Учебные центры компаний теперь не просто обучают коллег, но и продают свои услуги на открытом рынке. Это помогает оценить эффективность обучения и развивать тренеров, считают эксперты
На рынок образовательных услуг вышел очередной игрок: учебный центр компании «Евросеть» готов проводить тренинги не только для сотрудников компании. «Мы пришли к этому месяца четыре назад и через полтора месяца уже начали обсуждать с первыми клиентами образовательные проекты», — рассказывает начальник центра оценки и развития «Евросети» Мария Белова. Беловой и ее коллегам стало понятно, что у них достаточно ресурсов и экспертизы для старта на внешнем рынке: сейчас в учебном центре 160 тренеров, в месяц обучение проходит около 1500 человек. «Мы можем предложить оценку персонала, разнообразные тренинги под заказ. Мы обучаем оказывать сервис — эта услуга очень востребована на рынке, подобные тренинги можно проводить в любой компании, имеющей дело с внешними клиентами, не обязательно в торговой», — говорит Белова. Сейчас два проекта по обучению сторонних клиентов находятся в стадии переговоров — это компании — партнеры «Евросети».
Александр Острогорский
Учебный центр ММК уже давно работает как отдельное юрлицо — с 1995 г. В год там обучается около 20 000 сотрудников ММК. При этом корпоративный центр работает и с внешними клиентами и зарабатывает сторонними проектами больше 14 млн руб., говорит начальник управления кадров ОАО «ММК» Игорь Деревский. «Наиболее востребованы внешним рынком такие направления, как менеджмент, экономика, иностранные языки, информатика», — говорит он.
Отточить и заработать
Работа на внешнем рынке помогает повысить мастерство тренеров, считает Белова. «К тому же мы даем возможность тренеру заработать — помимо оклада он получает проценты с каждого тренинга. Когда тренеры понимают, что есть не только гарантированный внутренний клиент, но и дополнительно выгодный внешний, они больше заинтересованы в сотрудничестве с компанией», — говорит Белова.
В крупных компаниях тренеры редко имеют возможность подработать на стороне — начальство это не приветствует, у них и так много загрузки, рассказывает тренер-консультант компании «Бест-тренинг» Ольга Золотарева. «В какой-то момент одинаковые тренинги, которые идут потоком, могут надоесть тренеру. Хороший тренер стремится избежать этого — изменяет тренинги, упражнения, ищет другие подходы. Но работа на внешнем рынке дает еще больше возможностей почувствовать себя полноценным профессионалом», — полагает она.
Внешние проекты — это и дополнительные бонусы для преподавателей, и возможность поддерживать тонус, соглашается директор по персоналу холдинга «Атлант-М» Руслан Тарусин.
Уставшие внутренние тренеры выходят на внешний рынок, основывают свои компании, говорит руководитель проекта «Trainings Index: исследование систем корпоративного обучения персонала в России» компании «Амплуа-брокер» Галина Тихонова: «Нам известно не меньше пяти таких примеров за последние полгода».
Тренер превращается
«Когда тренер сотрудничает с несколькими компаниями, он превращается в тренера-консультанта — может сравнить компанию с другими клиентами, увидеть какие-то вещи, которые не видны изнутри», — говорит управляющий партнер компании RQlab и практикующий тренер Павел Буков, у которого в активе обычно пять-шесть компаний одновременно.
«Работая с IT-компаниями, я понимаю, какие сложности испытывают технические специалисты, вырастающие в руководителей: в силу профессиональной специфики они мыслят последовательностью процедур, а тут им приходится включать эмоциональный интеллект, чего раньше от них не требовалось. С похожими проблемами сталкиваются и руководители, вырастающие из инженеров в отрасли связи. Такие наблюдения помогают в работе», — рассказывает Буков.
Одна из компаний, с которыми работает Буков, — IBS. «У нас нет штатных тренеров, и мы стараемся избегать тренеров, которые работают только с одной компанией», — говорит директор по работе с персоналом IBS Екатерина Прохорова. В качестве целевой аудитории компания рассматривает не только своих сотрудников: одно место всегда забронировано для сотрудников компании клиента. «Это позволяет налаживать взаимодействие, и мы делаем это бесплатно. Обучение у нас прошли несколько десятков человек из других компаний», — рассказывает Прохорова.
Работа на внешнем рынке помогает оценить качество образовательных программ, разработанных компанией, посмотреть, пользуются ли они спросом, говорит Тарусин. Но для создания продукта, интересного рынку, могут требоваться отдельные усилия. «Атлант-М» уже три года продает в Минске программу мини-МВА, разработанную корпоративным учебным центром компании — Институтом бизнес-технологий. «Мы создавали этот продукт на основе тренингов, которые есть внутри компании. Но для внешнего рынка мы специально разрабатывали программу по образу и подобию MBA», — рассказывает Тарусин.
Бизнес в тягость
Для большинства компаний внутреннее обучение — бизнес-процесс, который необходимо бесперебойно обеспечивать, чтобы поддерживать стратегию компании. Выход на внешний рынок — это, по сути, диверсификация бизнеса, которая может просто не входить в планы компании, считает Тихонова.
В корпоративном университете «Северстали» внешних проектов было немного, в основном с местной администрацией, рассказывает директор университета Дмитрий Афанасьев. «К нам обращаются представители других компаний, но мы создавались не как бизнес, да и наших ресурсов не хватило бы на работу на внешнем рынке», — говорит он. Тем не менее взаимодействие с внешним рынком могло бы быть полезно, чтобы ощущать конкурентоспособность, чувствовать сильные и слабые места, считает Афанасьев.
Начать дискуссию