Выйти на мировой рынок — не голубая мечта менеджера-выскочки, а вполне оправданная стратегия компании, желающей повысить свою капитализацию и укрепиться на родном, российском, рынке. В то время как западные компании, работающие в России, ругают местных поставщиков, россияне активно «окучивают» рынки развивающихся стран, готовясь к марш-броску на Запад.
Кто из присутствующих считает свою компанию глобально конкурентоспособной? С такой провокации началась прошедшая в Петербурге 12-я ежегодная конференция «Управление в России: конкурировать или сотрудничать?», организованная ИФК «АЛЬТ» и Высшей школой менеджмента СПбГУ. Три руки откликнулись на призыв.
Глобальная конкурентоспособность — не предмет гордости. Это рабочий инструмент, с одной стороны, и долгая работа над собой — с другой. Чтобы претендовать на звание «конкурентоспособной», компания (или любой другой субъект — например, город или страна), должна выбрать подходящую стратегию и определиться со своими компетенциями.
По словам Александра Печерского, генерального директора ИФК «АЛЬТ», стратегий может быть несколько. Можно выходить на западные рынки, став лидером по издержкам. Другой вариант — выход на развивающиеся рынки, если конкуренция в развивающейся стране строится на неценовых факторах, либо ваша цена заведомо ниже цен местных игроков. Под развивающимися странами в этом случае подразумеваются Восточная Европа, Латинская Америка, Китай, Индия. Еще одна стратегия — поиск удачной ниши. По мнению Печерского, для российских компаний такой вариант развития весьма перспективен.
Чтобы выбрать стратегию, необходимо сравнить собственные компетенции и бизнес-модели с компаниями — лидерами в отрасли. Весомыми здесь будут такие аргументы, как наличие уникальности в бизнес-модели и стратегии компании. Впрочем, признает Печерский, пока российские компании лишь копируют модели.
Выбирая стратегию развития, компания должна проанализировать структуру зарубежных рынков. Насколько они концентрированы, структурированы, какой тип конкуренции для них характерен (цена, брэнд или другие параметры). «Ясно, что выходить на структурированный рынок, растущий на 2–3% в год, менее дальновидно, чем, например, в Китай», — рассуждает Александр Печерский.
Желание засветиться на глобальном рынке возникает не только у топ-менеджеров компаний, но и у тех, кто их учит. К 2015 году Высшая школа менеджмента, недавно созданная на базе факультета менеджмента СПбГУ, должна войти в рейтинги лучших бизнес-школ мира.
Многие предприниматели позавидуют этому проекту: политическая поддержка на самом высоком уровне (бизнес-школа создается в рамках нацпроекта «Образование»), обильное бюджетное финансирование, 105 га земли в Стрельне, рядом с Константиновским дворцом, с целевым назначением под строительство кампуса. Впрочем, и в стратегии этого проекта компетенции играют не последнюю роль. «Наша бизнес-модель предполагает, что хорошая школа не может существовать в отрыве от бизнес-комьюнити. Бизнес является заказчиком, экспертом, который корректирует программы, — это залог конкурентного преимущества школы», — рассказывает Дмитрий Волков, заместитель декана по учебной работе Высшей школы менеджмента.
Кстати, по словам Волкова, даже на начальном этапе петербургский проект значительно отличается от московского, также создаваемого в рамках нацпроекта, но — с нуля.
— Московский проект предполагает несвязанность с традиционным учебным заведением — в отличие от петербургского и от большинства лидирующих бизнес-школ мира. Кроме того, концепция московской школы заключается в том, что предприниматели учат предпринимателей. У нас — теория и практика соединяются. Недаром говорят, что в Москве учат предпринимателей, а в Петербурге — менеджеров, — не скрывает гордости замдекана Высшей школы менеджмента.
Не откажешь в оптимизме относительно будущего Петербурга и Марии Козыревой, начальнику отдела экспертной оценки проектов Комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Петербурга. Она назвала несколько приоритетных стратегий, которые позволят городу в обозримом будущем положить основу его глобальной конкурентоспособности.
В концепции развития Петербурга до 2025 года (вскоре этот документ может стать законодательным актом) говорится о превращении Северной столицы в крупнейший мировой деловой центр (перерегистрация ведущих компаний страны идет полным ходом, как и процесс переноса в Петербург ряда федеральных функций).
Следующее направление: Петербург должен стать центром инновационно-управленческой деятельности. Сейчас на территории города строится 2 особых экономических зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ «Нойдорф», 18 га, и ОЭЗ «Ново-Орловское», 112 га), а также ИТ-парк (46 га) на базе Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича. Наконец, Петербург становится плацдармом для развертывания высокотехнологичных производств. На разной стадии находятся проекты строительства уже четырех автозаводов (Toyota, Nissan, General Motors, Suzuki).
Третье крупное направление в развитии города — торгово-транспортное. Петербург должен стать крупнейшим центром международного значения на Балтике: на это сейчас активно работают и петербургский, и федеральный бюджеты. Решить огромную проблему транспортной доступности петербургского морского порта должны помочь такие проекты, как Западный скоростной диаметр (3,2 миллиарда долларов), Орловский тоннель (980 миллионов), строительство Морского пассажирского терминала (более 1 миллиарда), нового терминала аэропорта «Пулково» (более 1 миллиарда долларов).
Однако далеко не все уверены в том, что многочисленные прожекты решат насущные вопросы, первым делом встающие на пути инвестиций мирового бизнеса в Петербург — и наоборот. «Ключевым фактором успеха Питера будет устранение коррупции и административных барьеров. Вот если публично заявите, что внутри правительства ведете борьбу с коррупцией, — вы будете конкурентоспособны в мире сразу же!» — посоветовал чиновнику один из участников конференции.
Начать дискуссию