Вопреки утверждениям налоговых консультантов, чистый отток капитала из России - явление несомненное, и он не компенсируется инвестициями, идущими через офшоры. Об этом в ходе круглого стола «Финансовый рынок: валютные войны?», заявил председатель Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ Яков Миркин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
«Да, мы создали уникальную офшоризованную экономику, - подтвердил Миркин. - Согласно статистике МВФ, пять крупнейших источников прямых инвестиций в Россию - это офшорные экономики, включая Нидерланды. Но баланс «туда-обратно» все-таки далеко не нулевой. Мы уже почти двадцать лет живем в условиях чистого вывоза капитала частным сектором. 50-70 млрд. долларов в год - это именно разница между тем, что ушло и что пришло. К этому следует добавить вывоз валюты за счет растущих валютных резервов страны (сейчас они падают). Это постоянная выкачка ликвидности. Круговорот вещества в природе: высокие цены на нефть, деньги заходят, через бюджет и ЦБ уходят в ЗВР, а через частный сектор - вывозятся и оседают за кордоном».
«У нас изначально в экономику встроено неблагоприятное соотношение портфельных и прямых инвестиций. Для развивающихся стран доля прямых инвестиций выше, для развитых - наоборот, портфельных. У нас в России доля прямых инвестиций - тех самых, что должны приносить технологии, искусство менеджмента - очень мала», - поясняет эксперт.
«У нас два канала вливаний - деньги за сырье и деньги нерезидентов, - отмечает Миркин. - Но российская экономика по итогам кризиса стала самой волатильной среди 40 крупнейших в мире. По итогам 2008 года портфельные инвестиции упали на 70%, прямые инвестиции (уставные капиталы, технологии, оборудование) - на 56%. То есть экономика с точки зрения счета капитала всегда готова к тому, что будет моментально обескровлена, что финансовые рынки останутся без нерезидентов, хотя до сих пор экономика от них очень серьезно зависит».
«Если из баланса прямых инвестиций исключить средства от продажи Роснефти и ТНК, то окажется, что годовой приток не превышает 30 млрд. долларов, - подтвердил главный эксперт Центра экономического прогнозирования Максим Петроневич. - Это около полутора процентов ВВП, хотя до кризиса прямые инвестиции составляли 3,5-4% ВВП. Желание инвестировать в Россию невысоко, несмотря на то, что отдача от этих инвестиций - одна из самых высоких - около 8% на вложенный капитал. По меркам развитых стран, где привыкли к 2-3%, это много».
Начать дискуссию