Управление персоналом

Хотите работать? Будьте здоровы!

Управляя человеческими ресурсами, руководитель любого подразделения должен понимать, что эффективность работы персонала зависит не только от правильно выстроенной системы мотивации, но и от физических возможностей сотрудника. Проще говоря, от состояния его здоровья. Согласно разным данным, уровень временной нетрудоспособности среди сотрудников составляет от 600 до 1100 дней на 100 работающих в год. Путем нехитрых вычислений можно понять, какую сумму прибыли теряет компания в результате. Как же правильно управлять здоровьем подчиненных, чтобы не слышать каждый день ставшую уже привычной фразу: «А он болеет, его сегодня на работе не будет!»?

Управляя человеческими ресурсами, руководитель любого подразделения должен понимать, что эффективность работы персонала зависит не только от правильно выстроенной системы мотивации, но и от физических возможностей сотрудника. Проще говоря, от состояния его здоровья. Согласно разным данным, уровень временной нетрудоспособности среди сотрудников составляет от 600 до 1100 дней на 100 работающих в год. Путем нехитрых вычислений можно понять, какую сумму прибыли теряет компания в результате. Как же правильно управлять здоровьем подчиненных, чтобы не слышать каждый день ставшую уже привычной фразу: «А он болеет, его сегодня на работе не будет!»?

Сирма Готовац

Рисками, связанными со здоровьем сотрудников предприятия, можно управлять с помощью технологии Health management, широко распространенной на Западе и становящейся все более актуальной в России. Данный метод включает всестороннее исследование медицинских рисков, цель которого состоит в выявлении и ранжировании по значимости факторов, негативно сказывающихся на здоровье сотрудников. Изучается статистика по наиболее частым заболеваниям, устанавливаются их причины и последствия, проводится стресс-аудит. Далее по результатам исследования составляется план мероприятий, которые необходимо провести, чтобы снизить заболеваемость, — это не только регулярные медосмотры и вакцинация, но и корпоративный фитнес, санитарно-просветительская работа, консультации и тренинги по профилактике заболеваний и отказу от вредных привычек.

Кроме того, создаются индивидуальные карточки застрахованных и вырабатываются комплексы мер и рекомендаций по питанию и физическим нагрузкам для каждого сотрудника, а также по улучшению эргономики и экологии офиса.

Четыре греха

В целом все факторы, которые повышают вероятность развития заболеваний, подразделяются на четыре основные группы:

  • образ жизни человека: наличие нефизиологических вредных привычек (курение, употребление алкоголя), несбалансированное питание, стресс, гиподинамия. Эта группа факторов оказывает самое значительное влияние на возникновение заболеваний, в среднем — до 55 процентов;

  • факторы внешней среды: загрязнение воздуха, воды, почвы, вредные условия труда (шум, вибрация, скученность, плохая вентиляция, нерациональный режим работы и др.), различные виды излучений (радиационное, электромагнитное и др.), нарушенный микроклимат. Каждый из этих факторов оказывает значительное влияние на состояние здоровья сотрудников и их работоспособность. Как правило, именно рабочие и офисные помещения бывают более неблагополучными в плане экологии, чем жилые. Это связано с тем, что они располагаются в центре города, в промышленных кварталах, на территориях бывших заводов. Концентрация в воздухе вредных веществ возрастает в разы, а общий объем воздуха оказывается намного ниже нормы, желательной для нормальной жизнедеятельности человека. Уход за офисным помещением, как правило, осуществляется менее добросовестно, чем дома. Часто при уборке применяются сильные химические реагенты — средства для чистки ковров, полировки мебели и др., которые затем попадают в воздух. Для отделки и меблировки офисных помещений используются более дешевые синтетические материалы, которые становятся источником выделения вредных веществ. Наконец, существенной проблемой на рабочих местах является электромагнитное поле — появляется «дрожание монитора», и в результате работа на компьютерах становится невозможной. Неправильно организованное рабочее место, силовые кабели, проходящие по стенам зданий, офисная техника повышают электромагнитный фон, что в итоге приводит к значительному снижению работоспособности. Неблагоприятная офисная среда может вызывать чувство дискомфорта, головные боли, повышение артериального давления, аллергию, обострение хронических и появление новых заболеваний, что не может не сказаться на эффективности работы сотрудников. Вклад этой группы факторов в развитие заболеваний составляет до 25 процентов;

  • генетическая предрасположенность людей к возникновению того или иного заболевания. Многие считают, что на данный фактор риска повлиять нельзя. Однако это не так. Всегда существует возможность подобрать «проблемному» сотруднику соответствующие профилактические мероприятия и условия работы, которые позволят ему максимально длительное время оставаться здоровым. Данная группа факторов риска влияет на возникновение заболеваний в 15–20 процентах случаев;

  • низкое качество оказываемой медицинской помощи. Доля влияния этого показателя — лишь 10 процентов.

Итак, до 80 процентов всех причин развития заболеваний относится к изменяемым факторам. Следовательно, есть реальная возможность снизить процент заболеваемости на предприятии. Как показывает практика, эффективная программа Health management позволяет решить большую часть задач по управлению медицинскими рисками.

Подводим итоги!

Управление здоровьем позволяет:

  • снизить заболеваемость в коллективе на 40–50 процентов;
  • повысить выявление хронических заболеваний на 10–15 процентов;
  • сократить количество дней временной нетрудоспособности на 20 процентов и средний срок больничных — на 30 процентов.

Личного врача вызывали?

Health management всегда подразумевает индивидуальный подход к медицинским рискам: сбор информации по каждому застрахованному предприятию, анализ полученных данных и разработку индивидуальной программы профилактических мероприятий. Решить эту задачу невозможно без системы офисных медицинских сотрудников. К каждой компании-клиенту прикрепляется «Личный врач», который оказывает как лечебно-диагностическую, так и профилактическую помощь сотрудникам. Специалисты оснащены всем необходимым оборудованием, а это позволяет решать большинство проблем (до 80%) без привлечения дополнительных консультантов и излишних методов обследования сотрудников, что в значительной степени экономит время застрахованного на получение медицинской помощи.

Однако основной задачей личного врача в организации все же является работа, направленная на предотвращение заболеваний. Она состоит из нескольких этапов:

  • сбора информации;
  • анализа полученных данных;
  • планирования;
  • реализации.

Сначала анализируется половой и возрастной состав сотрудников компании, условия труда, характер питания и другие факторы. На основании результатов анализа личный врач уже может прогнозировать те или иные проблемы в коллективе. Проводятся профилактические скрининговые осмотры сотрудников для выявления хронических заболеваний с обязательным заполнением специальной анкеты, в которой отражаются имеющиеся заболевания, факторы риска и другие показатели, которые могут повлиять на здоровье в дальнейшем. По необходимости исследуется стрессоустойчивость сотрудников, проводится экологический мониторинг офисных помещений, аттестация рабочих мест. Обычно этот этап длится от двух до пяти месяцев — в зависимости от размера компании.

Затем полученные данные подвергаются тщательному анализу, формируется так называемый «Паспорт здоровья компании», в котором отражается вся информация по состоянию здоровья сотрудников. Руководству организации даются рекомендации по улучшению ситуации и решению выявленных проблем.

Совместно с отделом персонала компании составляется план санитарно-просветительских лекций, и, наконец, в организации проводятся запланированные мероприятия.

В зависимости от выявленных при диагностике проблем используются различные способы их преодоления: диспансерное наблюдение лиц с хронической патологией, вакцинация, санитарно-просветительская работа (чтение лекций по выявленным факторам риска, рассылка информационных бюллетеней, проведение очных консультаций, посвященных здоровому образу жизни, тренинги и т. д.). Для профилактики стресса сотрудникам предоставляется доступ к телефонной линии психологической помощи.

Грамотно управляя здоровьем, работодатели постепенно начинают отмечать рост работоспособности и эффективности деятельности своих сотрудников, повышение лояльности со стороны персонала.

Бросай курить — вставай на лыжи

«Программа управления здоровьем на нашем предприятии представлена, условно, тремя блоками. Первый — это популяризация спорта среди сотрудников, причем его нетравмоопасных видов: плавания, аэробики, бадминтона, тенниса и т. п. Компания дотирует членство в фитнес- и спорт-клубах для работников и членов их семей (по нескольким программам).

Второй блок — профилактика профессиональных и сезонных инфекционных заболеваний. Был момент, когда сотрудники стали жаловаться на головные боли, снижение остроты зрения. Сначала возникла мысль, что причина данной проблемы кроется в неправильно настроенных мониторах персональных компьютеров, однако потом выяснилось, что все дело в освещении. Руководство компании согласилось на дополнительные затраты, и проблема была решена. Также была смонтирована вентиляционная система, автоматически поддерживающая комфортную температуру и влажность в помещении, соответственно, теперь не требуется проветривание, а значит — нет сквозняков. Сегодня внедряется система мониторинга состояния здоровья сотрудников и запускается медицинская программа “Доктор на производстве”.

Третий блок — борьба с курением. Так, всем некурящим сотрудникам стали доплачивать 10 процентов от их годовой зарплаты. Кроме того, место для курения находится далеко от офиса, к нему нужно идти. А у нас введена электронная система учета рабочего времени, соответственно, курильщику приходится выбирать: вредная привычка и неизбежные потери или бонусы. Эти меры начали внедряться в июне 2006 года, но уже к настоящему моменту почти половина курильщиков отказались от своей привычки. Как следствие, сотрудники стали меньше болеть, пребывание на больничных листах сократилось в среднем на три-четыре дня. Видна реальная польза».

Алена Ильич, руководитель департамента по работе с персоналом компании «Фаюр Союз Трейдинг»

Автор - заместитель генерального директора ООО «Группа Ренессанс Страхование»
НДС на УСН

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Все говорят о том как плохо УСН-щикам платить НДС. И никто о том, что это шанс для ОСНО остаться с НДС, но не платить налог на прибыль в 2025.

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Начать дискуссию