Маркетинг

Как заставить продавца возиться с клиентом

Некоторые компании практикуют такую систему мотивации менеджеров по продажам, когда их деятельность оценивается не столько по количеству заключенных контрактов, сколько по степени удовлетворенности клиента. Консультанты полагают, что такой подход в условиях рынка, насыщенного схожими товарами, может быть очень эффективным.

Некоторые компании практикуют такую систему мотивации менеджеров по продажам, когда их деятельность оценивается не столько по количеству заключенных контрактов, сколько по степени удовлетворенности клиента. Консультанты полагают, что такой подход в условиях рынка, насыщенного схожими товарами, может быть очень эффективным.

В конце 2003 г. петербургская компания "Полиграфоформление-ОФСЕТ" ввела на предприятии новую систему мотивации для персонала. Если раньше сотрудники получали бонус исходя из объемов продаж, сейчас количественная часть занимает уже около 2/3. Остальное зависит от срока отгрузки, объемов дебиторских обязательств, доли рынка и т. п. По словам генерального директора этой компании Григория Гороховского, в результате нововведений объем продаж увеличился на 20% в I квартале этого года относительно такого же периода в прошлом году. "Можно сколько угодно призывать к качественной работе, но ее можно достичь только тогда, когда уровень качества привязан к зарплате конкретного сотрудника", - считает Гороховский. Оценку удовлетворенности клиентов ведет служба исследования и развития компании, которая ежемесячно интервьюирует основных клиентов, обеспечивающих 80% продаж.

По мнению Михаила Хромова, независимого консультанта из Петербурга, поскольку продукты становятся все менее отличимыми друг от друга, в ближайшем будущем показатели компании будут определяться в первую очередь удовлетворенностью клиента. Хромов два года проводит исследование о влиянии работы продавца на эффективность компании. В исследовании принимали участие 14 российских компаний, работающих в сфере недвижимости, бытовой химии и техники. Как утверждает Хромов, все они ориентируются на валовые продажи и не стимулируют сотрудников повышать удовлетворенность клиентов от покупки, хотя именно это и обеспечивает долгосрочные отношения. "Всем известно, что имидж нужно раскручивать, но, как правило, это делается через рекламистов и пиарщиков. Пиаром через рядовой персонал, например продавцов, обычно пренебрегают", - добавляет Хромов.

С марта 2004 г. в московском дилерском центре "Лексус - Бизнес кар" (официальный дилер Lexus) по-новому рассчитывают зарплату консультантов по сервисному обслуживанию автомобилей. Кроме постоянной части и процентов от продажи услуг введены надбавки, которые зависят от индекса удовлетворенности клиентов. Если он равняется 80 - 90% - ежемесячный бонус консультанта составляет 45%.

Новую систему мотивации директор этого центра Николай Леонтьев начал разрабатывать еще в прошлом году, после поездки в Лос-Анджелес, где увидел, как один из дилеров оценивает качество работы сотрудников. Анкета, содержащая 12 вопросов, рассылается клиентам, и в зависимости от ответов сотрудник может получить до 40% прибавки к зарплате. В России Леонтьев решил не полагаться на "отзывчивость" клиентов, поэтому покупателям предложили заполнять анкету, не отходя от кассы. "Пока его волнует все, что связано с автомобилем", - поясняет Леонтьев.

Пока анкетирование в "Лексус - Бизнес кар" ввели только в одном подразделении - сервисном центре. Как объясняет Леонтьев, купив машину, в первый раз клиент, скорее всего, приедет на ТО в сервисный центр компании. Но если он будет обращаться туда снова и снова, есть вероятность, что новый автомобиль он купит у этого же дилера. После работы консультанта "Лексус - Бизнес кар" к клиенту подходит девушка из отдела клиентских отношений и просит заполнить анкету. Примерно, 92% клиентов соглашается. В том, чтобы клиент получил анкету, заинтересован сам консультант: если этого не произошло, считается, что ответы отрицательны по всем пунктам.

Вскоре на подобную систему оценки работы в компании планируют перевести отдел продаж, а затем все дилерские центры дистрибьюторской компании "Бизнес кар". Леонтьев считает, что регулирование зарплаты в каждом центре может происходить по-своему. Он ссылается на одного из американских дилеров Lexus, который за один только ответ "Я буду рекомендовать этот центр друзьям и знакомым" сулит подчиненным $200.

Анкеты в "Лексус - Бизнес кар" состоят из шести вопросов, которые в дальнейшем будут меняться. Например, от вопроса о вежливости центр собирается отказаться (индекс в этой части достиг 98% ) в пользу вопроса о том, насколько понятным языком изъясняется консультант.

По его словам, система должна быть гибкой и меняться в зависимости от целей компании. Например, если в компанию нужно привлечь оборотные средства, бонус за количество сделок можно увеличить. Сейчас же он придерживается политики 50 на 50. "Все это имеет отношение к будущему, - говорит Леонтьев. - Сейчас сервис-центр и так заполнен, но когда-нибудь таких центров станет больше, а нужно, чтобы уже сейчас сотрудники не расслаблялись".

На взгляд Игоря Манна, директора по маркетингу российского представительства Alcatel, то, что "приятность" обслуживания можно измерить, - это хорошо. Правда, по его мнению, это стоит делать менее формально. Кроме того, говорит он, нужно контролировать, чтобы человек не тратил чрезмерное количество времени на попытки понравиться. "В свое время, когда я работал в фотобизнесе, я премировал продавцов, по поводу которых слышал восторги клиентов, - вспоминает он. - Наверное, смысл в таком стимулировании есть в бизнесах, где короткий цикл продаж и принятия решений. Скорее это подходит для сектора b to c".

В представительстве компании Oracle в СНГ, несмотря на то что продукт сложный и в нем задействовано сразу несколько служб, уже десять лет рассчитывают индекс удовлетворенности потребителей. (Oracle делает это во всем мире. ) Удовлетворенность оценивается путем анкетирования по 28 пунктам. Результаты анкет за год влияют на вознаграждение не конкретного сотрудника, а сразу всего департамента разработки и поддержки. Если динамика позитивная - бонус увеличивается, негативная - уменьшается. В среднем часть, зависящая от уровня удовлетворенности клиентов, может составлять около четверти годового бонуса менеджеров.

Наталья Ульянова

Начать дискуссию

Банки

Т-банк открывает специальные счета строительным организациям

Саморегулируемые организации (СРО) в сфере строительства теперь могут открыть специальный счет в Т-банке. На нем будут храниться деньги компенсационных фондов.

В командировку можно на своем авто

Ни трудовое, ни налоговое законодательство не конкретизируют, каким именно транспортом командированный сотрудник вправе добираться к месту командировки и обратно.

Налоговый мониторинг

«Ростелеком»: как VK Tax Compliance помог снизить налоговую нагрузку

«Ростелеком» — крупнейший российский оператор, обслуживающий более 11 миллионов пользователей. Еще четыре года назад для внедрения налогового мониторинга корпорация подключила VK Tax Compliance.

«Ростелеком»: как VK Tax Compliance помог снизить налоговую нагрузку

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Профессия «бухгалтер»

Есть мнение, что организация без бухгалтера не проживет ни дня. Так оно и есть — налоги, зарплата, отчеты, все это ложится на плечи бухгалтера. Давайте разбираться, что должен знать и уметь бухгалтер. Какое нужно образование, чтобы стать специалистом. Плюсы, минусы, востребованность профессии, сколько можно заработать.

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
1

Инвесторы держат активы в среднем два года

Дольше всего в портфелях инвесторов хранятся акции, в среднем — 623 дня.

Послезавтра — основной день сдачи налоговых отчетов в июле

До 25 июля включительно 2024 года организации и ИП должны успеть сдать отчетность по налогам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Расчеты с работниками

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

Разбираем, по каким правилам платят зарплату за работу в выходные и праздничные дни.

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

Как исправить ошибку по страховым взносам за прошлые периоды

После смены в учетной политике организации тарифа по страховым взносам с ошибочного общего на пониженный, перерасчет взносов необходимо зарегистрировать месяцем, за который делается пересчет.

МИР

МИД: Китай будет принимать оплату по картам «Мир» в 2024 году

Российские туристы и студенты смогут выгодно оплачивать покупки в Китае. Государство начнет принимать карты «Мир».

Кадровый учет

Можно ли работать с исполнителями по гражданско-правовым договорам в КЭДО

Для выполнения разовых или проектных задач, работ, для реализации которых у штатных сотрудников нет нужных компетенций, компании и предприниматели нередко привлекают исполнителей по гражданско-правовым договорам. Рассказываем, можно ли обмениваться документами с ними в системе КЭДО EasyDocs.

Можно ли работать с исполнителями по гражданско-правовым договорам в КЭДО

Деятельность иноагентов в новых реалиях: какие предъявляются требования и какого ждать наказания

В соответствии с данными, предоставленными официальным сайтом Министерства юстиции, в реестре иностранных агентов содержится 834 субъекта — в него входят как физические, так и юридические лица. Сам же реестр растянулся на 26 страниц.

Деятельность иноагентов в новых реалиях: какие предъявляются требования и какого ждать наказания

Впервые с начала года сократился объем потребительского кредитования

В июне средний размер потребкредита сократился на 9%, с 233 до 211 тысяч рублей.

Тренды на рынке труда в 2024 году

Пандемия и другие внешние обстоятельства последних четырех лет сильно изменили рынок труда. О кадровых тенденциях и как бизнесу учитывать их в своей работе, поговорим в статье.

Тренды на рынке труда в 2024 году
Общество

Депутат Госдумы предложил платить 100 тысяч рублей за доносы на мигрантов

За каждое сообщение о незаконном проживании мигрантов в квартирах собираются давать по 100 тысяч рублей.

Интернет и IT

Контур против облака: какие уроки могут вынести компании из инцидента с Microsoft

О том, почему обратиться к услугам облачных сервисов — это прямой путь к потере данных (и в некоторых случаях — работоспособности систем), рассказываем в статье.

Контур против облака: какие уроки могут вынести компании из инцидента с Microsoft
Охрана труда

Нарушение требований охраны труда. Ответственность работодателя

Охрана труда необходима не только в цехах и на опасных производствах, но и в офисе. Даже обеспечив сотрудникам комфортные условия, от кофемашины до кондиционеров, работодатель рискует получить санкции по статье 5.27.1 КоАП. Рассказываем подробности.

Нарушение требований охраны труда. Ответственность работодателя

Приложение «Авито» удалили из AppStore. Компания ведет диалог с Apple о возвращении

Пользователи устройств Apple не могут скачать приложение «Авито», его удалили из AppStore. Компания выясняет причины.

💸 ВС РФ: деньги должника можно списать с заблокированного счета. Комментарий судебного юриста

Антиотмывочное законодательство не запрещает взыскивать денежные средства с заблокированных счетов рисковых компаний по решению суда.

По каким признакам ФНС ищет дробление бизнеса

Налоговики признают дроблением бизнеса создание новых юрлиц на специальных режимах для налоговой оптимизации.

Интересные материалы

Платежный календарь для бизнеса: как правильно составить, чтобы избежать кассовых разрывов

Каждый руководитель хочет получать своевременную информацию и принимать оперативные и верные решения. Ключевым неформальным отчетом в бизнесе является платежный календарь, если его правильно вести, можно избежать многих проблем. Посмотрим как его правильно составить, чтобы не случилось кассового разрыва.

Платежный календарь для бизнеса: как правильно составить, чтобы избежать кассовых разрывов