Оборот прямых продаж в России возрастает с каждым годом. Эта тенденция фиксировалась и в кризис, наблюдается она и сейчас, несмотря на посткризисный отток участников из этой отрасли.
Об этом 14 ноября в ходе конференции «Потребитель и предприниматель - шаги навстречу» сообщила президент Ассоциации прямых продаж России (АПП) Тамара Шокарева. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
За первые девять месяцев 2012 года продажи участников АПП выросли на 17,6% по отношению к аналогичному периоду 2011 года и составили 91,1 млрд. рублей. Последний раз такая динамика отмечалась на рынке 4-5 лет назад.
С 1999 года суммарный объем прямых продаж в России неуклонно растет. Расширяется перечень товаров и услуг, распространяемых таким путем. Если первоначально список включал в себя косметику и парфюмерию, предметы личной гигиены и посуду, то позже к нему добавились бытовая техника, игрушки, книги и образовательные материалы, одежда, бижутерия, аксессуары.
А вот количество независимых распространителей (по данным АПП) демонстрирует не столь линейный рост. Пик вовлеченности населения в прямые продажи пришелся на кризисный 2009 год - тогда количество продавцов дошло до почти пяти миллионов человек. «Для половины независимых продавцов работа в сфере прямых продаж является единственной альтернативой безработице», - отметила по этому поводу Тамара Шокарева.
Затем, с восстановлением экономики, началось снижение числа участников: до 4,4 миллиона человек в 2010 году и 4,08 миллиона в 2011-м. Видимо, «схлынули» те, кто в прямых продажах себя так и не нашел, поскольку в объемах продаж никакого провала в связи с этим не наблюдается.
Начать дискуссию