Появление Volkswagen российской сборки снова откладывается. Московская область, где зарезервирована площадка под завод VW, не выполнила основное условие немецкого концерна — не подала заявку на организацию особой экономической зоны. Зато любой ценой автомобильных инвесторов готов привлекать Татарстан. Республика хочет создать ОЭЗ под проект корейской Hyundai, но ведет переговоры и с VW.
Volkswagen – крупнейший автопроизводитель в Европе. В 2004 г. продал 5,14 млн автомобилей. Выручка компании – $121,3 млрд, чистая прибыль – $923 млн. В России за девять месяцев 2005 г. продала 9571 машину.
Участок для завода Volkswagen зарезервирован в подмосковном Ступине более двух лет назад. За это время чиновники уже не раз объявляли модели, которые Volkswagen мог бы выпускать в России: от компакт-вэна Touran до легковых Bora, Pointer и даже Skoda в объеме от 50 000 до 200 000 шт. в год. А в конце лета Московская область подала предварительную заявку на создание особой экономической зоны по сборке иномарок. Предполагалось, что работать там будут Volkswagen и производители его автокомпонентов.
Как рассказали “Ведомостям” два источника, знакомых с позицией Volkswagen, это было главное условие концерна для строительства завода. “Параллельно Volkswagen рассчитывал получить льготы по 166-му постановлению правительства о промсборке автомобилей [дает инвестору право ввозить основные импортные автокомпоненты без пошлин или по ставке 3%]”, — поясняет чиновник правительства. Это позволило бы ему не платить пошлины за компоненты, перечисленные в постановлении (при вывозе из ОЭЗ товар облагается пошлиной). А производимые в ОЭЗ запчасти могли пойти в зачет локализации.
Но идея Volkswagen сразу же вызвала недовольство федеральных чиновников, поскольку уже пришедшие в Россию Renault, Toyota, Ford таких преференций получить не могут. Их заводы уже работают (Renault и Ford) или строятся (Toyota), а ОЭЗ, как пояснил чиновник Минэкономразвития, открываются только под новые, создаваемые с нуля проекты. Правительство Московской области, похоже, вняло этим доводам. Вчера Федеральное агентство по управлению ОЭЗ закончило принимать заявки на организацию таких зон, и, как рассказал высокопоставленный чиновник областного правительства, среди 71 заявки, в том числе нескольких от Подмосковья, не оказалось тех, что предназначены для сборки автомобилей или комплектующих. “Это было бы некрасиво по отношению к другим автоконцернам”, — отмечает он. К тому же Volkswagen, по его словам, не позаботился о “необходимых для заявки” письмах производителей автокомпонентов, подтверждающих, что они хотят работать в ОЭЗ.
Хотя Ступино не получит для завода Volkswagen статус ОЭЗ, чиновники не верят, что концерн поставит крест на российском проекте. В России постоянно появляются новые возможности, рассуждает сотрудник Минэкономразвития. А его коллега из Минпромэнерго напоминает, что сейчас обсуждается возможность распространения действия льготного режима промсборки и на автокомпоненты.
А заманить к себе Volkswagen теперь пытается и другой регион — Татарстан. Высокопоставленный чиновник правительства Татарстана заявил “Ведомостям”, что республика подала заявку на организацию ОЭЗ под производство автомобилей и комплектующих. Пока переговоры по работе в этой зоне ведутся с корейской Hyundаi, но представители Volkswagen также недавно интересовались предлагаемыми условиями, уверяет собеседник. “Нам было бы интересно получить и тот и другой проект”, — отмечает собеседник. В Volkswagen лишь заметили, что концерн пока не принял окончательного решения о строительстве завода в России.
Генеральный менеджер по маркетингу и PR группы компаний “Рольф” Валерий Тараканов считает сомнения Volkswagen обоснованными. “Льготы по постановлению о промсборке даются на короткий срок [максимум семь лет], а при вступлении России в ВТО таможенные пошлины на импорт компонентов будут снижаться”, — отмечает он. Поэтому сейчас начинать строить завод в России имеет смысл, только если, как и Ford, ставить перед собой цель завоевать большую долю российского рынка и навсегда, говорит Тараканов. У Volkswagen, в планах которого в 2005 г. продать в России лишь 11 500 машин, такой задачи нет, считает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Тот же Hyundai за девять месяцев этого года продал в России 68 475 машин. Впрочем, представитель Hyundai Анна Костюхина говорит, что ее компания также не определилась с судьбой проекта в России. В Ford откомментировать планы конкурентов отказались, а с представителями Renault связаться не удалось.
Юлия Федоринова
Анастасия Бокова
Александра Петрачкова
Ступинских Фольцвагенов не будет
Появление Volkswagen российской сборки снова откладывается.
Начать дискуссию