Необлагаемый налогами оборот «черного нала» в интернет-торговле составляет около 250-270 миллиардов рублей ежегодно. Об этом в ходе пресс-конференции «Современные тренды развития рынка ритейла в фактах и цифрах» сообщил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Сергей Румянцев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
По данным исследования, подготовленного Центром стратегических исследований Enter, торговля в российском сегменте интернета растет темпами, вдвое превышающими рост обычного, «оффлайнового» ритейла - 30% в год против 16%. И это только по официальным оценкам, поскольку электронная коммерция пока что остается одним из самых непрозрачных рынков.
Это гораздо более активный рост, чем в США или Евросоюзе (14% и 9% соответственно). Но сущие пустяки по сравнению с Китаем, где оборот онлайн-торговля в прошлом году увеличился на 219%, а в этом - на 122%. Впрочем, цифры роста мало что дают без абсолютных показателей. А они все расставляют по местам: в 2011 году объем рынка интернет-торговли в ЕС равнялся 260 миллиардам долларов, в США – 194 миллиардам, в Китае – 25 миллиардам, в России – 10,3 миллиардам. Как видим, расти есть куда еще долго.
Впрочем, статистика интернет-торговли в России очень приблизительна. По словам Сергея Румянцева признался, лишь немногие из почти 30 тысяч российских интернет-магазинов работают более или менее прозрачно. Четыре пятых оплат товаров и услуг совершаются наличными, и даже на сайтах московских онлайн-ритейлеров сервис оплаты банковской картой представлен лишь в 80% случаев. В провинции этот показатель колеблется от 70% до 50%. Что касается услуги «купить в кредит онлайн», то она есть лишь у немногих.
«Это вопрос доверия банковской системы к самим интернет-магазинам, - прокомментировал Клерк.Ру эту статистику член правления банка «ТРАСТ» Григорий Варцибасов. - Нужен рейтинг, который отражал бы количество реальных активов магазина, давал понимание, можно ли там запускать кредитную схему. А то часто обращаются электронные торговцы с предложением кредитовать покупателей на сайте, а потом проходит время, и нет этого магазина. Это вопрос доверия, прозрачности рынка».
Крупные онлайн-магазины тем временем пытаются упорядочить игру и устранить с рынка мелких и микроскопических игроков. Те, как известно, торгуют исключительно за наличные, уклоняются от налогов, выставляют на своих сайтах широкий ассортимент, из которого реально могут обеспечить лишь небольшую долю поставок.
«Государство этой проблемой предметно не занимается, - жалуется президент АКИТ, - хотя при наличии политической воли для наведения порядка хватило бы года». По оценкам АКИТ, серый рынок интернет-торговли уводит от налогообложения примерно 250–270 миллиардов рублей в год.
Начать дискуссию