образование, 5% — неполное высшее и 91% — высшее.
Зависимость доходов специалиста от престижности вуза подтверждает и февральское исследование “Образование бизнес-элиты” агентства “Рейтор”, которое отметило, что наибольшее количество миллиардеров России вышло из дорогих вузов: МГУ (20 человек), МАИ (16), РЭА им. Г. Плеханова, Финансовой академии при правительстве РФ и МГИСиС (по 12 человек).
“Однако, чтобы обеспечить отдачу от "дорогого" образования, необходимо продолжать его совершенствовать, вкладывая в обучение и тренинги порядка 10-12% годового оклада, — считает Абанкина из ГУВШ. — Только в этом случае инвестиции в базовое высшее образование будут продолжать приносить реальную прибыль”.
Согласно полученным данным, 77% вузов ожидают высокий конкурс (до 20 человек на место) на платные экономические курсы. 23% опрошенных назвали в числе наиболее востребованных юридические специальности. Только 8% ожидают, что сохранится высокий интерес абитуриентов к платным IT-курсам, и 4% прогнозируют высокий конкурс для желающих стать дизайнерами. В рамках того же проекта был составлен список наиболее дорогих курсов обучения. Цена оказалась прямо пропорциональна уровню популярности специальностей. Самое дорогостоящее — экономическое направление (коммерция — 78 000 руб. за год обучения, мировая экономика — 66 000 руб., экономика — 64 000 руб.), юридические курсы чуть дешевле (до 60 000 руб.), еще дешевле обучение IT-специальностям (44 500-60 000 руб.), а дизайн — 45 500 руб.
Разница в зарплатах специалистов с высшим и средним образованием в России невелика. Апрельский опрос ВЦИОМ, в котором приняли участие 1260 человек из 153 городов страны, показал, что доходы людей с высшим образованием примерно в 1,3 раза выше среднего уровня доходов, а с неоконченным высшим — в 1,1 раза. Однако, оценивая уровень собственного благосостояния, респонденты с высшим образованием чаще других относили себя к числу “зажиточных” — 21% (против 12% в среднем), чаще к числу “среднего достатка” — 49% (против 46%) и реже к числу “бедных” и “очень бедных” — соответственно 24% и 4% (30% и 9%).
Начать дискуссию