Менеджмент

Самомотивация и её развития. Самоменеджмент

Одним из ярких показателей успешности менеджмента и всей организации является самомотивация сотрудников – их способность во многих сложных и ответственных ситуациях длительное время обходиться без внешнего положительного подкрепления. Часто для таких людей главным стимулом является самореализация, соответствующая их “карте мотиваторов”, которая означает свой для каждого человека набор личных приоритетов. С одной стороны, это может быть удобно руководителю: ему не надо прикладывать значительных усилий для дополнительной мотивации; но с другой – сотрудник часто становится плохо управляемым, особенно при частичной или полной потере интереса к работе, он легко покидает компанию в ситуации, когда самореализация становится невозможной.

Может ли руководитель сформировать успешную модель поведения сотрудников?

Как отказаться от стереотипов, повысить креативность и эффективность в управлении ситуациями?

В чем заключается залог успеха при решении сложных задач?

Одним из ярких показателей успешности менеджмента и всей организации является самомотивация сотрудников – их способность во многих сложных и ответственных ситуациях длительное время обходиться без внешнего положительного подкрепления. Часто для таких людей главным стимулом является самореализация, соответствующая их “карте мотиваторов”, которая означает свой для каждого человека набор личных приоритетов. С одной стороны, это может быть удобно руководителю: ему не надо прикладывать значительных усилий для дополнительной мотивации; но с другой – сотрудник часто становится плохо управляемым, особенно при частичной или полной потере интереса к работе, он легко покидает компанию в ситуации, когда самореализация становится невозможной.

С.В. Иванова

Существуют некоторые управленческие приемы, способствующие развитию навыков самомотивации у сотрудника таким образом, что они будут играть в его жизни положительную роль.

Установки человека: позитив – негатив

Рефрейминг – это специальный прием, который позволяет увидеть ситуацию, факт, действие под иным, непривычным для человека углом зрения. В классическом примере оптимист видит стакан с водой наполовину заполненным, пессимист же считает его наполовину пустым. Зная, какая установка для сотрудника является приоритетной – позитивная “стремление” или негативная “избегание”, – вполне возможно частично спрогнозировать его действия в той или иной ситуации. Руководители с помощью специальных приемов могут влиять на формирование положительного восприятия действительности у подчиненных, развивать у них умение видеть другую сторону событий.

Рефрейминг может строиться по нескольким принципам:

  • позитивное переформулирование сообщений: “Мы даем тебе дополнительный проект, чтобы ты мог проявить себя и доказать свою способность к дальнейшему росту” (вместо: “Ты получаешь дополнительную нагрузку за те же деньги”);
  • выявление преимуществ любой ситуации или каждого качества человека, использование в формулировках слова “зато”: “Он медлителен, зато тщательно все проверяет и не допускает ошибок”;
  • постановка факта или ситуации в выгодный для сравнения ряд: “Наш отдел загружен гораздо меньше чем бухгалтерия”, “Ты сейчас делаешь эту работу быстрее, чем три месяца назад”;
  • использование контрастов со словом “или”: “Лучше, если я пообещаю тебе необходимые средства, или скажу о реальных ресурсах, которые могу гарантировать?”

Использование рефрейминга ни в коем случае не подразумевает обмана: все факты, характеризующие иную сторону события, явления или качества человека обязательно должны соответствовать действительности. Желательно, чтобы руководители, рекомендуя этот прием сотрудникам, показывали также его преимущества для самомотивации.

Практика показывает, что люди, которые регулярно используют его, значительно более удовлетворены и счастливы, причем не только на работе, но и в личной жизни.

Навыки решения проблем. Что делать и кто виноват?

“Problem solver” (в переводе с английского – “решатель проблем”) – это понятие, означающее человека, который из многих различных вариантов действий выбирает именно тот, который приводит к успешному решению стоящей перед ним задачи. К сожалению, некоторые люди предпочитают создавать видимость действий, избегать проблемы или конфликты; в критической ситуации они начинают паниковать или перекладывать ответственность на других. Но из любой тупиковой ситуации всегда можно найти выход. Склонность человека к самостоятельному, активному и ответственному решению проблем – одно из важнейших качеств, необходимых в бизнесе, которое позволяет руководителю в высокой степени оказывать доверие подчиненному. Это cвойство личности дополнительно мотивирует самого сотрудника благодаря самостоятельности при достижении результата.

Чтобы сформировать успешную модель поведения, руководитель в процессе управления и мотивации может предпринять следующие действия:

  • делегировать подчиненным полномочия и ответственность и контролировать их дальнейшую деятельность;
  • привить работникам необходимые навыки решения сложных и конфликтных ситуаций;
  • зная мотивы каждого сотрудника, “привязать” самостоятельное решение возникающих проблем к одному или нескольким из них. Например, для человека стимулом является похвала, следовательно, руководителю нужно одобрять действия сотрудника больше всего именно тогда, когда он берет на себя инициативу в решении проблемы. Если мотиватор – результат, то желательно связывать его достижение с поиском выхода из сложной ситуации; если интерес – то показать, насколько занимателен и вариативен путь выхода из конфликтов и принятия решений для преодоления проблем;
  • предоставить алгоритм действий: при возникновении сложной ситуации сообщить о ней руководителю, предложить варианты выхода из нее, проанализировать вероятность успеха каждого из них и только после этого узнать мнение руководителя. Такой подход приучает сотрудников к самостоятельности и формированию чувства ответственности за результат своих действий. Кроме того, он дает им абсолютно необходимый в бизнесе навык – решать проблемы, а не избегать их.

При решении тяжелых ситуаций главной установкой, руководством к действию, должна быть “обращенность к будущему”. Нет смысла задаваться вопросом, касающимся прошлого: “Кто виноват?”; гораздо важнее и продуктивнее спрашивать себя: “Что делать?”. Одна из типичных ошибок людей, находящихся в сложном положении, – длительный анализ прошлого. Однако оно необратимо и при “зависании” в нем у человека возникает ощущение безысходности, невозможности реально что-то изменить в лучшую сторону. Прошлое должно интересовать ровно настолько, насколько оно может повлиять на будущее: важно не искать причину неправильных действий сотрудника и осуждать его за это, а все усилия направлять на анализ и улучшение ситуации, на формирование таких обстоятельств, при которых не возникнет оснований для плохого поступка и повторение ошибки будет невозможным.

Стереотипы. Вариативность. Принцип алгоритма

Очень важным в формировании навыка решения проблем и, как следствие, в повышении уровня самостоятельности и ответственности является отход от стереотипов. Их в нашей жизни очень много, они мешают нам видеть в людях главное, делать правильные выводы, быстро реагировать на изменения, прогнозировать развитие ситуаций. Большинство задач в бизнесе имеют несколько вариантов решения, но для того, чтобы их увидеть, необходимо отказаться от сложившихся стандартных мнений как в отношении людей, так и в отношении ситуаций.

Существует множество стереотипов. Некоторые из них такие:

  1. Людей мотивируют только деньги.
  2. Руководители концентрируются лишь на одном стимуле сотрудника, игнорируя остальные (это неизбежно ведет к уменьшению вариантов воздействия на человека и его мотивации, как следствие, к снижению управляемости).
  3. Успешный сотрудник успешен во всем.
  4. Если человек один раз повел себя негативно, то также он будет поступать и в будущем.
  5. Если он работал в определенной сфере, то всю жизнь должен вести свою деятельность именно в ней.
  6. Долго трудиться в одной организации – признак лояльности.
  7. Многолетняя работа в одной компании означает стагнацию, остановку в своем развитии.
  8. Каждого человека мотивирует возможность карьерного роста.

Как отойти от стереотипов, повысить уровень креативности и эффективности в принятии решений и управлении различными ситуациями? Для этого существует несколько приемов и методов, которые опробованы не одним человеком:

  • предложив один вариант действий, всегда искать второй, а лучше – несколько;
  • стараться находить как можно больше противоположных объяснений поступкам других людей;
  • искать решения в непривычных плоскостях, сферах деятельности и бизнеса (например, начинающему руководителю в интерпретации тех или иных действий подчиненного полезно провести параллели с собственным опытом работы с клиентами);
  • использовать все возможности для мини-тренинга креативности (например, хорошее упражнение для развития нестандартного мышления – искать непривычные способы использования обычных предметов);
  • стараться запомнить услышанные или прочитанные высказывания, которые очень удивили, показались неожиданными, необычными, перевернули какие-то представления; задуматься, что мешало этим мыслям прийти в голову раньше.

Этот ряд можно продолжить самостоятельно, придумывая другие способы, которые помогут отходить от стереотипов и находить больше вариантов решения задач, что необходимо в процессе управления, особенно мотивации людей. Навык поиска нестандартных путей и выходов из сложных ситуаций – один из важнейших для хорошего руководителя.

Как справляться с негативной информацией

Большинство из нас каждый день сталкиваются с негативом, сложностями, нерешенными проблемами. Как успешно справляться со всем этим потоком, избегая стресса? Есть несколько правил и приемов, которые позволяют повысить собственную мотивацию и эффективность.

  • В любой негативной ситуации находить как минимум три позитивных последствия для себя.
    Если недостаток мешает человеку достигать успехов, то, признавая его в себе, нужно искать возможности максимально нейтрализовать его. Например, если основной вид деятельности не требует от некоммуникабельного человека обязательной общительности (как в сфере продаж), то можно вести переписку по электронной почте, сводя к минимуму личное взаимодействие.
  • Развивать свои достоинства, а недостатки нейтрализовать, т.е. стараться моделировать ситуацию таким образом, чтобы они в ней не были значимы. Есть общепринятые представления о достоинствах и недостатках. Например, интроверты считаются некоммуникабельными, и если такой человек воспринимает это качество как “изъян”, то нужно проанализировать, так ли необходимы ему навыки общения или он прекрасно справляется с работой и без них. Если же он может добиваться успеха при имеющемся у него наборе способностей, то нет смысла сожалеть о своем “несовершенстве”. Другими словами, недостатки – это не те качества, которые принято считать таковыми, а только те, которые реально мешают человеку. Для развития достоинств, напротив, необходимо частое выстраивание ситуаций, в которых положительные качества проявляются особенно ярко и наглядно.
  • Определить круг людей, мнение которых важно для человека (референтную группу). Помня о том, что “никто не может обидеть нас без нашего на то согласия”, важно научиться не реагировать на негативное мнение о нас людей незнакомых, неуважаемых нами или имеющихк нам предвзятое отношение. К примеру, если человек расстроился из-за неприятного комментария незнакомца на улице в отношении своего внешнего вида, то ему необходимо работать над самомотивацией и четким определением референтной группы. Неразумно болезненно реагировать и обижаться на людей, оценка которых никак не влияет на нашу жизнь. Если же человек чувствует отрицательное отношение к себе того, кто входит в его референтную группу, возможно, он находится под воздействием манипулятора и не факт, что дальнейшее общение с ним пойдет на пользу.
  • Положительно настроиться, приступая к решению сложной задачи. Есть мнение о том, что мысли материальны, мы можем сами программировать себя на удачу или невезение. К примеру, успешный в продажах сотрудник рассуждает так: “Я могу предложить клиенту то, что даст ему возможность получить выгоду для себя (заработать, улучшить качество жизни и т. д.)”. Слабый продавец думает так: “Приходиться отвлекать человека от дел, надоедать ему, пытаться заставить его купить то, что ему не особенно и нужно”. Собираясь на переговоры к конфликтному клиенту, успешный человек говорит себе: “Я все равно перетяну его на свою сторону!”. Сотрудник, программирующий себя на неудачу, боится (“Он опять будет недоволен, начнет мне хамить”), жалеет себя, выискивает у клиента серьезные недостатки (“Ему еще развиваться и развиваться!”). Таков ход мыслей негативно и позитивно настроенных людей. Необходимо постоянно контролировать себя, поддерживать положительный настрой.
  • Моделировать успешное будущее. Один из важнейших факторов удачи в жизни и карьере – определение имеющихся ресурсов. Это означает не самообман, а честную оценку реальных внутренних и внешних возможностей для достижения успеха задуманного. Те же, кто практикуют противоположный подход – обосновывают невозможность достижения целей, – обычно становятся неудачниками. Поэтому, только детально оценив имеющиеся средства для решения задач, можно просчитывать риски, а также стараться нейтрализовать их.

Анализ собственной мотивации и характеристик

Немаловажным для успешной деятельности человека и настроя на длительную работу в организации является умение самостоятельно анализировать свою “карту мотиваторов” и отношение к той или иной работе. Сначала нужно определить основные особенности труда и выявить факторы, стимулирующие его выполнение. Далее, максимально объективно оценить свою мотивацию к собственной деятельности, личные предпочтения и избегания. Соотнесение этих результатов – основа для анализа.

Человек не может добиться сколько-нибудь значительного успеха в том деле, которое вызывает у него постоянное раздражение и дискомфорт. Например, работа бухгалтера – достаточно рутинная, требует высокой сосредоточенности, вряд ли от нее сможет получать удовлетворение тот, кто ориентирован на видимый результат, жаждет общения с людьми. Если же сотрудник подходит для данной работы, то, даже при недостатке необходимых навыков, он сможет легко их приобрести.

От теории – к практике

В дополнение к статье “Самомотивация и самоменеджмент” автор Светлана Иванова предлагает ряд практических заданий с возможными вариантами решений для развития как собственной мотивации, так и мотивации сотрудников.

Установки человека: позитив – негатив

  1. Менеджеру по продажам предстоит пройти сложное обучение – освоение специфики продукции в течение двух недель. Он несколько демотивирован ем, что мог бы за это время осуществить ряд продаж и соответственно заработать. Сделайте рефрейминг ситуации как можно большим числом способов.
    • На тренинге ты научишься лучше преодолевать возражения клиентов, следовательно, сможешь осуществить больше продаж и заработать больше денег.
    • Тренинг поможет тебе стать универсальным продавцом, и ты привлечешь больше клиентов.
    • Ты научишься реализовывать товар, предоставляя меньше скидок, при этом увеличивая объем продаж.
  2. Сотрудник, которого в ближайшем будущем планируется выдвинуть на руководящую должность, видит в работе начальника только преимущества, но не представляет ее реальных сложностей. Сделайте рефрейминг так, чтобы показать всю трудность и ответственность задач руководителя.
    • Если подчиненный допустил ошибку, претензии предъявляются к его начальнику.
    • Если результаты работы рядового сотрудника зависят только от его собственных усилий, то руководителю необходимо добиться эффективности от каждого человека.
    • Глава подразделения обязан знать ответы на все сложные вопросы о деятельности отдела и предприятия, возникающие у его подчиненных (не касающиеся узко профессиональных знаний).
  3. Компания меняет форму организации юридического лица или повышает степень открытости для проверяющих органов. В связи с этим резко увеличиваются документооборот и отчетность. Такое положение раздражает работников компании. Сделайте рефрейминг этой ситуации, чтобы ее восприятие было позитивным.
    • Теперь вы сможете брать кредит в банке, благодаря подтверждению вашего легального дохода.
    • Придется готовить больше документов, зато вы можете быть уверены в стабильности компании.
    • От вас не потребуют лишней отчетности, т. к. теперь будет действовать четкая процедура ее подготовки.

Навыки решения проблем. Что делать и кто виноват?

  1. Неопытный сотрудник поехал на встречу к конфликтному клиенту. Тот остался недоволен результатами встречи, позвонил руководителю этого работника. Начальник уладил разногласие, затем пригласил своего подчиненного, сообщил ему о факте конфликта и его разрешении, а также рассказал об ошибке, которую, по его мнению, совершил сотрудник при построении отношений с этим клиентом. Проанализируйте ситуацию и предложите свой более удачный вариант действий руководителя.
    • Не надо было без предварительной подготовки направлять неопытного человека к сложному клиенту.
    • Стоило сначала попросить подчиненного самому проанализировать ситуацию и пути выхода из нее, а потом рассказать об итоге встречи. Это побудило бы работника взять ответственность на себя.
  2. Сотрудник сообщает своему начальнику о возникшей сложной ситуации, тот предлагает несколько путей выхода из нее и просит подчиненного самостоятельно выбрать лучший. Проанализируйте эту ситуацию и, если необходимо, измените действия руководителя.
    • Начальнику надо добиться того, чтобы подчиненный сам предлагал варианты решений, а руководителю оставался выбор или их корректировка (такой подход формирует у работника ответственность за свои решения).
  3. Когда сотрудники приходят к вышестоящему лицу с вопросом о возникшей сложной ситуации, тот раздражается и говорит о том, что они выдумывают проблемы сами. Проанализируйте, каковы могут быть причины такой ситуации. Постарайтесь отойти от стереотипов.
    • Причины могут заключаться в следующем: избегание проблем руководителем, его перегруженность работой, его неумение находить выход из сложных ситуаций, негативное отношение именно к данным сотрудникам; подчиненные обращаются действительно по пустякам, они не могут четко сформулировать свое сообщение, преувеличивают, обращаются по тем вопросам, которые обязаны решать сами, излишне эмоциональны; в организации неправильно налажены коммуникации и зоны ответственности (люди не знают, кто за что отвечает).

Стереотипы. Вариативность. Принцип алгоритма

  1. Как можно большим количеством способов разрушьте данные стереотипы.
    • Успешный сотрудник успешен во всем.
      – Часто ли нам встречаются Ломоносовы (универсальные гении)?
      – Можно хорошо водить машину и в то же время плохо готовить.
    • Если человек один раз повел себя негативно, то также он будет поступать и в будущем.
      – Все, кто в детстве стянули конфету, не обязательно становятся ворами.
      – Если студент не сдал экзамен, то не сдаст уже никогда? Тогда бы почти не было людей с высшим образованием.
    • Если человек работал в определенной сфере, то всю жизнь должен вести свою деятельность именно в ней.
      – Как много разных дел вы способны выполнять?
      – Какое у вас образование (для людей от 30 лет)?
      – Как вы считаете, стоит человеку развиваться или он всю жизнь должен оставаться на том уровне, который ему, возможно, уже неинтересен?
    • Много лет трудиться в одной организации – признак лояльности.
      – Особенно, когда лень искать другую работу или никуда больше не берут.
      – В таком случае самые лояльные люди были в советское время: многие работали всю жизнь на одном месте.
    • Многолетняя работа в одной компании означает стагнацию, остановку в своем развитии.
      – Легко ли пройти карьерный путь от торгового представителя до коммерческого директора, работая в одной организации?
      – Можно ли назвать человека, у которого всю жизнь один брак, эмоционально холодным?
    • Любого человека мотивирует возможность карьерного роста.
      – Каждому сотруднику нужны собственные стимулы в работе.
      – Многие хотят отвечать только за себя.
  2. Работник из города N не имеет перспектив служебного роста в своем регионе. Как он должен поступить, чтобы осуществить желание продвинуться по карьерной лестнице? Предложите как можно больше вариантов его действий:
    • переехать в другой регион, в котором есть такая возможность;
    • создать новое направление бизнеса в своем городе;
    • повысить темпы развития компании, с тем, чтобы появилась перспектива расширения штата;
    • сменить вид деятельности на смежный, более перспективный в плане карьерного роста;
    • поменять работу.
  3. Задача на нестандартное мышление:
    Два ковбоя состязались в скорости верховой езды. Зрители делали ставки, и участники получали от этого хороший доход. Но т. к. они были наездниками равной силы и почти всегда приходили к финишу вместе, публике вскоре это надоело, и люди перестали делать ставки. Ковбои решили поменять условия: выигрывает тот, чья лошадь придет к концу дистанции последней. Это вызвало большой интерес, было вложено много денег в игру. Но на старте ни один из ковбоев не захотел трогаться с места первым, ведь тогда он рисковал проиграть. Зрители начали возмущаться, грозились побить их за обман, как вдруг к состязающимся подошел старик, что-то сказал им, и они с огромной скоростью помчались к финишу. Что сказал старик?
    Ответ:
    Старик предложил им поменяться лошадьми, ведь в этом случае тот, кто приедет к финишу первым, оставит позади свою лошадь, на которой скачет соперник.

Как справляться с негативной информацией

  1. Вы собираетесь на переговоры со сложным клиентом, который к тому же сотрудничает с вашими конкурентами. Опишите, как будете настраиваться на встречу с ним (эффективность варианта зависит от типа человека).
    • Я ничего не потеряю, но могу приобрести нового заказчика.
    • Интересно, смогу ли переманить клиента на свою сторону, тем самым отобрать долю прибыли у конкурента.
    • Потренируюсь в применении новой технологии представления конкурентных преимуществ.
    • Познакомлюсь с клиентом: собрано много информации о его компании, а с коммерческим директором до сих пор не встречался.
    • В сложных ситуациях я всегда добиваюсь большего.
  2. Вам предстоит несколько неприятных объяснений с коллегами в начале дня. Это обстоятельство может вызвать негативные эмоции на целый день.
    Предложите выход из такой ситуации.
    • Перенести разговор на другое время.
    • Воспринять, как тренинг переговоров.
    • Если возможно, то сделать это письменно.
    • После объяснения сделать приятное для себя дело, которое сможет повысить настроение.
    • Не планировать на этот день ничего важного и сложного.
  3. Вы работаете секретарем и считаете, что ваша застенчивость и скромность – серьезный недостаток. Как можно скорректировать данную ситуацию?
    • Превратить в достоинство: представить это качество как вежливость и следование этикету.
    • Овладеть техникой переговоров.
    • Больше общаться письменно.
  4. Вы работаете в отделе продаж. Ваша сильная сторона – коммуникабельность, слабая – работа с документами. Предложите как можно больше способов минимизации отрицательного влияния вашего “недостатка” на результаты работы.
    • Делегировать работу с официальными бумагами секретарю, если это возможно.
    • Несколько раз проверять документы.
    • Максимально автоматизировать процесс подготовки и составления документов (например, с помощью специальных форм в ПК).
    • Использовать шаблоны при подготовке деловых бумаг.
    • Убедить руководителя поручить данную часть работы другим людям.

Анализ собственной мотивации и характеристик в соотнесении с видом деятельности

Проанализируйте рассказ девушки, которая ищет работу. Предложите несколько вариантов коммерческих профессий, которые подходят ей, исходя из “карты мотиваторов” и проявившихся в речи индивидуальных особенностей.

“Меня всегда привлекала аналитическая и творческая работа. Когда я поступала в вуз, уже было понятно, что экономическое образование будет востребовано. Моя мама – главный бухгалтер, всю жизнь посвятила этой профессии, и она считала, что после вуза мне тоже нужно работать в данной области. Но мне не нравится рутина, когда все делаешь только в соответствии с четкими процедурами и налоговым законодательством, когда нет возможности проявить креативность. После 3 курса на практике мне удалось получить работу, связанную с финансовым анализом и отчетностью, которая велась по стандартам GAAP. Это показалось интересным, и я решила специализироваться именно в данном направлении. Однокурсница, которой удалось устроиться в инофирму, посоветовала искать работу уже сейчас, на 4 курсе, с тем, чтобы по окончании вуза у меня был шанс найти действительно хорошее место или сделать карьеру в той организации, в которой начну работать сейчас. Поэтому оплата не является для меня значимым фактором, гораздо важнее – возможность научиться как можно большему и получить опыт работы в хорошей западной компании”.

Ответ:
Девушке оптимально подходит работа в маркетинге (по ряду вакансий), т. к. в этой области отлично сочетаются аналитика, креатив, свобода действий, кроме того, в данной сфере есть возможность добиваться реальных измеримых результатов, что для нее очень важно.

Ей не подходит работа в бухгалтерии и на большинстве финансовых стартовых позициях, поскольку они подразумевают большое количество процедур и ограничений. Ее мотивация – карьерный рост в будущем, приобретение позитивного опыта, престиж (западная компания), творческая работа, возможности развития.

Автор - старший партнер, тренер-консультант KPG Training Center Ivanova & Lebedeva, г. Москва

Начать дискуссию