Анализ пилотного проекта по внедрения социальных норм потребления электричества показывает неоднозначные результаты, и лучше было бы правительству оставить ввод этих норм на усмотрение самих регионов. Об этом 28 января в ходе круглого стола «Практика и результаты применения социальной нормы на электроэнергию в пилотных регионах Российской Федерации в 2013 году» заявила руководитель комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Как известно, с 1 сентября 2013 года в шести пилотных регионах России - Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской областях, Забайкальском, Красноярском краях - начался эксперимент по переходу к социальной норме потребления электроэнергии. По итогам эксперимента планировалось с 1 июля 2014 года ввести новый порядок расчетов на всей территории страны. Но теперь, кажется, становится ясно, что этого не будет. К 1 марта администрация президента должна получить экспертный доклад, по результатам которого будет решаться дальнейшая судьба эксперимента.
Несколькими днями ранее он был раскритикован представителями Общероссийского народного фронта. «Никакого эксперимента не было и нет, - полагает зампред комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктор Климов. - Из шести регионов только два вводили социальные нормы в соответствии с требованиями методики. Остальные просто продлили уже действующие нормы.
Нам «продавали» методику, как сложный механизм регулирования, учитывающий множество аспектов - категорию домовладения, число проживающих и их социальный статус, учет общедомовых нужд, ветхость и аварийность, наличие ГВС и прочая, и прочая. Но оказалось, что 4 региона эти проблемные настройки вообще не тестировали, а в одном из двух, где делали по методике, - в Орловской области - базовая ставка в 190 кВт/ч заведомо включает в себя все. А между тем все проблемные зоны остались.
Ни в одном из регионов нет результатов, показывающих достижение поставленных целей введения СНП: стимулирование экономии, снижение тарифов и расходов, сокращение перекрестного субсидирования. С последним вообще смех. Расчеты на калькуляторе, доступные школьнику, показывают, что за счет более высокой оплаты нескольких процентов от общего объема потребляемой в регионе электроэнергии проблемы промышленности никак не решить».
Представители регионов, выступавшие в Общественной палате, отметили, что предложенная методика наносит удар по двум категориям населения. Это, во-первых, многодетные семьи, которым нормативы потребления не позволят уложиться в социальную норму без повышения тарифной ставки. А во-вторых, это люди, проживающие в ветхом и аварийном жилье и использующие электричество для отопления. Им деваться некуда, поскольку основные расходы на капитальный ремонт домов государство также переложило на плечи граждан.
Кроме того, для полноценного внедрения новой методики расчетов (какой бы она ни была) потребуется значительно расширить штаты «контролеров», что само по себе увеличивает бюджетные расходы и уменьшает и без того призрачную экономию.
По результатам круглого стола решено рекомендовать правительству отказаться от единовременного перехода всех регионов на СНП с 1 июля. Каждый из субъектов Федерации должен сам определиться, насколько такая мера для него необходима, уверена Светлана Разворотнева. В свою очередь, идеолог реформы Андрей Чибис, который недавно занял пост заместителя министра строительства и ЖКХ, заявил, что методика вполне отработана и оснований для переноса ранее намеченного срока ее ввода, на его взгляд, нет.
Начать дискуссию