Мебельный рынок России традиционно считается одним из самых непрозрачных. По официальным данным Росстата, объем продаж мебели на российском рынке в 2006 году составил 133,6 млрд руб., или 4,9 млрд долл. При этом аналитики рынка полагают, что официальная статистика может не учитывать до трети всех операций с мебелью. Эксперты Discovery Research Group с учетом теневого сектора называют цифру чуть больше официальной — 5,3 млрд долл.
Серый рынок
Доля сегмента офисной мебели на рынке, по оценкам большинства участников рынка, составляет примерно 20%. «Еще 3–4 года назад рынок был абсолютно непрозрачным, не было исследований, а информация о его объеме носила предположительный характер и формировалась на основе тех цифр, которые компании-операторы решались озвучивать. Тем не менее можно сказать, что общий объем рынка вырос в несколько раз за то время, что мы работаем», — говорит генеральный директор «Бюро-Объект» Карина Арутюнова-Грабински. В денежном выражении суммарный объем отечественного рынка офисной мебели в 2006 году составил 1–1,1 млрд долл. Однако с этой оценкой согласны не все. «Мы считаем, что объем рынка офисной мебели в России еще в 2004 году был порядка 1 млрд долл., а в 2005-м — 1,1–1,2 млрд. Таким образом, наша оценка за 2006 год находится в диапазоне 1,2–1,3 млрд долл.», — отмечает консультант по рынку мебели Discovery Research Group Дмитрий Гордеев. Коммерческий директор группы компаний «Ромул» Павел Бондарев дает еще более смелую оценку: «Последние расчеты показывают, что объем потребительского рынка офисной мебели составляет 1,3–1,5 млрд долл. в год при доле 25% от общего рынка мебели. Низкая точность расчетов связана с крайней непрозрачностью рынка, низкой консолидацией и размытостью игроков».
Эксперты отмечают, что российский рынок офисной мебели в прошлом году рос даже быстрее, чем в предыдущие годы, когда показатель роста колебался около 13%. «Можно предположить, что при сохранении способствующих росту рынка факторов, таких как улучшение общеэкономической ситуации в России, рост платежеспособности населения, рост объемов предложения на рынке жилой недвижимости и развитие культуры потребления мебели, возможно дальнейшее увеличение объема рынка», — прогнозирует Дмитрий Гордеев. По мнению ряда специалистов, в 2007 году рынок офисной мебели вырастет примерно на 13,7% в стоимостном выражении. Однако специалисты не отрицают, что благоприятные факторы в развитии национальной экономики могут привести к увеличению этих цифр. В частности, г-н Бондарев полагает, что в ближайшей перспективе офисная мебель будет пользоваться устойчивым спросом с тенденцией роста 15–20% в год.
Эконом, бизнес и люкс
Рынок офисной мебели, по словам его участников, всегда был сегментирован, и динамика роста каждого из сегментов значительно отличается от динамики роста других. Однако договориться о единой классификации пока что не удается. Так, например, по мнению коммерческого директора компании Office Solutions Георгия Чернышева, деление мебельного рынка во многом определяют сами компании: есть монобрендовые компании, представляющие люксовые мировые марки, мультибрендовые компании, поставляющие на рынок зарубежную мебель среднеценового сегмента, и российские компании, работающие в недорогом сегменте.
По мнению Карины Арутюновой-Грабински, всю продукцию сейчас можно условно разделить на классы: мебель эконом-, бизнес- и first-класса, как в индустрии авиаперевозок. «Если говорить о мебели для персонала, то градации здесь такие: эконом-класс — до 300 у.е. за рабочее место, бизнес-класс — до 700 у.е. и first-класс — от 700 у.е.», — пояснила она. Генеральный директор компании «Мебель-Динамика» Любовь Пономаренко имеет свое видение сегментации рынка. «Во-первых, это оперативная мебель стоимостью 300–700 евро для рядовых сотрудников, представленная в основном отечественным производителем. Во-вторых, это оперативная мебель стоимостью 700–2000 евро для персонала более высокого ранга, поставляемая большей частью из Италии. В-третьих, это элитная мебель, ценовой диапазон которой варьируется от 2-х до 6 тыс. евро, а ведущие бренды представлены такими странами, как США, Англия, Германия и Италия», — считает г-жа Пономаренко.
По западным канонам
Рынок мебели в России еще относительно молод — основные игроки присутствуют в офисном сегменте не более 15–20 лет. Поэтому говорить о четких тенденциях на рынке стало возможно только сейчас. Эксперты полагают, что в большинстве своем они повторяют западный рынок, с которого к нам пришли и технологии, и дизайн. Однако существует и определенный местный колорит, о котором представительства иностранных компаний стараются не забывать. По наблюдениям Любови Пономаренко, российский рынок офисной мебели подвергся существенным изменениям, которые имеют комплексный характер. В их основе лежит зарождение и развитие бизнес-жизни как таковой. «Происходит смена ценностных установок и ориентиров. Если раньше решающую роль при выборе мебели играла цена (соответственно, преобладал спрос на мебель эконом-класса), то сейчас для компании важно поддержание соответствующего имиджа», — поясняет г-жа Пономаренко.
Офисный интерьер, как неотъемлемая составляющая корпоративной политики, становится своеобразным показателем уровня компании, ее отношения к собственным сотрудникам и заботы о «трудовом» времени в целом. Все это может рассказать о компании гораздо больше и правдивее, нежели ее рекламный проспект. Вследствие этого растут требования покупателей к мебели, которой обставляются офисы. «Заказчики уже воспринимают затраты на офисный интерьер как инвестиции в развитие бизнеса, а не как неизбежные потери», — добавляет директор по исследованиям Discovery Research Group Александр Болтавин. При выборе мебели клиенты все чаще обращают внимание на бренд продукции, ведь, как отмечают аналитики, особенность этого товара состоит в том, что его качество сложно распознать сразу. Зато репутация фирмы-производителя становится гарантией того, что дорогое «представительское» кресло не развалится после нескольких заседаний.
Развитие рынка недвижимости формирует и рынок мебели, определяет характер обстановки в бизнес-центрах. «Стоимость «квадрата» офисного пространства в Москве просто огромна, и все стараются как можно лучше использовать каждый угол. Этим обусловлена тенденция уменьшения рабочего пространства, — делится наблюдениями коммерческий директор компании Office Solutions Том Лукич. — Если раньше стандарт длины рабочего стола составлял 180 см, то сегодня это значение приближается к 140 см». Спрос на компактную офисную мебель подтверждают и в эксклюзивном российском представительстве Sedus: «Сейчас все чаще приходится прибегать к нестандартным решениям, — рассказывает Владимир Крымский. — Рабочее место отходит от привычного формата, и компаниям, производящим мебель, приходится постоянно придумывать что-то новое». Г-н Крымский добавляет, что к нестандартным решениям готовы только компании premium-класса. «У них просто есть для этого необходимые мощности, производственные возможности и опыт», — объясняет эксперт.
Одним из нестандартных решений по организации офисного пространства становится оборудование всех подручных плоскостей для работы. Так, сэкономить на площади можно с помощью создания «вертикального» рабочего места. В компании Sedus называют и еще более экономичный вариант — организацию так называемого hot desk, то есть рабочего места, где каждый может, например, выйти в Интернет или проверить почтовый ящик. Такие «мобильные» офисы актуальны в аудиторских или консалтинговых компаниях, сотрудники которых часто выезжают к клиенту и бывают в офисе непродолжительное время. Работодатель в таком случае значительно экономит на инфраструктуре и офисной площади. «Современный офис должен легко модифицироваться, — рассуждает г-н Лукич из Office Solutions. — Наша жизнь бежит, все развивается и изменяется очень быстро. Офисное пространство должно помогать данному процессу». В связи с этим все более популярной становится мобильная, а также модульная мебель, из которой, как из конструктора, можно собрать целые рабочие зоны. «При этом вся мебель в офисе будет выполнена в одном стиле, а каждое рабочее место можно спроектировать индивидуально с учетом потребностей сотрудника», — добавляет аналитик Discovery Research Group.
Но все же такое качество, как эргономичность, на российском рынке пока не очень распространено: об удобстве, например, сидения конкретного сотрудника на приобретенном компанией стуле руководство задумывается в последнюю очередь. На первый план выходит все-таки стоимость этого рабочего места: «Если сотрудник — топ-менеджер, то стоимость его рабочего места должна примерно соответствовать его месячной заработной плате. Это ориентир», — говорит Карина Арутюнова-Грабински. Согласно исследованиям рынка, сегодня при подборе мебели все чаще обращают внимание на экологию процесса производства и психологический комфорт сотрудников. Вопрос внутреннего удобства становится более актуальным в свете популярности так называемого open space — большого открытого пространства, где рабочие места отделяются друг от друга прозрачными перегородками, мобильными конструкциями, которые сами по себе могут быть использованы для работы, и другими способами разграничения помещения. «Отсутствие индивидуального рабочего места повышает утомляемость и снижает работоспособность», — приводит результаты психологических исследований г-жа Пономаренко. Г-н Крымский добавляет, что для создания индивидуального рабочего места в таком офисе необходимо решить и многие другие вопросы, например об акустике «открытого» помещения.
Борьба за клиента
Игрокам мебельного рынка приходится осваивать и «смежные» сегменты, чтобы сделать клиенту лучшее предложение на рынке. Чаще всего заманить покупателя только гарантированным качеством, более низкой ценой или другим маркетинговым ходом не получается, да и не всегда игроки premium-сегмента готовы на это идти. Так, по данным дистрибьюторского центра «Тайпит», на первое место в методах конкурентной борьбы выходит не прямой ценовой демпинг, а предоставление дополнительных услуг и бонусов. В частности, компании дают возможность опробовать будущую покупку — таким образом, на рынке появилась услуга «тест-драйв», аналогичная той, что есть на автомобильном рынке. Далеко не все такие «тесты» заканчиваются покупкой, но это совершенно нормально, полагают производители. «Тут в силу вступают субъективные причины, оценка «нравится — не нравится», — отмечает г-н Крымский.
Помимо тестовой «посадки», компании предлагают бесплатные консультации по подбору и расстановке мебели, оперативную доставку, сборку, послепродажное обслуживание, увеличивают гарантийный срок. «Сейчас, как считают некоторые специалисты, чтобы успешно работать, мебельные компании должны иметь как минимум «шоу–румы» или специализированные магазины, хотя и в этом случае им трудно догнать ведущих игроков рынка, имеющих развитые фирменные торговые сети», — замечает г-н Болтавин. Растет спрос на услуги дизайнера, а значит, преобладает индивидуальный подход к интерьерному решению каждого отдельного офиса. По наблюдениям аналитиков Discovery Research Group, за последние три года увеличился объем проектных заказов, сопровождающихся выездом специалистов сервисной службы в офис заказчика, разработкой дизайна, а затем доставкой и сборкой мебели. «В проектных заказах мебельные компании весьма заинтересованы, ведь речь, как правило, идет об оснащении целого офиса, а то и не одного», — добавляет исполнительный директор компании Илья Ломакин.
Выживут сильнейшие
Борьба за каждый офис, усиление конкуренции — все это также характеризует российский рынок офисной мебели последних лет. Обострение ситуации связано, в частности, с выходом на рынок новых игроков, однако, говорят аналитики, перспективами на длительный срок обладают только крупные компании, «с большим запасом прочности». Мелкие игроки в таких условиях способны работать лишь с наиболее ходовыми и чаще всего дешевыми моделями. Зрелые игроки могут противопоставить возросшему уровню конкуренции заблаговременное внедрение новых технологий, расширение ассортимента, как по ценовым категориям, так и по направлениям, улучшение дистрибуции и сервисной политики, замечают в компании «Тайпит».
В более дешевой нише обычно работают отечественные компании, тогда как зарубежные игроки с местными представительствами занимают дорогой рынок — в силу опыта, наработанного качества, дизайнерских решений и сервиса. Российские компании составляют целый сегмент мебельного рынка, в котором упор делается на низкую цену продукта. «Кроме цены, преимущество выражается также и в коротких сроках поставки. Однако в долгосрочном плане такие решения невыгодны, так как мебель часто ломается и требует замены», — объясняет Георгий Чернышев. По оценке г-жи Пономаренко, отечественные производители уже вполне конкурентоспособны в определенном сегменте, но она не поясняет, в каком именно. По всей видимости, к элитной мебели он отношения не имеет. Ведь хотя качество российской мебели ничем не уступает западным образцам, но отстает дизайн, добавляет эксперт. С ней спорит г-н Крымский: «Российские компании нередко предлагают свои решения, но чаще всего лишь копируют конкурентов-иностранцев. При этом они только повторяют дизайн, но не могут предложить то же качество». Но и г-жа Пономаренко, и г-н Крымский сходятся во мнении, что в любом случае российские компании пока не готовы составить достойную конкуренцию западным игрокам, особенно в сегменте элитной мебели.
Начать дискуссию