Еще три года назад Глеб Архангельский работал в петербургском банке помощником председателя правления. Просчитывая один из проектов (по выращиванию шампиньонов) , он решил, что с него хватит. "Мне стало скучно, и я пришел к председателю правления прощаться", - вспоминает Архангельский. - Тот говорит: "Вам шампиньоны не нравятся или наша работа с кадрами? " Сказал, что шампиньоны. Тогда он спрашивает, что же мне интересно. "Учет времени", - отвечаю". Сейчас Архангельский - консультант по управлению временем.
Сколотить нужную сумму для безбедной старости или выхлопотать себе недюжинную пенсию может не каждый. Но заработать интеллектуальный капитал, чтобы продавать нажитые трудом знания, - вполне доступный путь, причем с ничтожными инвестициями.
"В долгосрочной перспективе - возможно, ближе к пенсии - я хотел бы стать консультантом, - говорит директор по маркетингу российского отделения компании Alcatel Игорь Манн. - Надеюсь, к тому времени и требования к консультантам, и стиль их работы изменятся. Сейчас консультантами считаются те, кто много и нудно говорит, пишет толстые отчеты и берет за почасовую работу, а не за результат. В итоге мы относимся к консультантам как к персонажам из анекдота - для того чтобы сказать вам, сколько времени, они возьмут у вас часы. Профессионал, который имеет десятилетний опыт, например, в маркетинге или продажах, аудит может провести за четыре часа, а заключение дать - за 15 минут. И, мне кажется, правильно работать именно так".
По мнению Глеба Архангельского, любой думающий человек может накопить за время работы нужную степень экспертности. "Это то, к чему стоит стремиться в жизни, - независимость. В том числе внутренняя - от работодателя", - говорит он.
Разные пути.
За полгода до разговора с начальником Архангельский увлекся учетом личного времени: замерял время выполнения своих операций и строил таблички в Exel. Как раз тогда в банке читали курсы управленческого учета, и Архангельскому было интересно использовать это в личных целях. "Как только у председателя загорелись глаза, я понял, что мой, казалось бы, частный интерес является продуктом. "С этого места подробнее", - тут же среагировал начальник. Тогда я начал рассказывать, графики рисовать. Он возбудился, заходил по комнате - дескать, банку это очень интересно, к концу квартала весь персонал засиживается допоздна, ничего не успеваем и проч. ", - вспоминает консультант.
Работа с персоналом банка по тайм-менеджменту была первым проектом Архангельского. Консультируя банк, Архангельский параллельно начал готовить свой выход в консалтинг: как он утверждает, в 2000 г. в России были только слабые попытки продвигать идею управления временем. Первых - правда, бесплатных - клиентов он нашел на форумах в Интернете. Зато на основе полученного материала Архангельский смог сделать кейсы для цитат в деловой прессе, получил опыт и рекомендации. В Интернете он нашел и делового партнера, который начал подключать его к своим проектам. Заработало сарафанное радио.
Петербургский консультант по управлению персоналом Михаил Хромов, говоря о продвижение услуг независимыми консультантами, иронически сравнивает его с маркетингом девиц легкого поведения. "Есть клиенты, которым понравилось то, что делаю я, и они рекомендуют меня другим, - объясняет он. - Самостоятельно я нахожу клиентов редко, для этого надо бывать на профессиональных тусовках, экономических семинарах и встречах выпускников MBА. Там, где можно встретить руководителя. На семинарах по управлению персоналом реже - менеджеры нечасто влияют на выбор гендиректора".
Михаил Хромов консультантом стал случайно. Год назад он начал искать новую работу, и рекрутинговое агентство, которое одновременно занималось консалтингом, подключило его к крупному проекту. Хромов подходил команде по своей специализации. "На "халтуре" я понял, что могу делать эти вещи. Потом было еще несколько заказов, и я решил уволиться из компании", - рассказывает он.
Тяготы жизни.
По словам консультантов, в амплуа независимого их доходы увеличились в 2 - 3 раза, зато заметно уменьшилось свободное время. В среднем работа занимает 12 часов в сутки, выходные сократились до одного дня. "Зато я самостоятельно распоряжаюсь своим временем, если, конечно, не обращать внимание на то, что должен вставать в семь утра каждый день, - рассказывает Хромов. - Дело в том, что все время нужно поддерживать уровень заказов. Сейчас я завален работой до июля. Но в июле есть шанс остаться без заказов. Этот страх заставляет браться за столько заказов, сколько есть. Но ощущение, что цифра конечна, остается".
Глеб Архангельский получил свой первый гонорар только через три месяца свободного полета. Тогда он заработал $200 за один день работы. Через год он переехал в Москву, а недавно организовал свою команду. "Востребованный продукт неминуемо должен дорасти до фирмы", - считает он. В режиме независимого консультанта он в среднем получал $3000 - 4000 в месяц.
Длинный путь консультанта к искомому результату компенсируется минимальными инвестициями. "$1000 - за глаза! " - утверждает Архангельский. Из них $500 у него ушло на создание сайта (который сформировал сообщество тайм-менеджеров) , столько же - на атрибуты, связанные с личным стилем, - визитки, буклеты и проч.
"Никакого офиса на первых порах консультанту не надо: это только лишние нервы и - самое главное - деньги, - считает Архангельский. - Нужно только изучить Гражданский кодекс - тонкости работы физического лица. Дело в том, что консультанту не требуется лицензия на ведение предпринимательской деятельности. Он может обходиться договорами на оказание преподавательских услуг и авторскими договорами, если речь идет о продаже методики".
Ян Вирлов, управляющий московским офисом компании Dr. Pendl & Dr. Piswanger Management Consulting, считает, что начинающему консультанту необходимо прочитать ряд полезных книг и ознакомиться с набором компетенций консультанта: "Их можно получить в Institute of Management Consultants, USA. Документы на русском языке есть в Российской ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) , а также в Украинской ассоциации менеджмент-консультантов (УАМК). Также стоит посмотреть профессиональные сайты - например, "Развитие бизнеса" и "Корпоративный менеджмент". Но лучше всего начинать под руководством консультанта со стажем".
Консультант Михаил Фербер считает, что, выходя на рынок, необходимо как можно точнее сузить спектр своей деятельности. Собственно, таким образом два года назад он стал развивать новую услугу - консалтинг консультантов. До этого он занимался обычным консультированием и обнаружил, что маркетинговые ошибки, которые он делал, свойственны многим консультантам.
По мнению Анны Беляковой, эксперта-методолога компании BKG, независимые консультанты обычно не выходят за рамки ограниченного сегмента рынка. "Как правило, это тренинги и семинары, ниши, связанные с управлением персоналом и бизнес-планированием. Правда, имена, ставшие брэндом, могут приглашать независимо от сотрудничества с крупными компаниями", - говорит она. По данным BKG, доля, которую занимают частные консультанты по отношению к крупным компаниям, постепенно падает. Белякова оценивает ее в 15 - 20% за прошлый год.
Сами частные консультанты настроены более оптимистично. По мнению Архангельского, востребованность частных консультантов будет расти, и не только благодаря более низким гонорарам. "Независимые более мобильны, они могут раскопать тему, до которой у крупной компании не дойдут руки", - уверяет он.
Наталья Ульянова
Начать дискуссию