Поведение российских чиновников в отношении пенсионной реформы напоминает отношение злых приемных родителей к подкидышу. Латание бюджетных дыр оказалось для них вопросом более важным, чем размеры пенсий через 20 лет. Тем более что собственные пенсии отцов пенсионной реформы будут привязаны к окладам будущих министров и никак не связаны с трудовыми пенсиями простых граждан. Однако реформа уже проводится, делать ее надо, но очень не хочется. Не хочется и деньги тратить. Остается молчать, чтобы о реформе все забыли.
При этом, в отличие от прошлого года с его громким началом кампании по рассылке “писем счастья” и феерическим грохотом при ее провале, нынешний отчетно-выборный сезон проходит в обстановке гробового молчания. Частично это связано с тем, что чиновники заняты более важным вопросом, а именно манипулируют цифрами по закону о льготах, а на две кампании сил уже не хватает. К тому же прошлогодние расклады научили, что молчание — золото, иначе можно под горячую руку попасть. В результате не только большинство будущих пенсионеров “промолчали” в период выбора УК, оставив свои деньги государству, но и чиновники, ответственные за реформу, срочно стали работать под Герасима, не только не отвечая, но и не слыша большинства интересующих граждан вопросов. А таких вопросов много…
Первый круг вопросов связан с “реформой реформы”, а именно принятыми и еще только предлагаемыми изменениями в структуру накопительной системы. Исключение граждан 1966 года рождения и старше вызывает вопрос о дальнейшей судьбе их накоплений, сделанных за 2002-2004 гг., что немалые деньги и в масштабах страны, и для отдельных граждан. Юридически они, конечно, собственность Российской Федерации, которая может делать с ними все, что захочет. Но просто так забрать их в казну вроде как неправильно. А пенсия, рассчитанная на основе трехлетних накоплений, способна вызвать только утробный смех. Обещанная же правительством новая “добровольная” схема так до сих пор и не внесена в Думу. В результате с 2005 г. отчисления из ЕСН на накопительные пенсии производиться не будут, а новая система, скорее всего, так и не будет введена. На вопрос о дальнейших планах — в ответ только молчание и причитания о мифическом снижении налогов… Как в “Золотом теленке” — эра немого кино закончилась, а звукового еще не наступила.
Второй круг вопросов связан с выходом на рынок не только 55 управляющих компаний, но и более сотни НПФ. Есть масса вопросов по процедуре передачи денег и процессу выбора. В связи с административной реформой работа над нормативной базой застопорилась и никуда не движется, что может привести к авралу в конце года. Есть и другие проблемы: тот же текст инструкции по выбору НПФ настолько сложен, что гражданам без специального образования с ним не разобраться. Государственные органы опять молчат…
И наконец, самое главное. Создается ощущение, что пенсионная реформа как долгосрочный и сложный проект никому не нужна. Все, что не может быть сделано наскоком, не интересует чиновников, а то, что не может принести немедленную прибыль, — бизнес. Тот груз, который срыв реформы навесит на следующие поколения россиян, никого не волнует. А поскольку многие авторы реформы уже покинули госслужбу, новое поколение ответственных за нее, скорее всего, мало понимает, зачем все это было нужно. А общество ошарашено сложностью процедур и чует подвох. На вопросы о будущем предлагаются ни на чем не основанные оптимистические прогнозы либо все то же молчание.
При этом все успешные пенсионные реформы проводились либо при понимающем диктаторе (Чили), либо при общественном согласии, достигнутом путем широкого и гласного обсуждения целей и методов реформы (Польша и Швеция). При этом от пенсионной реформы принципиально отстранялись органы, отвечавшие за текущую выплату пенсий. В России же стратегический вопрос отдан на откуп администраторам, при этом общественность самоустранилась: тот же общественный совет по инвестированию либо прекратил свою деятельность, либо молчит о ней.
Учитывая прошлогодний опыт, надо потребовать от чиновников ПФР и Минздрава прекратить быть Герасимами и объяснить, куда плывет лодка. Вдруг и действительно их помыслы чисты и безмятежны, просто никто этого еще не понял. А общественности и бизнесу следует обсудить план решения пенсионной проблемы. Например, в качестве базового принципа должна быть утверждена собственность граждан на их накопления и роль государства должна сводиться исключительно к роли сторожа, а не реального хозяина.
Антон Ковалев эксперт КонфОП
Начать дискуссию