Экономический кризис привел к росту обращений граждан к услугам ломбардов. Об этом заявили участники круглого стола "Ломбарды сегодня: цена быстрых денег", сообщает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Обзор Центробанка за 2009 год гласит, что в 2009 году ломбарды увеличили объемы кредитования на 18%, в то время как банки сократили свой совокупный кредитный портфель на 0,8%.
"Около 12 процентов из этих 18 связаны с ростом цены на золото, которая увеличивалась в течение 2009 года, - поправил президент некоммерческого партнерства "Лига ломбардов" Михаил Унксов. - И только 6 процентов отражают увеличение числа кредитующихся в ломбардах". "В ломбарды пошли люди, которые взяли ипотеку и не знают, как с ней расплатиться", - отметил Унксов.
"В банках ситуация кардинально поменялась, - заметил директор Банковского института ГУ-ВШЭ Василий Солодков. - Они уже не рассылают кредитки по почте, прося потенциальных клиентов их активировать. Получить кредит стало сложнее, и люди, которым нужны деньги, переориентируются на ломбарды. И это тоже не совсем разумно. Ставки по ломбардным кредитам выше на порядки, и люди, которые закладывают имущество, просто не умеют считать".
"Быстрые деньги стоят дорого, - парировал член комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Зеленский. – К тому же у ломбардов выше накладные расходы, чем у банков. Да и некоторые ломбарды вводят тарифы, сравнимые с банковскими. Минимальная существующая на сегодня ломбардная ставка – 60% в год".
Участники круглого стола разошлись в оценке объема рынка ломбардного кредитования в России – звучали цифры от 180 миллионов до 1 миллиарда долларов.
Средний размер займа по Москве – 12-13 тысяч рублей под 13-14% в месяц, сообщил Михаил Унксов. По его данным, в Москве к услугам ломбардов обращается больше женщин (около 55%), зато мужчины активнее участвуют в аукционах, где распродаются невыкупленные залоги. 5% кредитующихся – это молодежь, 7% - пенсионеры, остальные – люди среднего возраста и среднего достатка.
Что касается структуры залогов, то 90% из них - это ювелирные изделия (как по количеству, так и по цене), рассказал Унксов. До 8% по цене увеличились объемы кредитования в автоломбарды. По количеству они, впрочем, составляют не более 1,5%. Количество сдаваемой бытовой техники резко сократилось, заметил Унксов, а меховые изделия далеко не в каждом ломбарде можно хранить.
Если до кризиса в Москве люди не выкупали обратно 9% залогов, то в кризис этот показатель увеличился до 12-13%, сообщил Михаил Унксов.
Начать дискуссию