Соцопросы, которые велись на протяжении нескольких лет, показали, что недавний кризис не обострил у наших граждан интерес к планированию семейного бюджета, а, наоборот, отбил охоту к нему. Об этом 11 октября в ходе круглого стола «Финансовая грамотность населения - ключ к модернизации экономики» сообщила доцент кафедры экономической социологии НИУ-ВШЭ Ольга Кузина. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Соцопросы, которые Кузина проводила в рамках Национального агентства финансовых исследований с 2008 по 2010 годы, показали как в условиях кризиса менялось отношение людей к финансовой тематике.
Как в начале, так и в конце измерений половина респондентов низко или крайне низко оценивала степень своей финансовой грамотности, заметила социолог. Но в разгар кризиса доля таких ответов заметно уменьшилась. Дело в том, что резкий всплеск финансовой тематики в теленовостях создал у населения иллюзию если не знания, то причастности к этой теме.
Учет доходов и расходов семейного бюджета у россиян по-прежнему не слишком популярен. Причем с кризисом его популярность, как ни странно, стала еще ниже. Если в июне 2008-го учет бюджета в той или иной степени вели 45% опрошенных, то в декабре 2010 года - лишь 21%. Видимо, проблемы с деньгами поставили многих на грань выживания, отбив желание думать о каких бы то ни было стратегиях, считает Ольга Кузина.
Отдельный вопрос касался знаний россиян о системе государственного страхования накоплений. Оказалось, что половина респондентов вообще понятия о ней не имеют, и лишь 22% знают о том, что система распространяется только на банковские вклады. Остальные ошибочно полагали, что государство страхует и вклады в кредитные кооперативы, и покупку акций, и соинвестирование в недвижимость.
Не более 30% опрошенных ответили, что всегда сравнивают условия предоставления финансовой услуги в различных компаниях. 21% вообще затруднился с ответом на этот вопрос. Лишь 35% заявили, что подписывают договора с банком после внимательного прочтения (37% ответили, что не имеют опыта подписания таких договоров). 15% отрапортовали, что подписывают после прочтения, даже если не понимают написанного. Не более 5% правильно определили значение термина «эффективная процентная ставка».
Отвечая на вопрос, из каких источников они хотели бы получать недостающую информацию, большинство респондентов сказали, что в роли учителей хотят видеть представителей государственных органов регулирования. Вторая по популярности группа - некие «независимые финансовые советники». Беда в том, что первым некогда заниматься народным просвещением, а вторых просто не существует в природе, резюмировала Ольга Кузина.
Начать дискуссию