Отчисление части прибыли на благотворительность стало устойчивым обычаем для российского бизнеса, однако тесной связи между благотворительностью компании и ее конкурентным преимуществом в глазах потребителя до сих не возникло. Об этом в ходе круглого стола «Инвестиции в социальную сферу Москвы: законодательство, практика, стратегия» сообщил председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
«Для крупного российского бизнеса не заниматься благотворительностью стало уже неприлично, - отметил Гагарин. - И дело тут, конечно, не только в пристойностях – благотворительность давно стала частью маркетинговой стратегии, а отсутствие благотворительных программ для крупной компании – это гарантированные репутационные потери. В тех или иных формах на благотворительность жертвуют около 70% российских коммерческих организаций (в США и Европе, соответственно, 98% и 96%), а в каждой второй крупной фирме на эти цели предусмотрен бюджет, составляющий от 11% до 17% чистой прибыли».
Правда, благотворительность российского бизнеса имеет свой специфический оттенок. В частности, в рейтинге «Лидеры корпоративной благотворительности» представлены лишь 12 из 100 крупнейших российских компаний, а в целом в списке преобладают компании с участием иностранного капитала. В частности, там нет «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти», из «большой четверки» сотовых операторов представлена только МТС, из крупных ритейлеров – только X5 Retail Group. (Между тем бесспорным лидером по тратам на благотворительность стала АФК «Система» - 2,6 млрд. рублей за год).
«Как нам представляется, это связано не столько с нежеланием «пиариться на добрых делах», сколько с тем, что основной аудиторией благотворительности таких компаний является все же не общество, а органы власти, - продолжил Павел Гагарин. - Ведь успех компании в России очень часто в большей степени зависит от благосклонности чиновников, чем от рыночных факторов».
Впрочем, нельзя не отметить, что и российское общество, в отличие от западного, пока не слишком-то ориентируется на великодушие бизнесменов в своем потребительском выборе. Как показало исследование группы ЦИРКОН, для 62% респондентов уровень трат компании на благотворительность не является сколько-нибудь ценной информацией. Лишь для 26% щедрость компании будет являться ее конкурентным преимуществом, 5% не знают, как к этому относиться. Но что самое интересное, для оставшихся 7% респондентов траты компании на благотворительность и вовсе являются раздражающим фактором. Очевидно, эти 7% смотрят на благотворителей не иначе, как на зажравшихся буржуев.
Начать дискуссию