Свершилось: суд Ростова-на-Дону признал Филиппа Киркорова виновным в оскорблении журналистки Ирины Ароян в публичном месте, сообщило агентство “Интерфакс”. Общественность должна быть довольна — справедливость таки восторжествовала. Однако недавний опрос фонда “Общественное мнение” показывает, что особых поводов для радости нет: в ходе того же опроса исследователи пришли к выводу, что публичное употребление нецензурной лексики становится если не нормативным, то допустимым в нашем обществе явлением.
Поводов для развития темы нецензурной лексики больше, чем хотелось бы, и опросы, подобные вышеупомянутому, проводятся практически ежегодно. Так что сам по себе факт исследования — дело обычное. Но если сравнить результаты опросов 2003 и 2004 гг., вырисовывается любопытная картина. И тогда, и сейчас соотечественники дали резкую отповедь непотребной ругани, однако если в прошлом году участников опроса, которые заявили, что сами “никогда не выражаются”, было 82%, то в новом исследовании таковых оказалось всего 28%. Причем, как считают сами исследователи, цифра эта на самом деле несколько завышена.
Выводы напрашиваются сами собой: либо россияне стали больше ругаться, либо и в прошлом опросе граждане были не совсем честны. И то и другое неприятно, ведь если в прошлом году мы стеснялись признаться социологам, что ругаемся матом, значит, в этом году стесняться перестали? “Тенденция, к сожалению, подмечена верно, — считает заместитель директора Института психологии РАН, социальный психолог Андрей Юревич. — И для этого не обязательно проводить опросы — достаточно выйти на улицу”.
Низший пилотаж
В офисе “Студии Артемия Лебедева” висит табличка: “У нас ругаются матом”. Честно и без лишнего ханжества. Если бы каждый россиянин, который допускает использование нецензурных выражений, повесил на себя такую табличку, получилось бы больше половины населения страны (судя по опросу ФОМ — 71%). Еще грустнее становится, когда понимаешь, что рамками личного общения дело не ограничивается. Рекламщики, например, давно уловили тенденцию и уже сделали не одну ставку на словесные пристрастия россиян. Достаточно вспомнить истории с рекламными кампаниями “Евросети”, “Эльдорадо” или напитков “Hooch”. Причем представители компаний считают, что сделали правильный выбор, — ведь об этом свидетельствуют успехи рекламных акций! “Целевая аудитория этой рекламы — люди простые и не всегда образованные, для которых выругаться, как яблоко съесть, — считает консультант по маркетингу компании IQ Marketing Наталья Сорокина. — Это такая извращенная попытка говорить с публикой на ее языке”.
Однако исследования показывают, что дело вовсе не в социальном статусе и не в отсутствии образования. Люди с высшим образованием сталкиваются с употреблением нецензурных слов гораздо чаще (75%), чем люди с образованием ниже среднего (47%). “Думаю, дело в том, что люди с образованием ниже среднего просто не догадываются, что говорят на ненормативном языке, — прокомментировал этот парадокс менеджер одной из российских компаний. — Но что мат давно является частью офисной культуры, это, увы, так. Хотя ставить рядом слова "мат" и "культура" как-то странно”.
Петербургское агентство маркетинговых коммуникаций “МарКо” в своих исследованиях продвинулось дальше. Так, например, выяснилось, что чаще всего используют нецензурные выражения горожане с высоким уровнем дохода (!), военнослужащие, предприниматели, бизнесмены и милиционеры. Как говорят сами участники исследования, использование нецензурных выражений допускается в исключительных случаях — в экстремальных и стрессовых ситуациях. Поскольку большинство стрессовых ситуаций связано у нас с работой, то вполне естественно предположить, что ненормативная лексика давно стала неотъемлемой частью рабочего процесса. Специалист по выживанию в экстремальных ситуациях, почетный полярник и автор одной из теорий происхождения мата Геннадий Чеурин, например, начал изучать предмет именно в связи с профессией. “При проведении поисково-спасательных работ случаются ситуации, когда вовремя сказанное крепкое слово может спасти жизнь”, — считает Чеурин. Что тогда говорить о бедных менеджерах, профессиональная болезнь которых называется стресс, а, следовательно, использование ненормативной лексики — осознанная необходимость! Хотя в разделе “корпоративная культура” факт использования этого инструмента менеджмента, конечно, не зафиксирован, но эффективность его известна давно. Лужкову, например, приписывают крылатую фразу: “Мат — единственный язык, указания на котором понимаются без искажений”.
По мнению консультанта одного из ведущих российских консалтинговых агентств, пожелавшего остаться неизвестным, особенно часто этот способ мотивации подчиненных используется в тех компаниях, руководители которых пришли в бизнес из армейских кругов. Генеральный директор охранного агентства “Амулет” Александр Крылов не совсем согласен с такими выводами. “Больше 50% сотрудников нашей компании — это люди, которые недавно расстались с погонами, — рассказывает он. — Однако не могу сказать, что они повсеместно используют ненормативную лексику, — в нашем офисе это не принято”. Хотя, говорит Крылов, он знает и другие компании, в которых принято иначе. “Но не думаю, что это тенденция”, — добавляет гендиректор “Амулета”.
Мантры для русского человека
Преподаватель филологии в МГУ, специалист по ненормативной лексике Владимир Беликов говорит, что существующая ситуация возникла не сегодня. “Просто раньше это не обсуждалось, — говорит Беликов. — Скорее это проблема демократизации средств массовой информации. То, что раньше обсуждалось на кухне, стало обсуждаться в газетах, причем не всегда в тех, в каких стоило бы”.
Проблема эта, кстати, не только российская. Пока отечественная милиция вовсю штрафует простых “носителей матерного языка” в городе Кушва Свердловской области, Федеральная комиссия по коммуникациям в США борется с телевизионными каналами и радиостанциями. На протяжении последних 30 лет проблем с употреблением нецензурных слов в американском “живом” эфире не было. Сегодня же неприличная лексика до того заполнила эфир, что границы между приличным и неприличным в эфире начинают размываться, пишет Washington ProFile. Например, один из последних скандалов был связан с лидером группы U-2 Боно, который на вручении ему награды “Золотой глобус” на радостях употребил нелитературное слово. Спрос на фильтрующую эфир технику среди электронных американских СМИ в связи с похожими ситуациями подскакивал уже дважды!
Молодежный филолог, бодисингер и современный скоморох Псой Короленко (использующий в своем творчестве все богатство русского языка), как ни странно, идею цензуры на телевидении поддерживает. “У людей есть право не слышать нецензурные выражения с экрана, — считает он. — Разные люди воспринимают мат по-разному. В каких-то аудиториях это уместно, в каких-то нет”.
Но пока в России ситуация такова, что из публичных нецензурных высказываний можно составлять рейтинги. В последнем таком опросе хит-парад возглавил, кстати, не эксцентричный поп-певец, а депутат Государственной думы. Но Киркоров, похоже, не собирается уступать государственному мужу. Он уже успел обидеть очередного журналиста. “Известия” заявили о своем намерении подать на певца в суд за оскорбление корреспондента газеты Антона Помещикова. Последний, пытаясь вызвать звезду на разговор, услышал в телефонной трубке до боли знакомое: “Иди на * * *”. Вот и думай теперь: идти или не идти? Или это он так разговаривает?
Юлия А. Васильева
Начать дискуссию