Бизнес-психология

Зачем российские корпорации нанимают иностранные PR-агентства

С польскими СМИ нужно ухо держать востро. Уж если они позволяют себе изображать Ангелу Меркель топлес или с гитлеровскими усиками, то чего удивляться их восприятию «Газпрома» как «закрытой, необщительной и являющейся прямым орудием Кремля» компании. Последняя цитата — вывод аналитиков самого «Газпрома». Чтобы исправить свой имидж за рубежом, концерн нанял целый консорциум иностранных PR-агентств.

С польскими СМИ нужно ухо держать востро. Уж если они позволяют себе изображать Ангелу Меркель топлес или с гитлеровскими усиками, то чего удивляться их восприятию «Газпрома» как «закрытой, необщительной и являющейся прямым орудием Кремля» компании. Последняя цитата — вывод аналитиков самого «Газпрома». Чтобы исправить свой имидж за рубежом, концерн нанял целый консорциум иностранных PR-агентств.

Оксана Шевелькова

Суть конфликта «Газпрома» с поляками, апогей которого пришелся на начало года, вкратце такова. Из России в Европу через территорию Польши проходит газопровод Ямал-Европа, польским участком которого управляет EuroPolGaz — совместное предприятие, где по 48% акций принадлежит «Газпрому» и нефтегазовой компании PGNiG, подконтрольной правительству Польши. Благополучие EuroPolGaz зависит от размера платы за транзит газа, которую вносит «Газпром». Польша отказывалась снижать тариф, «Газпром» настаивал. Польские СМИ запестрели сообщениями: русские-де хотят подорвать финансовое положение EuroPolGaz и получить над ней полный контроль. «Газпром» не мог взирать на это безучастно.

Позицию концерна обычно озвучивает пресс-секретарь председателя правления «Газпрома» Сергей Куприянов — все, наверное, видели его по телевизору в ходе газовых войн с Украиной и Белоруссией. Однако к делу донесения газпромовской правды до поляков было решено привлечь и специалистов со стороны. «Рук не хватает на все. И нам нет необходимости держать своих специалистов в области PR, например, в Польше или Турции. Но возникают ситуации, на которые надо реагировать», — объясняет Куприянов. Начали искать подрядчика.

КАК ИХ НАНИМАЮТ

О том, как «Газпром» выбирал партнеров, Куприянов говорить отказывается. По рассказам других участников рынка, в общих чертах картина выглядит так. Первой компанией, с которой повел переговоры «Газпром», стало американское агентство стратегических коммуникаций PBN. Это хорошо известный на российском рынке PR игрок. В числе клиентов агентства — «Распадская», Магнитка, ЛУКОЙЛ. Россия вообще стала для PBN настоящим Клондайком. Если в вашингтонской штаб-квартире агентства работают 13 человек, а в Лондоне сидят четверо, то в московском офисе трудятся целых 40 специалистов по коммуникациям. Но подписать контракт с газовиками им не удалось.

В российской прессе получила распространение версия: якобы в истории с переносом Бронзового солдата в Таллине PBN консультировало эстонцев, за что и было наказано. Заслуживающие доверия источники SM утверждают, что ничего такого не было, а причины разрыва другие. Одна из них — cообщения о будущем контракте PBN с «Газпромом» появились в прессе еще до его заключения. Откуда пошла утечка, доподлинно неизвестно, но «Газпром» на всякий случай подстраховался: а вдруг не умеют держать язык за зубами в самом PBN?

В результате контракт получил консорциум из трех компаний — американской Ketchum, которая уже работает над имиджем России за рубежом; консультанта по отношениям с инвесторами Gavin Anderson (штаб-квартира в Токио); компании GPlus (Брюссель), которая специализируется на политтехнологиях и связях с медиа. Консультанты, в частности, получили задание обеспечить отражение позиции «Газпрома» в польских СМИ.

Сумма контракта не раскрывается. Цифры $10-15 млн, о которых говорят на рынке, по мнению главы Российской ассоциации по связям с общественностью Владимира Мединского, «выглядят правдоподобно», но, отмечает эксперт, «чтобы давать серьезные оценки, нужно знать техническое задание».

Косвенно порядок цифр подтверждается и тем фактом, что год назад международная PR-группа Huntsworth приобрела за $22,4 млн работающее в Центральной и Восточной Европе агентство Mmd (штаб-квартира в Будапеште), главный актив которого — контракт с «Роснефтью». Госкомпания выбрала Mmd для PR-поддержки своего IPO в Лондоне, сейчас же к Mmd переходит все больше функций. Агентству отдан весь зарубежный PR, а также организация брифингов и поездок в России. Даже корпоративный журнал Rosneft Magazine издается Mmd. Непосредственно имиджем «Роснефти» на Западе занимаются старший вице-президент отдела корпоративных и общественных отношений в странах СНГ Хуго Эрикссен и директор по международным информационным отношениям Евгений Фокин. Тут тоже имеется своя интрига: до 2005 г. оба работали на ЮКОС. Поскольку Mmd было выбрано «Роснефтью» уже после прихода туда Эрикссена, не исключено, что именно это обстоятельство и привлекло госкомпанию, которой достались многие юкосовские активы.

Как бы то ни было, выгодный заказчик получен, и теперь в Mmd мечтают о расширении бизнеса. «Одно из интересных направлений — работа с региональными финансовыми институтами. Инвестиционная привлекательность российских банков рано или поздно приведет к появлению их акций на внешнем рынке», — рассуждает директор Mmd по делам Евразии Михаил Курячев.

ДОХОДНЫЕ IPO

Участие в организации IPO — золотое дно для зарубежных специалистов по PR. Внешние консультанты нужны российским эмитентам для операций на тех рынках, которые не покрывают штатные пиарщики корпораций. По словам старшего вице-президента и исполнительного директора PBN в Москве Тома Блэкуэлла, средняя стоимость проекта коммуникационной поддержки на период от начала подготовки IPO до размещения акций на бирже составляет €150 000.

Чтобы удачно разместиться на любимой площадке российских эмитентов AIM (альтернативный рынок биржи LSE) в Лондоне, не требуется многослойных процедур аудиторских проверок — необходимо лишь выстраивание правильных отношений с институтом так называемых номадов (nominated advisers), объясняет Курячев. Это сертифицированные AIM инвестбанки, которые выполняют due diligence и собственно выводят акции эмитента на биржу. Вокруг банков формируется целый пул компаний, обеспечивающих будущее IPO, куда входят и коммуникационные агентства.

Правда, знание иностранными агентствами специфики западных рынков нередко соседствует с отсутствием опыта и умения работать в условиях специфики российской. Как вспоминает бывший директор по связям с инвесторами компании «Ситроникс» Александр Борейко (сейчас он работает на аналогичной должности в «ВымпелКоме»), при проведении IPO пришлось нанимать несколько агентств. Одно сразу не устроило «Ситроникс», а с другим (Gavin Andersen) контракт подписали, но расстались еще до его окончания. «Вклад агентства в общий результат был минимален, — возмущенно вспоминает Борейко. — Например, были договоренности с двумя изданиями об интервью с президентом, но агентство передало нам, что оба корреспондента заболели».

Курячев из агентства Mmd, со своей стороны, жаловался, что «оголтелая антироссийская кампания, которая была развернута накануне размещения [»Роснефти«], была сумасшедшим препятствием». Тут, правда, следует уточнить, что кампания была не столько антироссийской, cколько антироснефтевской — многие эксперты считали своим долгом уведомить западных инвесторов, что им предлагают акции компании, которая приобрела активы опального ЮКОСа. Но размещение «Роснефти» прошло успешно, и, как теперь утверждает Курячев, «это говорит о том, что принимаемые командой меры были в правильном направлении».

Определить, произошло ли размещение удачно благодаря участию пиарщиков или их роль невелика, довольно сложно. «Роль PR-агентств при IPO ограничена. Есть огромное количество ограничений на распространение информации и PR при проведении IPO. Они скорее выступают как координационные элементы», — полагает управляющий директор «Атона» Стивен Дашевский. По словам Борейко, считается, что PR-агентства необходимы на случай провала размещения — чтобы провести антикризисную работу, сгладить негатив и уменьшить потери для репутации компании.

Привлекать специалистов по связям с инвесторами и общественностью при размещениях акций все же необходимо, возражает глава небольшой нефтяной компании West Siberian Resources Максим Барский: «Это дает обороты. Их (частных инвесторов. — SM) привлекают только новости. Если в размещении будут участвовать только фонды, ликвидности не будет».

В «Газпроме», судя по первым результатам деятельности коммуникационного консорциума, также пришли к выводу, что польза от него есть. Не то чтобы польские СМИ встали на сторону российского концерна, однако излагать его точку зрения на конфликт вокруг EuroPolGaz начали исправно. Уже к середине лета позицию концерна отразили 48 ведущих польских СМИ, а с представителями 15 самых влиятельных из них газпромовцы и их консультанты смогли переговорить лично. Теперь «Газпром» планирует расширить влияние на польский социум, приняв, в частности, активное участие в конференции Europower, которая пройдет в Варшаве в начале октября.

ТОРГОВЛЯ СВЯЗЯМИ

Еще одно крупное поле деятельности для пиарщиков на аутсорсинге — работа с западными компаниями, приходящими на российский рынок. Агентства выступают в роли отсутствующих у них до поры собственных PR- и IR-департаментов. «У нас никого не было, когда мы пришли в Россию», — объясняет обращение к внештатным пиарщикам глава московского представительства Google Владимир Долгов. Он не исключает, что, когда масштабы бизнеса компании в России станут достаточно велики, у нее может появиться и собственный специалист по PR. Хотя, добавляет он, все равно одного человека не хватит для проведения масштабных мероприятий — аутсорсинг останется. «Весь рынок PR сталкивается сейчас с этой проблемой — отсутствием людей. Компании месяцами ищут специалистов. Поэтому проще нанять агентство», — рассуждает Михаил Маслов, гендиректор работающего в том числе с Google агентства Maslov PR.

Кроме того, специализированные агентства предоставляют услуги government relations — попросту говоря, лоббирования. «Любая иностранная компания, входящая на российский рынок, сталкивается с необходимостью работать с регуляторами», — говорит Курячев из Mmd. Поскольку иностранцы привыкли к подобной практике у себя дома, то предпочитают действовать таким образом и в России.

Услуги наемных агентств по постоянному PR-сопровождению обходятся, как правило, в €10 000-30 000 в месяц. На эти деньги можно нанять минимум трех человек для работы in house. Есть ли смысл тратиться? Да и нужды компании ее собственным сотрудникам лучше известны и более понятны. Поэтому большинство компаний предпочитают содержать собственных специалистов по PR, считая выгодным привлекать агентства только для конкретных проектов.

Если же специалист из агентства нужен корпорации на продолжительный срок, она пытается нанять его в штат. К примеру, BP недавно нашла себе сотрудника в PBN. А основатель агентства «Михайлов и партнеры» Сергей Михайлов вот уже три года как член правления РЖД.

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Интересные материалы

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция